Дидактическое пособие «Игры на уроках обучения грамоте»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 2 »







Дидактическое пособие













Выполнил:учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 2»

Иваненко Ирина Александровна



Тулун 2014г.

Игра — регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития. Л.Д. Рубинштейн


Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра, имеющая весьма разнообразное значение в нашей жизни. В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Они заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы, стимулирующие развитие детей.

Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Особое значение приобрели игры для учебной деятельности. Они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приёмами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

Игры, предложенные ниже я включаю в уроки обучения грамоте. Моим обучающимся очень нравится!













1)Наши гости Мышка и Мишка. Они помогут нам выделить новые звуки и обозначить их буквами.






2)Наши гости очень любят кататься на… .

Раскрасив детали с буквой М, вы узнаете

вид транспорта.

( Раскрасить детали с буквой М ).



3)Составим машину из геометрических фигур

и наши друзья смогут продолжить путешествие.




Второй урок по теме.

  1. Мы отправляемся в плавание по МОРЮ. Послушаем.

( звук моря )

С нами будет путешествовать Бегемотик. Но, чтобы нам

не остаться на берегу, мы повторим, что узнали вчера на уроке.

2) На горизонте появились облака, давайте их разгоним,

прочитав слова.


Какое слово «лишнее»? Почему?

Отправляемся в плавание. ( музыка )

  1. Чтобы пират не захватил наш кораблик,

мы должны выполнить…



4)Прямо по курсу остров, состоящий только из букв.

Показать карточки с одинаковыми буквами .



Плывем дальше.

5) Доскажи словечко.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? … ( май )


Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной … ( медведь )


В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? ( мышка )


В черном поле заяц белый

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? … ( мел )


6)Возвращаемся назад к берегу.

Целый день паслись у сосен

Две подружки Ме и Му.

Мяу грел бочок на солнце,

Бе весь день мешал ему.

Кря купался рядом в речке,

Кукареку песни пел,

Гав валялся на крылечке,

Хрю под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.

( коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, поросенок )


-Что можете сказать о словах? ( нет буквы М в словах )

— Кто из героев мультфильмов путешествовал на необычном транспорте? (Мамонтенок )







  1. Сегодня мы полетим в космос на ракете.

2)Посмотрим в иллюминаторы. На небе облака,

ничего не видно. Прочитаем слова


Второй урок по теме.

Мы продолжаем космическое путешествие. Наша ракета всё дальше удаляется от Земли. (музыка )

1)Посмотрите в иллюминаторы. Мы видим звездный дождь, но необычный. Давайте прочитаем слоги, а из слогов составим слова.





2)У нас по курсу планета. На планете необычные дома – в форме букв. Найдите улицы с одинаковыми домами.


3) Самый трудный этап полёта –

выход в открытый космос.




  1. Наш полёт подходит к концу. Мы приближаемся

к Земле. Посмотрим в иллюминаторы,

где мы совершим посадку.

( Раскрасить детали с буками Р ).

Кого мы поймали на месте приземления?


5)Доскажи словечко.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … ( подосиновик )


Я – хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны… ( подушка )

Он круглы и сахарный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… ( помидора )

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

И зовут его… ( Петрушка )


6) Наше путешествие подходит к концу. Но вернуться на Землю мы сможем в том случае, если правильно сконструируем ракету. ( музыка )


Вот мы и совершили посадку.



Второй урок по теме.


1) (работа в группах)

-Давайте отгадаем к кому сегодня мы отправляемся

в гости. Из последних слогов двустиший составьте слово.

Черный ворон на дубу

С белой крапинкой на л… ( бу )

От дождя блестит кора,

Вдалеке видна го… (ра)

Нелегко туда пройти,

Мост разрушен на пу… (ти)

В замке светится окно

А в горах уже тем… (но)

Превосходная картина!

Кто художник? ( Буратино)


2) Расшифровка фразы.

-Кто самый злой герой сказки?



Карабас-Барабас знал тайну, которую скрывал

от всех. Давайте расшифруем и узнаем его тайну. ( музыка )

33, 9,15,1,32, 20,1,11,15,21


12,13,32,10,12,1.



( Я знаю тайну ключика.)

Мы с вами тоже должны узнать тайну ключика.


3) По пути Буратино встретил девочку с голубыми волосами.

-Как ее зовут?

Мальвина решила заняться обучением и воспитанием Буратино. –задания.


4)Дуремар узнал, где спрятан ключик, и со всех ног

побежал к Карабасу-Барабасу рассказывать.– задания.


5)Буратино надоело учиться, и он убежал от Мальвины.

По дороге встретил…

(музыка)

Куда повели Буратино Лиса Алиса и Кот Базилио?

-Прочитаем вывеску на воротах.







Чтобы попасть в страну Дураков, надо составить

слова.

бкисраоеылтн





6) А чтобы вернуться из страны Дураков, надо составить

танграм.












7)Раскрасить детали с буквой Б.















































































































































1)-Прочитайте слоги.

ВОЗ ПА РО

-Составьте слово.

— На чем мы сегодня будем путешествовать?


2)Паровозик привез нас на станцию, где

мы узнаем…

3) Паровозик привез нас на необычную

станцию. На вокзале много вывесок, среди

них есть одинаковые, которые нужно убрать.

Показать одинаковые карточки цветом.




4) Едем дальше.

Посмотрите в окно.

-Что видите?

-Внимательно рассмотрите картинку.

( убрать, показать вторую )

-Что изменилось?


-Назвать, какие предметы на картинке начинаются

на букву П.

5) По радио передают вот такое задание.

Доскажи словечко.

За лугами , над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … ( радуга )


В реке большая драка:

Поссорились два… ( рака )


Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь,»

Потому что это… ( рысь )


Слон шагает по дороге.

Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный… ( рост )

6)Раскрасьте детали с буквой П и узнаете,

какой вид транспорта встретился Паровозику на пути.













































1)Сегодня мы опять мы будем путешествовать, а на каком виде транспорта узнаете, отгадав загадку.

Без разгона в высь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский… ( вертолет )

-Почему полетим на вертолете?

2)Прежде, чем взлететь, мы должны проверить, все ли в порядке. Составим из деталей вертолет.








3)На борт вертолета поступило вот такое сообщение.

Доскажи словечко.

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… ( василек )


-Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

— Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел,

Мы играем в …( волейбол )



Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это … ( ворона )


4)Наш вертолет чуть не потерпел крушение.

Посмотрите, на сколько деталей он мог разрушиться.

Раскрасьте детали с буквой В.


5)Наше путешествие подходит к концу. Пора приземляться. А куда? Мы узнаем, выполнив следующее задание. Наш вертолет может приземлиться на карточки, где одинаково написаны буквы.








1)-Как вы думаете, куда сегодня мы с вами отправимся в путешествие ( в названии есть буква Ф )?



— Что вы знаете об этом континенте?


2)Обезьянка – очень любопытный житель Африки.

Она хочет все знать.

-Что вы ожжете рассказать ей про букву Ф?

3)(работа в паре )

Нас встречает еще один коренной житель Африки.

Он умеет не только работать со змеями, но и

заколдовывать буквы. Найдите, среди букв, и

прочитайте, кто с нами играет в прятки.

Кто играет в прятки?

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙКАБАНИРШЛОШАДЬАЛУ

МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕНГУРУБИРШЛОСЬЩСИРУ

ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФУЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛЯ

ЯГУШКАСЛУ








-Что значит «ловить ворон»?

-_Кто из этих животных живет в Африке?


4)Почтальон принес нам письмо. Оно

пришло из далека, из Америки. Жители этого

континента хотят, чтобы это растение росло и

в Африке.

Составить из букв название растения.





-Что знаете про кактусы?


5)-Какие еще птицы живут в Африке?

Страус так торопился к нам на урок, что

Перепутал все буквы. Показать цветом

Карточки с одинаковыми буквами.










1)-Посмотрите на слова и скажите, какую букву сегодня мы будем учить?

*олова

кру*и ? сапо*и

дру* *лаза

берло*а






2)Давайте выберем маршрут путешествия, прочитав стихотворение.

Доброй летнею порой

Бродим по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы-

В кузовках у нас грибы.

-Куда сегодня отправимся?

А поможет нам гриб- боровик в путешествии

по сказочной грибную слободке.

3)-Давайте попробуем сделать букву Г из бумаги.


4)Гриб – боровик принес нам необычные буквы и просит составить слово из этих букв.





5)Чтение слогов.

На лесной поляне выросли необычные грибы. На них написаны слоги. Давайте прочитаем.




-Найти и прочитать на карточках слоги с буквой Г.

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮКИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙКАБАНИРШЛОШАДЬАЛУМОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕНГУРУБИРШЛОСЬЩСИРУ

ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФУЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛЯЯГУШКАСЛУ






6)Гриб-боровик привел нас в грибную слободку

и просит раскрасить его портрет.








Наш гость Дельфин.







1)Давайте раскрасим нашего портрет нашего

гостя. ( детали с буквой Д)





2)Наш гость заблудился в океане. Давайте поможем найти ему нужный курс. Для этого нужно найти и показать карточки с одинаковыми буквами.




3)По курсу неизвестный объект. Давайте поможем его разгадать.

Доскажи словечко.

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама.

Потому что, кто придет,

Тот и ручку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая… (дверь)


Ежик вырос в десять раз,

Получился… (дикобраз)


В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел)





Второй урок по теме.


1) -Отгадайте загадку.

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, славно перышко,

Со сказочным принцем знакомится….. ( Золушка)

-К кому мы сегодня отправляемся в гости?

2)Чтобы Золушка смогла поехать на бал, мы должны выполнить следующее задание. Показать цветом карточки с одинаковым показом.




3)Доскажи словечко.

Для бала еще нужно красивое платье. Выполнив следующее задание, крестная подарит Золушке бальное платье.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?… (зайка)


Просыпаться утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку)




Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»,

Потому что мать-луна,

А дочурки-… (звезды)



Я сижу, едва не плача:

Очень трудная… (задача)


Вот Золушка в красивом бальном платье и готова ехать на бал (музыка).




















Наш гость сегодня Ёжик.







1)С чем сравнивают часто Ёжика? ( с ёлкой )

Ёжику пришло письмо, в котором лежат странные буквы. Составьте из этих букв слово.










Наша гостья Баба Яга.








1)Баба Яга, пролетая над школой, заколдовала буквы. Покажите карточки с одинаковым показом.





2)Баба Яга продолжает творить плохие превращения. На этот раз она заколдовала слова. Давайте их расколдуем и прочитаем.






3)Баба Яга решила сделать доброе дело и оживила букву Я.

Посмотрите, какая она получилась: веселая, румяная, добрая.


4)Буква Я решила отблагодарить Бабу Ягу и угостить ее ягодами, но на поляне растут вместо ягод буквы. Прочитав слово, ягоды будут расти снова.







5)В благодарность ягоды решили подарить вам самое отличное слово для вас. Прочитайте его.



















У нас сегодня в гостях цыплята Цып и Цыпа.









1)Цыплята учатся читать по слогам.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

— Цып – цып – цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, пропищали дети… (ЦА)

Прибежал задорный О, пропищали дети… (ЦО)

Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ЦУ)

Прибежал зазнайка И, прочитали дети…(ЦИ)

2)Цыплята решили выбрать себе одинаковые карточки с одинаковыми буквами, чтобы никому не было обидно.




3)Цыплята решили сделать подарок своей маме и подарить ей букет цветов. Но на поляне растут интересные цветы. Посмотрите и прочитайте слово.






4)Такие цветы маме Цыплята решили не дарить,

а раскрасить цветок и подарить на память.


5)А мама подарила детям печенье из

геометрических фигур. Давайте составим

много цветов.
































Литература.


1.В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя»

2. С.Л. Морозов «Занимательная грамматика»

3.журнал «Начальная школа»

4.газета «Начальная школа»

5. «Мишуткина пропись» художник И.Н. Приходько

6.Раскраски «Веселые прописи» художник О. Святкова

7.Раскраски «Посмотри и раскрась» художник О.Святкова





















21


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «КУРОЧКА РЯБА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: