Урок – исследование «Сила трения»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»




Урок – исследование

«Сила трения»












Выполнила:

Поляница Лариса Юрьевна

учитель физики

МБОУ «СОШ №10», ул. Мира 3а



2014 год

Цели урока:

  • Создать условия для осмысления понятия «сила трения», закрепления знаний о силе тяжести, весе, силе упругости;

  • Создать условия для развития исследовательских умений: наблюдать, анализировать, выделять признаки изучаемого явления в процессе проведения лабораторного эксперимента, выражать собственную мысль в логической форме;

  • Прививать навык работы с лабораторным оборудованием;

  • Формировать умение рационально использовать время при проведении эксперимента.


Оборудование: динамометры, бруски, грузы, клеёнка, карандаши или груз цилиндрической формы.

Дидактический материал: карточки инструкций, дневник исследований, тесты.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»

Имануил Кант

1724-1804



ХОД УРОКА


Структура деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

— Уважаемые коллеги! Нет, нет я не оговорилась, сегодня вы ученики 7 класса мои коллеги- физики- экспериментаторы, исследователи нового вида силы. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа.

Готовятся к восприятию урока

2. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная беседа:

Среди прочих наук, мы сегодня говорим о физике:

— Что такое физика?

— Что изучает физика?

— Как получают знания по физике?

Да, процесс исследования состоит из следующих звеньев: НАБЛЮДЕНИЕ—ГИПОТЕЗА—ЭКСПЕРИМЕНТ—ВЫВОДЫ

Прислушаемся к мудрости учёных: Аристотель советовал «Сперва собирать факты и только после этого связывать их с мыслью».

2.Тестовая проверка д/з

прежде чем приступить к исследовательской работе надо получить допуск (проверить свои знания о физической величине сила) На работу 3 минуты.

1. Отвечают на вопросы



-Ф. наука о природе.

— Ф. изучает различные физические явления.

— Основные методы получения знаний: наблюдения и опыт.




2. Работа с тестами

3. Мотивационно-целевой компонент

1. Зачитывает фрагмент из книги Я.И. Перельмана «занимательная физика» книга № 2, стр 39

— Что за важная сила исчезает в гололедицу? Без этой силы мы беспомощны и рискуем упасть.

2.Записывает тему урока

1. Знакомятся с темой урока.


Сила трения.


2. Получают дневники исследований. Записывают тему урока.

4. Планирование.

Фронтальная беседа:

— Давайте подумаем, что мы можем узнать о силе трения?

— Как будем узнавать?

(Наблюдение — Гипотеза – Эксперимент – Выводы – Контроль- Оценивание)

Планируют свою работу:

1.Что такое сила трения (определение)?

2.Как обозначают?

3.Когда возникает?

4.Почему возникает?

5.Куда направлена?

6.К какому телу приложена?

7.От чего зависит?

8.Как измерить?

5.Реализация плана

1. Фронтальная беседа:

— За силой трения мы наблюдали в жизни, ею мы пользуемся, может быть лишь не задумывались об этом, и не знали что она так называется.

— На какой вопрос можем сразу ответить? Когда?







Необходимо научиться измерять силу трения. Каким прибором необходимо воспользоваться?

1.Анализируют свой жизненный опыт.

Учатся грамотно выражать свою мысль используя терминологию физики.

— При движении одного тела по поверхности другого. Фиксируют в дневниках исследования.


Динамометр.


2 Обучает правилам работы с динамометром, способам измерения силы трения.


3. Акцентирует внимание, что динамометр показывает силу тяги руки


Куда направлена сита трения?


4. Учит выдвигать гипотезы

(используя жизненный опыт)

— От чего зависит сила трения?

5. Лабораторная работа

(дозированный по времени эксперимент с пошаговым контролем на доске).

Опыт № 1 Зависимость силы трения от прижимающей силы.

Опыт №2. Зависимость от качества поверхности.

Опыт №3. Сравнения силы трения скольжения и трения качения.

Пример использования силы трения качения при реконструкции города Москвы, часть домов на улице Горького была передвинута именно так.

— На какие вопросы ещё мы можем ответить?

— Дайте определение силе трения.





6.Рисует изображение силы трения на доске.



7. Знакомит с видами сил трения в ходе заполения таблицы.


8. Фронтальный опыт.Трение покоя.

Подняв край доски брусок остаётся в покое. – Какая сила его удерживает на наклонной плоскости? Силатрения покоя позволяет удерживать в руках предметы, не рассыпается горка песка, удерживается вбитый гвоздь в стене, работают шкивы (демонстрирует ременную передачу)

2. Читают карточку инструкцию по работе с динамометром.

3-4. Учатся анализировать и делать выводы.

— В сторону противоположную движению (фиксируют).


5. Учатся проводить эксперимент делать выводы.

(работа в парах)





Учатся соотностить свои действия с планом.




Дают своё определение сравнивают с определением в учебнике.

6.Учатся правилам оформления сил.


7. Самостоятельно заполняют таблицу.


8.Знакомятся сновым видом силы – трение покоя



6.Рефлексия

1. Учит делать выводы.

— Подведём итоги запишем выводы.

— Что узнали на уроке?

— Чему учились?

1. Учатся делать выводы: письменно, самостоятельно в дневниках исследования

7. Домашнее задание

1.Инструктирует в выполнении домашнего задания.

П.30-32, стр.164, № 39-42 любые две.

2. Мотивирует на творческое задание написать сказку «Если бы исчезло трение».

1. Записываю д/з.










ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДИНАМОМЕТРОМ


  1. К деревянному бруску присоединить динамометр.

  2. Держать динамометр горизонтально.

  3. Двигать равномерно.


Динамометр показывает силу тяги равную силе трения. Эти величины равны по модулю и противоположны по направлению.




КАРТОЧКИ ИНСТРУКЦИИ


ОПЫТ №1

  1. Измерить силу трения бруска без груза.

  2. Измерить силу трения бруска с грузом.

  3. Записать полученные величины.

  4. Сделать вывод.


ОПЫТ №2

1.Измерить силу трения бруска по гладкой поверхности.

2.Измерить силу трения бруска по шероховатой поверхности.

3.Записать полученные величины.

  1. Сделать вывод.


ОПЫТ №3

  1. Измерить силу трения бруска имеющего форму цилиндра.

  2. Записать полученные величины.

  3. сделать вывод.


















ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ

__________________________________________________

(Ф.И.)


Тема____________________________________________________________


Когда возникает___________________________________________________


Куда направлена __________________________________________________


Как обозначается___________________________________________________


Где точка приложения (покажи на чертеже)


От чего зависит_____________________________________________________


опыта

Величины

Значение

Вывод

1






2






3







Почему возникает___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Сила трения – это сила, возникающая__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Направленная______________________________________________________



Виды сил трения






Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Состав воздуха"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: