Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Урок – исследование
«Сила трения»
Выполнила:
Поляница Лариса Юрьевна
учитель физики
МБОУ «СОШ №10», ул. Мира 3а
2014 год
Цели урока:
Создать условия для осмысления понятия «сила трения», закрепления знаний о силе тяжести, весе, силе упругости;
Создать условия для развития исследовательских умений: наблюдать, анализировать, выделять признаки изучаемого явления в процессе проведения лабораторного эксперимента, выражать собственную мысль в логической форме;
Прививать навык работы с лабораторным оборудованием;
Формировать умение рационально использовать время при проведении эксперимента.
Оборудование: динамометры, бруски, грузы, клеёнка, карандаши или груз цилиндрической формы.
Дидактический материал: карточки инструкций, дневник исследований, тесты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Имануил Кант
1724-1804
ХОД УРОКА
Действия учителя | Действия учащихся | |
1.Организационный момент | Психологический настрой учащихся. — Уважаемые коллеги! Нет, нет я не оговорилась, сегодня вы ученики 7 класса мои коллеги- физики- экспериментаторы, исследователи нового вида силы. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. | Готовятся к восприятию урока |
2. Проверка домашнего задания | 1. Фронтальная беседа: Среди прочих наук, мы сегодня говорим о физике: — Что такое физика? — Что изучает физика? — Как получают знания по физике? Да, процесс исследования состоит из следующих звеньев: НАБЛЮДЕНИЕ—ГИПОТЕЗА—ЭКСПЕРИМЕНТ—ВЫВОДЫ Прислушаемся к мудрости учёных: Аристотель советовал «Сперва собирать факты и только после этого связывать их с мыслью». 2.Тестовая проверка д/з — прежде чем приступить к исследовательской работе надо получить допуск (проверить свои знания о физической величине сила) На работу 3 минуты. | 1. Отвечают на вопросы
-Ф. наука о природе. — Ф. изучает различные физические явления. — Основные методы получения знаний: наблюдения и опыт.
2. Работа с тестами |
3. Мотивационно-целевой компонент | 1. Зачитывает фрагмент из книги Я.И. Перельмана «занимательная физика» книга № 2, стр 39 — Что за важная сила исчезает в гололедицу? Без этой силы мы беспомощны и рискуем упасть. 2.Записывает тему урока | 1. Знакомятся с темой урока.
Сила трения.
2. Получают дневники исследований. Записывают тему урока. |
4. Планирование. | Фронтальная беседа: — Давайте подумаем, что мы можем узнать о силе трения? — Как будем узнавать? (Наблюдение — Гипотеза – Эксперимент – Выводы – Контроль- Оценивание) | Планируют свою работу: 1.Что такое сила трения (определение)? 2.Как обозначают? 3.Когда возникает? 4.Почему возникает? 5.Куда направлена? 6.К какому телу приложена? 7.От чего зависит? 8.Как измерить? |
5.Реализация плана | 1. Фронтальная беседа: — За силой трения мы наблюдали в жизни, ею мы пользуемся, может быть лишь не задумывались об этом, и не знали что она так называется. — На какой вопрос можем сразу ответить? Когда?
— Необходимо научиться измерять силу трения. Каким прибором необходимо воспользоваться? | 1.Анализируют свой жизненный опыт. Учатся грамотно выражать свою мысль используя терминологию физики. — При движении одного тела по поверхности другого. Фиксируют в дневниках исследования.
Динамометр. |
| 2 Обучает правилам работы с динамометром, способам измерения силы трения.
3. Акцентирует внимание, что динамометр показывает силу тяги руки
—Куда направлена сита трения?
4. Учит выдвигать гипотезы (используя жизненный опыт) — От чего зависит сила трения? 5. Лабораторная работа (дозированный по времени эксперимент с пошаговым контролем на доске). Опыт № 1 Зависимость силы трения от прижимающей силы. Опыт №2. Зависимость от качества поверхности. Опыт №3. Сравнения силы трения скольжения и трения качения. Пример использования силы трения качения при реконструкции города Москвы, часть домов на улице Горького была передвинута именно так. — На какие вопросы ещё мы можем ответить? — Дайте определение силе трения.
6.Рисует изображение силы трения на доске.
7. Знакомит с видами сил трения в ходе заполения таблицы.
8. Фронтальный опыт.Трение покоя.
Подняв край доски брусок остаётся в покое. – Какая сила его удерживает на наклонной плоскости? Силатрения покоя позволяет удерживать в руках предметы, не рассыпается горка песка, удерживается вбитый гвоздь в стене, работают шкивы (демонстрирует ременную передачу) | 2. Читают карточку инструкцию по работе с динамометром. 3-4. Учатся анализировать и делать выводы. — В сторону противоположную движению (фиксируют).
5. Учатся проводить эксперимент делать выводы. (работа в парах)
Учатся соотностить свои действия с планом.
Дают своё определение сравнивают с определением в учебнике. 6.Учатся правилам оформления сил.
7. Самостоятельно заполняют таблицу.
8.Знакомятся сновым видом силы – трение покоя
|
6.Рефлексия | 1. Учит делать выводы. — Подведём итоги запишем выводы. — Что узнали на уроке? — Чему учились? | 1. Учатся делать выводы: письменно, самостоятельно в дневниках исследования |
7. Домашнее задание | 1.Инструктирует в выполнении домашнего задания. П.30-32, стр.164, № 39-42 любые две. 2. Мотивирует на творческое задание написать сказку «Если бы исчезло трение». | 1. Записываю д/з. |
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДИНАМОМЕТРОМ
К деревянному бруску присоединить динамометр.
Держать динамометр горизонтально.
Двигать равномерно.
Динамометр показывает силу тяги равную силе трения. Эти величины равны по модулю и противоположны по направлению.
КАРТОЧКИ ИНСТРУКЦИИ
ОПЫТ №1
Измерить силу трения бруска без груза.
Измерить силу трения бруска с грузом.
Записать полученные величины.
Сделать вывод.
ОПЫТ №2
1.Измерить силу трения бруска по гладкой поверхности.
2.Измерить силу трения бруска по шероховатой поверхности.
3.Записать полученные величины.
Сделать вывод.
ОПЫТ №3
Измерить силу трения бруска имеющего форму цилиндра.
Записать полученные величины.
сделать вывод.
ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ
__________________________________________________
(Ф.И.)
Тема____________________________________________________________
Когда возникает___________________________________________________
Куда направлена __________________________________________________
Как обозначается___________________________________________________
Где точка приложения (покажи на чертеже)
От чего зависит_____________________________________________________
Величины | Значение | Вывод | |
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
Почему возникает___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сила трения – это сила, возникающая__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Направленная______________________________________________________
|
|
|
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________