Внеклассное мероприятие по физике «Весёлое космическое путешествие» 9 класс



Муниципальное общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Егорьевск Московской области













Конспект внеклассного мероприятия

по физике в 9 классе



«Весёлое космическое путешествие»










подготовила

учитель физики

Андронова Елена Владимировна






г. Егорьевск
2014


Пояснительная записка


В данную методическую разработку входят:

  • Презентация

  • Конспект мероприятия с покадровыми описаниями хода мероприятия и рекомендациями по работе с презентацией

  • Приложение: дидактический материал, видеофрагменты и аудиофайлы используемые в ходе мероприятия


Цели:

  • Повышение интереса к предмету физики

  • Расширение межпредметных связей

  • Создание позитивного настроя при изучении физики

  • Повторение и обобщение материала из различных разделов программы


Задачи:

  • Закрепление навыка групповой работы

  • Развитие логического мышления

  • Развитие творческого мышления

  • Повышение мотивации к обучению физике

  • Закрепление навыка быстрого применения знаний на практике


Адресат:

  • Учителя физики

  • Учителя других предметов (данную разработку можно взять за основу при создании сценариев внеклассных мероприятий по любому предмету)

  • Классные руководители, организаторы внеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при создании сценария игрового внеклассного мероприятия)


Используемые образовательные технологии:

  • Технология КВО (коллективного взаимообучения), частный случай – технология работы по группам

  • Игровая технология

  • Тестовая технология

  • Технология актуализации знаний через межпредметные связи

  • ИК технология


Направленность, возможности применения разработки:

Данное внеклассное мероприятие может быть (без внесения изменений) проведено:

  • в 11-м, 10-м и 9-м классе (второе полугодие).

  • в случае углублённого изучения физики – и в 8-м классе.

  • между командами старших классов

  • между классами одной параллели

  • на факультативном или кружковом занятии по физике, для этого необходимо лишь частично изменить структуру мероприятия с учётом меньшего числа команд и участников.

Целесообразно проводить такое мероприятие в рамках предметной или межпредметной недели или как заключительный урок в конце учебного года.


Актуальность:

  • данное мероприятие является универсальным по адресату применения

  • нацелено на повышение мотивации к обучению

  • является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия

  • не требует от учащихся специальной подготовки к данному мероприятию

  • охватывает различные разделы физики

  • даёт возможность каждому ученику применить свои знания в неформальной игровой ситуации

  • презентацию к мероприятию можно взять за основу для проведения других внеклассных мероприятий как по физике, так и по другим предметам или в воспитательной работе.

Задания можно легко менять при систематическом или повторном проведении мероприятия, можно видоизменить презентацию для применения по одной, конкретной теме физики.


Условия реализации:

  • наличие компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете

  • умение учителя пользоваться данной техникой

  • наличие минимального количества учеников — участников игры (15 человек)

  • позитивный настрой учителя и учеников, так как мероприятие спланировано в форме игры и предполагает активное участие игроков и адекватную реакцию на юмор и нестандартные ситуации

Противопоказанием к применению может являться отсутствие любого из вышеперечисленных тезисов.

Мероприятие рассчитано по времени на 45 минут (урок).


Краткое описание:

Мероприятие представляет собой урок-игру. Участники делятся на несколько команд и совершают виртуальное космическое путешествие по выдуманным планетам, на каждой из которых их ждут нестандартные задания по физике, требующие применения не только предметных знаний, но и творческих способностей, логики, чувства юмора и т. д.






















Конспект внеклассного мероприятия

«Весёлое путешествие»


Подготовка:

За несколько дней до мероприятия класс делится на несколько равноценных команд и выбираются капитаны команд. Капитанам предлагается заранее придумать шуточные названия командам и продумать текст рапорта о готовности к космическому полёту.

(в данном случае класс 25 человек разделился на 5 команд по 5 человек)


Правила игры просты:

  • Капитан даёт ответ, посоветовавшись с командой

  • Все (кроме конкурса капитанов) задания выполняются сообща

  • Хорошее настроение и чувство юмора обязательно!


№ слайда

Внешний вид слайда

(без анимаций)

Краткие комментарии, действия учителя, действия учеников

1

Начало игры, при нажатии кнопки – музыка.

Учитель объявляет начало игры, приветствует игроков и зрителей, оговаривает правила игры.

Далее: капитаны команд отдают рапорт о готовности к космическому полёту.

2

Видеофрагмент взлёта космического корабля (при повторном нажатии кнопки мыши). Одновременно с видеофрагментом учитель читает текст.

Если возможности компьютера не позволяют запустить видео напрямую из презентации, то его можно открыть как отдельный файл.

Текст к слайду № 2:

День за днём всё быстрее проходят года,

Оставляя вопросы, меняя ответы.

Знанье – сила и свет. И кому как ни нам

Знать, что жизнь отличает стремление к свету.

Жизнь нам ставит преграды на этом пути.

Оглянуться не поздно, остаться не поздно.

Даже если устали, то надо идти

Выше, дальше, на свет – через тернии к звёздам!


3

Это основной слайд. К конце каждого этапа (планеты) путём нажатия кнопки происходит возвращение к данному слайду. Это позволяет выбирать задания (планеты) в произвольном порядке. Музыкальная заставка к этому слайду включается автоматически. При нажатии курсором на выбранную планету мы сразу попадаем на соответствующий слайд.

4

Музыка звучит автоматически, учитель читает текст, соответствующий данной планете.

Текст к слайду № 4:

Ценим истину цифр, остроту топора,

Звук струны, чистоту и гармонию света.

Вертят мир, держат мир, мир спасут мастера.

Разум с логикой. И им спасибо за это!


5

Учитель комментирует задания (слайды № 5-9): Из предложенных слов необходимо исключить лишнее, озвучить ответ, объяснить логику рассуждения с точки зрения законов физики. Команды (капитаны) отвечают по очереди. В случае не верного (не полного) ответа – другие команды могут дополнить ответ. Полный ответ – 2 балла, неполный ответ – 1 балл. Не верный ответ – 0 баллов.

Нажатием кнопки мыши верный ответ окрашивается красным цветом.

6

7

8

9

10

Каждой команде предлагается 4 теста с выбором варианта ответа. Из букв ответов складываются слова, из слов предложение. Тесты имеют разную сложность и задача капитана – быстро распределить задания между игроками. На время работы над тестами включается музыка (кнопка на слайде).

Капитаны пишут предложение на листе бумаги и поднимают вверх. Каждое ВЕРНО написанное слово – 1 балл, +1 балл команде, первой получившей верный ответ.


Задания тестов:


Тест 1


  1. У какого вещества больше плотность?

Ц. чугун Ч. Вода Ш. дерево

  1. Где больше ускорение свободного падения?

Ё. на Луне Е. на Юпитере Ю. на Земле

  1. Каково расстояние от Земли до Луны ?

М. 384 км Л. 384 000 км Н. 384 000 000 км

  1. Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов?

Ь. Циолковский Ы. Королев Ъ. Гагарин


Тест 2


  1. Какое вещество не тонет в воде?

Х. свинец Ц. олово Ф. дерево

  1. Какая планета ближе всех к Солнцу?

Е. Марс Ё. Венера И. Меркурий

  1. Какой вид теплопередачи используется при передаче солнечного тепла Земле?

Ж. конвекция Г. теплопроводность З. излучение

  1. Какой ответ, полученный учеником при измерении КПД механизма заведомо неверный?

А. 0,5 О. 0,8 И. 1,5

  1. Реактивное движение есть применение закона сохранения:

К. импульса Л. энергии М. момента импульса

  1. Скалярной величиной является:

У. импульс А. сила И. работа

Тест 3


  1. Какое вещество кипит при 35С?

П. эфир Р. вода С. спирт

  1. Чему равно расстояние от Земли до Солнца?

А. 150 000 км О. 150 000 000 км У. 150 световых лет

  1. Какое небесное тело имеет «хвост»?

Ж. Астероид З. Комета Г. Планета

  1. Какая картина мира была создана трудами Фарадея и Максвелла?

М. Механистическая Л. Современная Н. Электромагнитная

  1. Какое значение коэффициента трения, полученное учеником неправдоподобно?

А. 1,1 Е. 0,4 У. 0,2

  1. Какой вид теплопередачи используется в большей степени при передаче нагревании помещения от батареи?

Н. конвекция К. теплопроводность Л. излучение

  1. При абсолютно неупругом ударе выполняется закон(ы) сохранения:

И. импульса У. энергии Ю. импульса и энергии

  1. Направление сила Ампера определяется по правилу:

А. правой руки И. левой ноги Е. левой руки


Тест 4


  1. Какое вещество имеет удельную теплоёмкость 4200 Дж/кгС?

П. вода Р. сталь Т. золото

  1. Какая из планет Солнечной системы обладает наибольшей массой?

П. Сатурн Р. Юпитер Т. Нептун

  1. К какой категории звезд относится Солнце?

И. Желтый карлик А. Белый карлик О. Желтый Гигант

  1. Мысль об атомарном строении вещества впервые была высказана:

П. Птолемеем Т. Архимедом Р. Демокритом

  1. Какое значение не может иметь КПД теплового двигателя?

А. 0,8 Э. 0,5 О. 1,2

  1. Векторной величиной является:

В. энергия Г. работа Д. импульс

  1. При абсолютно упругом ударе выполняется закон(ы) сохранения:

И. импульса У. энергии Ы. импульса и энергии


11

Верный ответ выводится на экран.

Далее – возвращение на ОСНОВНОЙ слайд. Выбираем планету ГУМАНИТАРНУЮ.

12

Музыка включается автоматически. Учитель читает текст, соответствующий данной планете.

Текст к слайду № 12:

Мы привычно живём в суете, беготне

Устаём от привычки и ждём перемены.

В нашей будничной жизни гармонии нет,

А хотелось бы, чтобы была непременно

И однажды встречаем, совсем неспроста…

Значит есть ещё чудо, спасибо природе:

Убедила нас вновь – в мире есть красота.

Это вечно, а всё остальное проходит!


13

Командам предлагается научно-популярный текст, в котором пропущены слова. Вместо многоточий необходимо вставить слова из списка (окончания можно менять). Список избыточен. Не использованные слова необходимо записать на листке и показать ЖЮРИ. Это и есть ответ команды. Каждое верно записанное слово – 1 балл.

На время работы над тестами включается музыка (кнопка на слайде).




Задание :

Вставьте вместо многоточий слова из списка. Оставшиеся слова — запишите на листе и покажите нам. Это ваш ответ!

Радуга возникает в результате ……………. и …………. . Наименее преломляемые лучи соответствуют ……. цвету, наиболее преломляемые — ……… .

При сильном кашле больному прописывают банки. В банку вносят горящую спичку, воздух в банке …… и ………, а затем выходит наружу. Внутри банки давление ……. В этот момент банку быстро прижимают к телу. Под действием …… давления часть кожи втягивается внутрь банки.

Список слов:

  1. гидростатическое

  2. синий

  3. красный

  4. фиолетовый

  5. преломление

  6. отражение

  7. рассеяние

  8. нагреваться

  9. охлаждаться

  10. сжиматься

  11. расширяться

  12. уменьшаться

  13. атмосферного

Окончания слов можно изменять!


14

После ответов команд на экран выводятся ВЕРНЫЕ ответы. Обсуждение и комментарии учеников, если есть необходимость, то и учителя.

15

На фоне этого слайда учитель читает шуточный текст. Формулирует задание: каждой команде выдаётся СВОЙ текст шуточного стихотворения про Васю, нужно вместо пробелов вставить слова с учётом законов физики и правил стихосложения. (стихи авторские!)


Задания командам (каждой по одному):


1-й команде

Если мы …. возьмём

И мензурку с делениями,

То сможем измерить …..

И массу (без промедления).

Зная важную формулу

И веря в приборов годность

…….. одно на другое

Мы рассчитаем …………!


2-й команде

Вася долго улыбался

И всему сопротивлялся.

А потом вольтметр взял,

Им ……….. измерял.

Чтоб измерить тока силу

……… притащил он.

Показания приборов

Аккуратно записал,

Ловко по закону ….

……… рассчитал!


3-й команде

Вася силу измерял,

………… он взял.

На глазах у всего класса

На весах измерил …….

Гениальным был Ньютон…

Вася взял ……. закон.

По нему без промедленья

Рассчитал он …….. !


4-й команде

Вася скорость измерял.

Всех замучил, всех достал!

………… измерил,

И ещё сто раз проверил!

Почесав, однако, темя

Взяв ….. измерил ……

Эту формулу он знал,

Быстро ……. рассчитал!


5-й команде

Зная только массу тела

Вася принялся за дело.

Над ….. предмет поднял,

………… измерял.

Он на «g» умножил массу

Вместе с ……..ой

Получил ……….ю

По формуле простой!


16

Слайды № 16-20: ответы команд.

Капитаны, стоя СПИНОЙ к экрану (чтоб не читали ответы) зачитывают свои стихи, одновременно на экране появляется слайд с ПОЛНЫМ текстом, пропущенные слова выделены красным. Каждое верное слово (или подходящий по смыслу синоним) – 1 балл.

Далее – возвращение на ОСНОВНОЙ слайд.

17

18

19

20

21

Мы выбираем планету ТВОРЧЕСКАЯ. Музыка – автоматически, учитель читает текст.

Текст к слайду № 21:

Человек бесконечно идёт по земле,

Кто по ровной дороге, а кто по ступеням.

Кто стремится на свет, кто таится во мгле,

Все похожи в одном – все мечтают о сцене!


22

Командам (путём жеребьёвки) предлагается по одному названию физического явления, которое необходимо изобразить пантомимой, задействовав всех игроков команды. На подготовку 1-2 минуты. Командам известно только СВОЁ явление. Одним из критериев оценки выполнения задания будет служить то, насколько быстро команды соперников смогут угадать изображённое явление. Жюри оценивает это задание субъективно, максимально – 5 баллов. Команды демонстрируют свои пантомимы. Далее – на ОСНОВНОЙ слайд.

Задания для пантомимы:

1. Броуновское движение

2. Сопротивление проводника

3. Теплопроводность

4. Плавление

5. Испарение жидкости


23

Планета АНТИПОДНАЯ. Музыка – автоматически, учитель читает текст.


Текст к слайду № 23:

Здесь непростой живёт народ,

Здесь каждый житель – антипод!

Тут ночь бела и чёрен лёд,

И чёрный снег, наоборот!

Здесь летом холодно, морозно,

Зимой жара, не вру, серьёзно!


24

Учитель формулирует задание: на экране появится словосочетание (физическое понятие, явление, закон) в котором все слова «наоборот». Команда, первая правильно ответившая (с места) – получает 1 балл. Если вопрос вызывает затруднение, то на экране появляется картинка-подсказка. А потом уже верный ответ. Слайд № 24 – пример перевёртыша из сказок.

25

Слайды № 25-29: сначала появляется вопрос, потом (нажатием кнопки) картинка, потом ответ.




























Далее – возвращение на ОСНОВНОЙ слайд.

Выбираем планету ДЕТСКАЯ.

26

27

28

29

30

Планета ДЕТСКАЯ. Музыка – автоматически, учитель читает текст.

Текст к слайду № 30:

Не знали ваши мамы,

Не знали ваши папы,

Что дети капитаны

В семье у них растут

И вот настало время

Борьбы для капитанов,

Теперь ОНИ команду

К победе поведут!

31

Капитаны встают, выходят к доске, следующее задание – только для них, команды не помогают. Конкурс называется «устами младенца». Учитель зачитывает несколько текстов, где ЯКОБЫ ребёнок описывает своими словами некое физическое явление. Первый правильно ответивший капитан получает 1 балл. (аналог известной передачи).


Тексты «устами младенца»:

  1. Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть и у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно. Без него никто бы не работал. И мы бы не учились. С ним и ночью в лесу не страшно. Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят. Кошкам он не очень нужен. Летом его очень много. Зимой мало. Без него растения растут белыми. Он может быть красным, белым и зеленым. ( ответ – СВЕТ)

  2. Он есть в стереоколонке. Он хорошо прилипает к некоторым вещам. Мой папа приклеил им фото в машине. Он полезен человеку, что он лечит некоторые болезни. У него нет голоса, но без него в телевизоре исчезает звук. Без него дверь шкафа все время открывается. С ним быстро можно найти потерянную иголку. Им пользуются в школе на уроках. Если их два, с ними можно играть. Одной стороной они липнут друг к другу, другой нет. Они любят очень прилипать к разным железкам. ( ответ – МАГНИТ )

  3. Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепешки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.  Когда его очень много, хочется в душ. Когда его очень мало, мы не можем жить. У него странное поведение: наверху его всегда больше, чем внизу. Когда оно есть, все люди веселые и ходят на работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся по домам. Животные и растения получают его от Солнца. (ответ – ТЕПЛО)

  4. Его в природе много и он бывает разный. У бабушки от него болит голова. В детском саду его чем меньше, тем лучше. Но кто его вообще не делает, тот выглядит глупо. Вася делал это на физкультуре и его ругали. А на музыке нас хвалят, если мы это делаем. У скрипки он красивый, а у барабана большой. (ответ – ЗВУК)


32

Следующие задание (всей команде) – это собрать мозаику, но мозаику не простую – это разрезанная таблица с физическими величинами и информацией о них. Командам выдаются конверты с «пазлами», играем музыка, ученики собирают табличку из карточек (коллективно!). Верное выполнение – 4 балла, первой команде, справившейся с заданием +1 балл.


Собранная мозаика выглядит так:


Величина

Единица

Измерения

Обозначение

Определение

Сила

Н

F

Мера взаимодействия


Сила тока


А


I

Скорость упорядоченного движения зарядов


Ускорение


м/с2


а

Быстрота изменения скорости


Скорость


м/с


V

Быстрота изменения положения тела

Вектор магнитной индукции


Тл


В

Магнитное поле в точке


Частота


Гц


υ

Число колебаний в единицу времени


Плотность


кг/м3


ρ

Отношение массы тела к его объёму


Заряд


Кл


q

Свойство элементарных частиц



33

Видеофрагмент «Возвращение домой», в это время ЖЮРИ подводит итоги, игроки релаксируют.

Если возможности компьютера не позволяют запустить видео напрямую из презентации, то его можно открыть как отдельный файл.

34

Подведение итогов игры. По результатам конкурсов выявляется команда победитель, награждается грамотой. Также выбираются лучший капитан и лучший игрок (целесообразно учесть мнение гостей и зрителей, если мероприятие проводится как открытое), награждаются грамотами.

Победители игры (возможно и другие участники тоже) могут быть «награждены» пятёрками в журнал.


Список использованной литературы


  1. «Энциклопедия педагогических технологий», А.К. Колеченко, КАРО, СПб, 2006

  2. «Праздник длиною в учебный год», С.В. Данилов, Л.С. Илюшин, КАРО, СПб, 2001


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Материалы сайта « festival.1september.ru»



Свежие документы:  Тест на тему "Электромагнитные волны"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: