Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова
г.Петровска Саратовской области
План-конспект урока
Учитель: Сеничкина Елена Викторовна
Предмет: физика.
Класс: 7
Тема: Давление в природе и технике.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-поиск (решения задач).
Цели и задачи урока:
систематизировать знания, полученные при изучении других дисциплин и других разделов физики;
показать, что многие понятия применимы для широкого класса задач в различных областях науки и производства;
формировать любовь к окружающей среде;
приучать к умению выслушивать других;
развивать логическое мышление, познавательный интерес, внимание;
вырабатывать умение анализировать и абстрагировать.
Оборудование: мензурка с водой-16 шт., рабочая тетрадь-27 шт., линейки, таблица плотностей некоторых веществ, барометр, манометр.
Деятельность ученика | Время | |
I. Организационный этап. II. Сообщение темы, постановка цели и задач урока. III. Выполнение задачи творческого типа. Вопросы: 1Как можно определить массу тела? 2Как определить массу автомобиля, не используя весы? 3 Какие необходимы для этого измерения? Дано: Си: Решение Вычисление: Р=1,7*105Па F=m*g а=13,5см 13,5*10-2см F=P*Ѕ m=4*13,5*10-2*20*10-2*1,7*105⁄10= в=20 см 20*10-2 см Ѕ=4*Ѕ1 g≈10Н/кг Ѕ=ав =1836(кг) m=4авP⁄g m=? [m]=м*м*Па*кг⁄ Н= =м2Н кг⁄ м2Н= кг
IV. Выполнение поисковых задач. .Эксперимент. Трубку, закрытую с одного конца резинкой, опускают в сосуд с водой. Вопросы: 1Почему в трубке поднимается уровень жидкости? 2. От чего зависит давление на дно мензурки? В процессе беседы дети приходят к выводу: Давление зависит от — плотности жидкости; -высоты столба жидкости; — атмосферного давления; -ускорения свободного падения. №1. Рассчитайте гидростатическое давление пресной воды на дно мензурки. Дано: Си: Решение Вычисление
=…. г/ см3 1000 кг/м3 g ≈10 … h =…
Pг =
№2. Рассчитайте гидростатическое давление пресной воды на дно мензурки на Луне, используя график зависимости силы тяжести от массы на Луне.. Дано: Решение Вычисление = 1000кг⁄м3 P=*g*h P=1000*0,065*32⁄20=104(Па) F=32Н g=F⁄m m=20кг P=*h*F⁄m h=0,065 м [P]=кг*м*Н⁄м3*кг=Н⁄м2=Па
P = ?
№3 Определите полное давление на дно мензурки, используя показания барометра.
Дано: Решение: Вычисление: = 1000кг⁄м3 P=Pа+ Pг P=98 800 + 1000*10*0,065=99 450(Па) h=0,065 м Pг=gh Pа=98 800Па P=Pа + gh g≈10Н⁄кг [P]= Па + кг*м*Н⁄м3*кг= Па + Н⁄м2=Па
P=?
V.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VI. Физминутка-эксперимент Вопросы: 1 В каком случае Вы оказывали меньшее давление на пол и почему? 2 Как можно это давление еще уменьшить?
VI.Выполнение редуцированных задач.
№1 Тест
Вариант №1
№1 В каком положении брусок производит большее давление?
а) б)
№2 Чтобы вычислить давление жидкости на дно сосуда, надо знать: а) плотность и высоту столба жидкости; б) массу и объем жидкости. №3 В каких единицах измеряют давление? а) 1 кг/м3 ; б) 2 Па ; в) 1 м/с ; г) 1 Н. №4 Станок весом 14 000 Н имеет площадь опоры 2 м2. Вычислите давление станка на фундамент. а) 7 кПа; б) 24 кПа; в) 280 Па. Вариант №2 №1 На какую грань давление жидкости наименьшее?
№2 Давлением называют величину, равную… а) силе, действующей на единицу площади опоры; б) отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.
№3 В формулах давление обозначают буквой …, силу…, площадь… . а) S…F…P №4 Вычислите силу, действующую на парус яхты площадью 60 м2, если давление ветра 80 Па. а) 19,2 кН; б) 480 Н; в) 4,8 кН. №2 Задача: Определите силу давления на демонстрационный стол.
Дано: Си: Решение: Вычисление: а = 74 см 0,74 м F=P*Ѕ F=98 800⁄ 0,74*2,41=176 199(Па)≈ в = 2,41 м Ѕ=а*в ≈176(кПа) Pа=98 800 Па F=P*а*в [F]=Па* м*м=Н F=?
VII.Анализ и оценка итогов работы.
VIII. Определение и разъяснение домашнего задания.
A: Повторить § 32, 37;
B: Человек массой 40 кг стоит на деревянном щите, весом которого можно пренебречь. Определите давление, которое человек, стоящий на щите, производит на болотистую поверхность. Размеры щита 40см и 50см.
C: Определите полное давление на дно сосуда, в который налито 30 см машинного масла и 5 см пресной воды.
|
Дети предлагают 2 способа: -используя весы; -рассчитать, используя плотность и объем тела.
Задачу решает ученик у доски вместе с классом.
Учащиеся отвечают с места.
Одновременно самостоятельно решаются задачи: №1- в тетрадях; №2-№3-у доски ( 2 ученика).
Дети обсуждают и анализируют задачи №1,2,3
Ученики выходят из-за парт и выполняют следующие упражнения: -присели -встали -встали на носки -встали на пятку одной ноги
Класс выполняет тест (по вариантам) самостоятельно.
После выполнения тестов учащиеся сдают бланки с ответами. После чего тесты проверяются фронтально.
Эту задачу ученик решает у доски, когда дети работают с тестами. Затем задача анализируется классом и записывается в рабочую тетрадь. | 1 мин 1 мин
4 мин
15 мин
3 мин
2 мин
5 мин
4 мин
2 мин
3 мин |
Список использованной литературы
Ушаков М.А. Раздаточный материал по физике 6 класс — издательство «Просвещение», 1988