Урок на тему «По следам одной катастрофы»


Гончаров В.Ю.

Учитель физики, 1 категория


Урок на тему «По следам одной катастрофы»


в VII классе


Цели: 1) повторение и обобщение знаний о механическом движении, плотности и атмосферном давлении;

2) выработка умений решать задачи;

3) формирование представлений о единстве человека и природы, их обоюдной уязвимости.


Оборудование: видеомагнитофон, магнитофон, карта исследуемого края, маршрутные листы, нить, линейка.


Ход урока


  1. Приветствие. Мотивация.

В Карагандинской области есть поселок Мирный, расположенный в 200 км от города Караганды. Недалеко проходит канал Иртыш-Караганда. По левому берегу канала проложены нефте- и газопроводы. Я приглашаю вас в научно-исследовательскую экспедицию в поселок Мирный, где произошла авария в нефтепроводе, с целью выяснения экологического состояния местности.

  1. Устное решение тренировочных задач.

Нам предстоит долгий и трудный путь. В состав экспедиции можно зачислить только тех, кто справится с такими задачами:

  1. Сколько времени летит самолет из Караганды до поселка, если расстояние 200 км, а скорость самолета 400 км/ч?

  2. За сколько времени это расстояние будет пройдено велосипедистами, средняя скорость которых 20 км/ч

  3. Предположим, что мы пошли пешком. Сколько времени мы бы затратили на путешествие?

Какой вид транспорта мы выбираем? Конечно же самолет!

  1. Физический диктант (задание 1 из маршрутного листа).

Перед отправлением в путь проверим ваше «физическое оснащение». Запишите в таблицу маршрутного листа ответы на следующие вопросы:

  1. По какой формуле определяется пройденный путь?

  2. По какой формуле находится вес нашего груза?

  3. В каких единицах измеряется плотность жидкости, пробу которой нам необходимо будет взять?

  4. По какой формуле можно рассчитать высоту подъема самолета, если известно атмосферное давление на Земле и на высоте полета?

  5. Как называется явление, при котором вещества самопроизвольно смешиваются?

  1. Самопроверка.

(На заранее подготовленной таблице даны правильные ответы на вопросы диктанта. Учащиеся сверяют свои ответы с правильными и выставляют себе баллы за физический диктант)

  1. Упражнение (разминка).

Вообразите, что мы летим на самолете. Под нами проплывают просторы нашей Родины. Вот мы приземлились на левом берегу канала Иртыш-Караганда. Чтобы снять усталость после полета, приподнимите плечи и сведите лопатки, затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5 раз. Усталость прошла, и мы готовы к дальнейшему путешествию.

  1. Самостоятельная работа с маршрутными листами (задание 2).

Из поселка Мирный наш путь лежит в поселок Трудовое. Добираться туда будем двумя путями: один отряд пешком, другой – на автобусе. (Отряды приступают к выполнению задания 2 из своих маршрутных листов. Тихо звучит музыкальное произведение. Командиры отрядов выполняют задание на доске.)

  1. Упражнение (разминка).

Наши отряды вышли к поселку в разных местах. Давайте позовем друг друга. (Поочередно показываю карточки с гласными буквами А, О, У, Э, И. Учащиеся громко и протяжно произносят их вслух.)

  1. Просмотр видеофильма.

Вот отряды встретились. Что же мы видим вокруг себя? (На экране – земля, трава, ручей, залитые нефтью. Повсюду видны засохшие деревья).

Несколько месяцев назад в нефтепроводе появилось отверстие, из которого начала вытекать нефть.

  1. Решение задачи.

Приборами было зафиксировано, что до места назначения не дошло 1600 т нефти. Считая, что плотность нефти 800 кг/м3 рассчитаем массу разлившейся нефти.

  1. Самостоятельное решение задач (работа с маршрутными листами, задание 3 и 4).

В результате повреждения нефтепровода произошла экологическая катастрофа. Нефть погубила жизнь на большой территории, проникла в организмы растений, рыб, животных и человека, губительно действуя на них. Конкретные факты вы получите, выполнив задание 3 и 4 из маршрутного листа. (Ученики работают с маршрутными листами.)

  1. Упражнение (разминка).

Мы надышались здесь испарениями нефти. Давайте очистим наши легкие: вдох – резкий через рот. Повторите 5 – 6 раз.

  1. Самостоятельное решение задачи (задание 5).

Летом в этих местах бушевали пожары, уничтожившие огромные участки леса. Подсчитайте, сколько человек лишились при этом своих генераторов кислорода. Необходимые данные возьмите из задания 5 маршрутного листа.

  1. Подведение итогов урока.

Какой вы находите экологическую ситуацию в данной местности? как нужно поступить? Ваши предложения. (Природу нужно восстановить и беречь. Человек – часть природы. Ущерб, наносимый природе , пагубно сказывается на людях.)

  1. Домашнее задание.

Рассчитайте Архимедову силу, действующую на ваше тело, при погружении в воду, если плотность тела человека приблизительно равна 1150 кг/м3.

На обратной стороне маршрутного листа нарисуйте любую замкнутую кривую, а внутри нее то, что вам хочется нарисовать мне на память. Благодарю всех за работу. Вы – молодцы!

Свежие документы:  СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: