Урок в 7 классе «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»


Новосибирская область, Мошковский район, МБОУ «Сокурская СОШ»

Учитель физики Онькова Ольга Владимировна


Урок в 7 классе.


Тема «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля» (СЛ.1)


Цель урока: Изучить закон Паскаля, объясняющий процесс передачи давления жидкостями и газами. (СЛ.2)



Содержание занятия


  • Первый этап урока. Мотивация.

Учитель. Ребята! У меня есть два яйца – одно варёное, а другое сырое. Что произойдет с каждым из них, если в них выстрелить из пистолета? Подумайте! А пока для усвоения сегодняшнего материала мы подготовим базу.


  • Второй этап урока. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

Учитель. (СЛ.3) Ребята! На ваших столах карточках с табличками. Подпишите их. На экране тесты с заданиями. Вы должны, внимательно читая задания, правильно на них ответить. Обращаю ваше внимание, что исправленные ответы считаются за ошибку.

Тест по теме «Давление твердых тел»:

  1. По формуле р = определяют физическую величину …

С) работу;

У) давление;

К) скорость;

О) путь.

2. Основной единицей измерения давления является …

У) Ватт (Вт)

Ж) Джоуль (Дж)

В) Ньютон (Н)

Р) Паскаль (Па)

3. Имеются два кирпича одинаковой массы и размеров

1 2

Меньшее давление оказывает кирпич …

А) 1; С) 2; Ж) давление одинаково.


Учитель. (СЛ.4) Внимание! Правильный ответ: УРА! А теперь вы сами себя оцените: если у вас получилось слово – вы ставите себе отметку «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки — «3». Поднимите руку, у кого нет троек. Молодцы!

Карточки оставьте пока у себя, на краю стола.


  • Третий этап урока. Изучение нового материала.

Учитель.

(СЛ.5)

А сейчас немного поговорим о давлении газа:


  1. Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов?

  2. Какова особенность поведения молекул жидкости и газа?

3. Чем создается давление газа? (ударами молекул газа)

4. На примере воздушного шарика скажите: Как газ давит на стенки сосуда любого, в том числе и воздушного шарика? (Газ давит на стенки шарика по всем направлениям одинаково).

Так же и жидкости давят на стенки сосуда.


(СЛ.6)

Давайте это проверим еще раз на опыте. У вас на столах комплект для проведения эксперимента и описание опыта.

ВНИМАНИЕ!. Не забудьте о соблюдении правил техники безопасности при работе со стеклянным оборудованием. По окончании эксперимента сделаем вывод.

(СЛ.7)

Итак, почему столбик воды в капиллярной трубочке поднимается? =

Вывод: Давление, производимое на газ, передается в каждую точку газа, а также в отверстие капиллярной трубки. Водяной столбик, испытывая передаваемое давление, движется к открытому концу капиллярной трубки.

= Для того, чтобы объяснить, передается как передается производимое на жидкости и газы давление, проведем еще один опыт.

Приглашается помощник: налейте в полиэтиленовый пакет немного воды и завяжите его. Давайте положим его между двумя книгами и надавим на верхнюю. Удалось ли нам сжать воду?

(СЛ.8)

НЕТ! Жидкости вообще не возможно сжимать, когда мы надавливаем на одну часть жидкости, давление передается всем другим её частям.

= Как вы думаете, чем можно объяснить это явление? (Подвижностью частиц жидкости или газа) ТО ЕСТЬ, подвижностью частиц жидкости и газа объясняется, что давление производимое на жидкость или газ передается в каждую точку жидкости или газа, причем одинаково по всем направлениям.

(СЛ.9) Этот факт был установлен французским ученым Блез Паскалем и сейчас называется законом Паскаля.


Давайте вместе еще раз прочитаем закон Паскаля

Ребята! Так все-таки, что же произойдет с вареным и сырым яйцом, если в них выстрелить? (Вареное яйцо – это твердое тело, в нем давление передается в направлении действия силы, то есть пули, значит будет отверстие. А сырое яйцо – это жидкость. В нем, согласно закону Паскаля давление передается одинаково по всем направлениям, следовательно яйцо разлетится во все стороны).


  • Четвертый этап урока. Закрепление и применение знаний.

Учитель. А теперь посмотрим, как изученный материал поможет вам решать задачи: (СЛ.10)


  1. Загадка.

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь,

На веревочке висит,

Зазеваюсь – улетит. (Воздушный шарик)


Ответьте на вопрос: если нажать на шарик, то можно ли сказать, в каком месте он лопнет? (По закону Паскаля давление передается во все точки одинаково, а значит, шарик может лопнуть в любой точке)

(СЛ.11)

  1. Задачи от Григория Остера:

    1. Как изменится давление в воздушном шарике средних размеров, если его сначала бессовестно надуть, а потом, воспользовавшись его наивностью и доверием, очень крепко прижать к груди? (Сначала давление увеличится, но шарик станет больше и спасется. А вот когда его крепко прижать к груди, он может и лопнуть от переизбытка чувств и давления).

    2. Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку? (Все зависит от массы бабушки и дедушки)

(СЛ.12)

  1. Отрывок из рассказа Н.Н.Носова «Незнайка на Луне»

«Незнайка и Пончик почувствовали, что комбинезоны, которые прежде плотно прилегали к телу, вдруг стали становиться просторнее, словно раздувались. Это объяснялось тем, что давление наружного воздуха исчезло и стенки скафандров стали испытывать лишь давление воздуха изнутри…»

Вопрос: А в какой точке скафандра давление больше: в средней, нижней или у головы коротышек? (По закону Паскаля давление во всех точках одинаково).

(СЛ.13)

  1. Мы надуваем мыльные пузыри. Почему они приобретают форму шара?

  2. Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?


  • (СЛ.14) Пятый этап урока. Контроль и самоконтроль знаний.

Учитель. А сейчас проверим, как вы поняли изучаемый сегодня материал. Возьмите карточки, на которых вы уже отвечали. Под табличкой будете отвечать, очень лаконично, на качественные задачи.

  1. Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать? (Молекулами. Закон Паскаля)

  2. Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков? (Закон Паскаля)

  3. Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса? (его нужно нагреть, например бросить в горячую воду).


Итак, поменяйтесь карточками, будете оценивать друг друга. Я читаю ответ на каждую задачу, вы сверяете и ставите «+» или «-», а потом ставите оценку в зависимости от количества правильных ответов.

(СЛ.15)

  • Шестой этап урока. Информация о домашнем задании.

— §36, ответить на вопросы.

— Упражнение 14 на стр. 88. Задачи №1,2.

— Экспериментальное задание:

На боковой стенке высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3см, 6см, 9см. поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем воды поступающий в банку и вытекающий из неё был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий банки, и сделайте вывод.


  • Седьмой этап урока. Подведение итогов, рефлексия.


Учитель. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке и что узнали. Для этого ответьте на вопросы:

— Чем мы пользовались для получения новых знаний на уроке?

— что вы узнали о том как передается давление, оказываемое (производимое) на жидкость или газ?

А где на практике используется процесс передачи давления жидкостями и газами? Посмотрим? (СЛ.16)


Должна заметить, что новые знания мы получали в соответствии с методом научного познания: наблюдения => гипотеза => эксперимент => вывод.

Вы молодцы!

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Физические явления и законы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: