Занятие кружка «Занимательная физика» для учащихся 7 класса


Занятие кружка «Занимательная физика» для учащихся 7 класса.

Все познается в сравнении!

Ямаева Ольга Эльфатовна, учитель физики МБОУ «Средняя школа №9»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан


Цель: развитие исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе работы над проектом по нестандартным способам измерения физических величин.

Задачи:

Обучающая: Научить мыслить нестандартно путем решения эвристических задач, направленных на углубление учебных тем «Масса, плотность, расстояние и их измерение».

Развивающая: Развитие исследовательских навыков по предмету, развитие УУД (коммуникативных, личностных, метапредметных).

Воспитывающая.: Выработать стремление к самостоятельности, целеустремленность и ответственность перед коллективом, воспитать любознательность.

Оборудование:

1.Нетбуки, ноутбуки или планшеты с выходом в интернет.

2. Для измерений массы- тележка и гири, для плотности- поплавок, для расстояний- монетка, мое фото высотой 10 см.

  1. 3. Сайты для совместной работы: https://www.stormboard.com (основной, по типу Stixy, требует регистрации)

  2. Cacoo — простой в использовании инструмент для рисования, который позволяет создавать большое количество графиков, таких, как карты сайтов, сетевые и UML-диаграммы. Cacoo бесплатен в использовании.

  3. Linoit — это онлайн-инструмент для создания заметок. Он идеально подходит для создания объявлений, хранения заметок и другого, для чего обычно используются клейкие листочки Post-it.

  4. Mindomo — это веб-инструмент для рисования карты знаний; он позволяет вам структурировать ваши идеи и мысли, планировать и отслеживать выполнения проектов, определять цели и достижения, управлять заданиями и приоритетами, и все это – в браузере.

  5. Stixy.com — это он-лайн инструмент для создания заметок. Он идеально подходит для создания объявлений, хранения заметок и другого, для чего обычно используют клейкие листочки посты.

  6. Bubbl.us — это простое веб-приложение для организации техники мозгового штурма в режиме онлайн.

  7. https://www.spiderscribe.net

  8. https://www.google.com/settings/personalinfo

Ход занятия.

1,2. Постановка проблемы. Стихотворение.

Как вы понимаете фразу и какое отношение она имеет к физике?

Что значит измерить физическую величину?

Как называют приборы, измеряющие массу, длину, плотность?

Можно ли измерить величины, если нет стандартных приборов?

3. Исследования проблемы фронтально.

Что называют длиной? Почему Луна затмевает Солнце?

Опыт1. Устройте затмение меня моей бумажной фигуркой, вырезанной из фотографии.

Что такое масса? Что значит взвесить тело? Как взаимодействуют тела разной массы?

Опыт2. Что следует ожидать, если я и ученик, сидя на прочных металлических тележках, оттолкнемся друг от друга?

Что такое плотность? Как ведут себя тела разной плотности в различных жидкостях?

Опыт 3. Опустим поплавок в воду, масло и одеколон. Одинакова ли степень погружения? Почему?

4. Создаем прибор и выполняем измерения, работая в группах.

5. Отчет- устная защита.

Рефлексия.

Опыт 4. Измерьте свой пульс. Как вы себя чувствуете? Что значит: «Держать руку на пульсе?»

Таблица-опорный план (раздается учащимся) . Часть 1. Информация к размышлению.


О чем это видео? Шимпанзе знает физику?

https://lovi.tv/video/ubnmasjdxh/Umnay_himpanze



В сравнении всё познаётся,
И много для нас волосок лишь один,
Когда он в тарелке с похлёбкой найдётся,
Мы дальше похлёбку тогда не едим.

Но мало нам, если всего лишь один,
У нас волосок на макушке растёт.
И сердимся мы иногда  и грустим,
Когда нас смеясь, лысым друг назовёт.

В сравнении всё познаётся,
Здоровы, но скучно- и жизнь проклинаем.
Но позже, когда к нам болезнь вдруг ворвётся,
Что счастливы были тогда, понимаем.

В сравнении всё познаётся,
И в детстве нам хочется взрослыми стать.
Нам кажется, взрослым попроще живётся,
Ведь есть у них власть, что-то нам запрещать.

Но всё познаётся в сравнении — взрослыми став, от проблем устаём.
И тут, понимая, что жить в детстве просто,
Его мы счастливой, порою зовём…

  Марковцев Ю.



Какое отношение

стихотворение имеет к физике?




Эталоны физических величин.


Универсальный эталон.


Длины

Массы

Времени

Плотности


А может еще чего-то?






,

Часть 2.Постановка проблемы.

Как измерить расстояние, массу, плотность и время без эталонов? Можно ли использовать в качестве эталона человека?

Часть 3. Исследование проблемы, эксперименты, поиски решений.

Что измеряли?

Какие явления и закономерности использовали? (метод измерения)

Насколько успешно измерили?

Что узнали?


Расстояние- протяженность объектов в пространстве.


Прямолинейность распространения света.

Математика- подобные треугольники


Луна затмевает солнце, так как…



Расстояние до «эталона»….

Масса- мера способности сохранять скорость.



Взаимодействие тел.


При взаимодействии большее тело изменяет скорость……. и проходит ……..расстояние.

Ваша масса в «эталонах»…….

Плотность- масса единицы объема.

Условия плавания тел.

Как я плаваю в реке и море

Плавают тела, имеющие плотность меньше, чем плотность жидкости, при этом объем погруженной части составляет ….

Погрузите поплавок от удочки в различные жидкости, сделайте отметки для известных значений плотности.

Плотность «эталона» (воды,масла) …..

Плотность одеколона…..

Время- длительность событий.




Норма пульса у разных людей.

Частота сердечных сокращений увеличивается при сильных эмоциональных переживаниях и после приема пищи.

Вот примерные нормы для разных возрастов:

После рождения — 140 уд./мин.

До 1 года — 130 уд./мин.

От 1 года до 2 лет — 100 уд./мин.

От 3 лет до 7 — 95 уд./мин.

От 8 до 14 лет — 80 уд./мин.

Взрослые — 72 уд./ мин.

У женщин — 70-80 уд./мин.,

у мужчин — 60-70 уд./мин.


Посчитайте число ударов за 10 секунд.

Ваш возраст……….

Часть 4. Отчеты лабораторий по созданию прибора и выполнению измерений.

Часть 5. Рефлексия.


Использованные педагогические технологии.


Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.


Технология модерации.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е — 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов — «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub).

С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, содержания, приемов и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Метод проектов.

Элементы проектирования заключаются в групповой самостоятельной работе, включающей формулировку, исследование проблемы, поиски решения и оформление «продукта деятельности» с последующей защитой. Для работы применяются сайты и сервисы, дающие возможность совместного доступа к документам (например, Google). Продукт- презентация или другой документ, таблица, в которой представлены результаты деятельности.







Свежие документы:  Методическая разработка урока по физике 8 класс на тему "Реостаты"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: