Инновационный педагогический проект по теме: «Игровой и развивающий потенциал игрушки»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №377

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА










Инновационный педагогический проект по теме:

«Игровой и развивающий потенциал игрушки»


Автор-составитель

Неткачёва Н.С.

воспитателя МАДОУЦРР д/с №377 г.о. Самара














Самара, 2014г.

Актуальность разработки и реализации инновационного педагогического проекта.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста – это широкий контекст социально – личностного развития.

Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушки-небалушки» — так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

  • — Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?

  • — Чем должна быть игрушка для ребенка?

  • — Как выбрать то, что нужно ребенку?

  • — Игрушка полезная и вредная.

Поставленные вопросы помогли определить тему педагогического проекта – «Игрушка – игровой и развивающий потенциал», возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог — дети – родители.



Цель инновационного педагогического проекта: формирование у ребенка в Детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально — эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.

Задачи для детей: 

  1. развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

  2. овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.

  3. формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога: развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Участники проекта:

1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель.

2. Дети младшей группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 5 месяцев

Ожидаемый результат: в процессе взаимодействия педагог – дети — родители в реализации проекта:

дети:

  • проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;

  • овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

  • повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Этапы реализации проекта:

I . Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II . Основной этап реализации проекта:

1. Содержание деятельности родителей:

Изготовление игрушек — самоделок ко дню бумажной и звучащей игрушки.

Подбор игрушек для тематических выставок в группе детского сада

Участие в оформлении выставок в группе.

Участие в оформлении группы и музыкального зала ко дню игрушки

(газета, шары, игрушки, подбор муз. материала).

Выставка материалов «Как я играю дома».

Показ кукольного спектакля «Теремок Деда Мороза».

2. Содержание деятельности педагога — воспитателя:

Система мероприятий:

Январь – «Звучащая игрушка»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Художественно-речевая деятельность

Музыкально-театрализованная деятельность

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

Итоговое мероприятие: «День звучащей игрушки»

Система мероприятий: (см. приложение)

III . Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  1. тема разработанного мной инновационного педагогического проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);

  2. отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;

  3. возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;

  4. считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта «Игрушка» во 2 младшей группе(приложение).




Список используемой литературы

  1. А. Барто, «Игрушки».

  2. Доронова Т.Н., Программа «Из детства в отрочество» (от 1 год до 4 лет)..

  3. «Дошкольное воспитание» № 2, 4 — 2005г.

  4. «Трынцы- брынцы, бубенцы»- (рус.нар. потешки, прибаутки, заклички, Колыбельные, дразнилки, считалки). г.Москва, изд-во «Детская литература», 2012 год.

  5. «Запел петушок»(рус.нар. песенки, потешки, сказки). г. Москва, изд-во «Малыш»,1996г.




Приложение №1

Содержание деятельности педагога – воспитателя по реализации инновационного педагогического проекта:

«Игровой и развивающий потенциал игрушки»


СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ

ОКТЯБРЬ — «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  • игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;

  • игровое сенсорное занятие «Какие бывают игрушки»;

  • — определить место — «домик» для игрушек, принесенных из дома;

  • — рассматривание иллюстраций с изображением игрушек;

  • — игры с водой (игрушки резиновые);

Игровая

деятельность

  • сюжетная игра «Игрушки приходят в гости»;

  • подвижная игра «Лохматый пес», «Догони мишку»;

  • игра-забава «Заинька, попляши»;

  • хоровод «Подарки»;

Художественно- речевая

деятельность

  • чтение книги: З.Александрова, «Мой мишка»,

  • Г. Цыферов, «Жил на свете слоненок»;

  • разучивание стихотворения из книги «Игрушки»,

А. Барто;

  • -потешка «Мишка, мишка, где штанишки?»;

Музыкально- театрализованная деятельность

  • игра «Веселые погремушки»;

  • М. Раухвергер, песня «Собачка»;

  • муз- дид. игра на развитие ритмического восприятия «Узнай кто я?»;

  • театр игрушки «Мой мишка», З.Александрова;

  • развлечение «Концерт для игрушки»;

Продуктивная деятельность

  • лепка «Яблоко на тарелочке для моей игрушки»;

Работа с родителями

  • пополнение групповой библиотеки;

  • подбор игрушек для занятий и тематической выставки « Моя любимая игрушка»;

  • подбор фотографий для газеты «Моя любимая игрушка»;

  • оформление программы дня «Моя любимая игрушка»;


Итоговое мероприятие: «День моей любимой игрушки»

7.30-8.00

  • праздничный прием в группе с их любимыми игрушками;

  • сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»;

9.10-9.30

  • комплексное занятие «Моя любимая игрушка»;

15.20-.15.30

  • хороводная игра «Подарки»;

16.10-16.25

  • «Концерт для игрушки»;

в течение всего дня – фотогазета «Моя любимая игрушка»;







НОЯБРЬ — «БУМАЖНАЯ ИГРУШКА»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  • игровое познавательное занятие «Какая разная бумага»;

  • игровое сенсорное занятие «В гостях у разноцветных игрушек»;

  • оформление выставки «Бумажная игрушка»;

  • игры с водой «Пускаем бумажные кораблики»;

Игровая

деятельность

сюжетная игра «День рождения у куклы Кати»;

  • сюжетная игра «Поездка на поезде»;

  • хороводная игра «Флажок»;

  • подвижные игры «Догони нас, Мишка», «Самолеты»;

Художественно- речевая

деятельность

  • чтение: В. Сутеев, «Кораблик»; Г.Цыферов, «Пароходик»;

  • потешки: «Мышка- поскребушка»; «Сорока- белобока»»;

  • «Совушка — сова»; «Зачишка-трусишка»;

Музыкально- театрализованная деятельность

  • песня «Паровоз», А.Филиппенко;

  • муз-дид игра на развитие динамического восприятия «Тихо — громко»;

  • пальчиковый театр бумажной игрушки «Репка»;

  • — настольный театр бумажной игрушки «Курочка Ряба»;

  • развлечение «Бумажная игрушка»;

Продуктивная деятельность

  • совместное изготовление игрушек для поддувания в речевой уголок;

  • совместное изготовление и обыгрывание игрушек «оригами»;

  • изготовление панно «Кто живет в лесу»;

Работа с родителями

  • изготовление игрушек для тематической выставки;

  • участие в оформлении выставки «Бумажная игрушка»;

  • изготовление бумажных вертушек для наблюдения за ветром;



Итоговое мероприятие: «День бумажной игрушки»

7.30-8.00

  • утреннее приветствие бумажного Петрушки;

9.10-9.30

  • познавательное занятие «Из чего же, из чего же?»;

15.20-.15.30

  • игры с водой «Пускаем бумажные кораблики»;

16.10-16.25

  • Групповое развлечение «Бумажная игрушка»;

в течение всего дня открыта выставка «Бумажная игрушка»;


ДЕКАБРЬ — «ИГРУШКА — ЗАБАВА»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  • игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;

  • игровое сенсорное занятие «Какие бывают игрушки»;

  • оформление «домика» для домашних животных;

  • оформление «леса» для диких животных;

  • рассматривание деревянных игрушек;

  • дид. игра «Узнай на ощупь»;

Игровая

деятельность

  • сюжетные игры «Купание куклы»; «Приготовим угощение для игрушки»; «Поездка на поезде»;

  • подвижные игры «Мишка спит»; «Воробушки и кот»;

  • хороводная игра «Заинька, попляши»;

Художественно- речевая

деятельность

  • чтение сказок «Теремок»; «Заюшкина избушка»;

  • Г.Цыферов, «Кто кого добрее»;

  • разучивание стихотворения из книги А. Барто «Игрушки»;

  • потешки: «Как у нас ли петушок»; «Идет петушок»;

  • «Зайчик — Иванчик»; «Сидит белка на тележке»;

Музыкально- театрализованная деятельность

  • песня «Лошадка», А.Филиппенко; «Киска», Ан. Александрова;

  • муз- дид. игра на развитие звуковысотного восприятия «Где мои детки?»;

  • настольный театр «Заюшкина избушка»;

  • новогодний праздник «Теремок деда Мороза»;

Продуктивная деятельность

  • рисуем для любимых игрушек;

Работа с родителями

  • пополнение предметно – развивающей среды: «Заводная игрушка»;

  • изготовление из теста угощения для игрушек;

  • участие в кукольном спектакле «Теремок деда Мороза»;





Итоговое мероприятие: «День игрушки — забавы»

7.30-8.00

  • утреннее приветствие любимой игрушки воспитателя;

9.10-9.30

  • развлечение «Игрушки – забавы»;

15.20-.15.30

  • игры с любимыми игрушками;

  • подвижные игры: «Мишка спит», «Подарки»;

16.10-16.25

  • рисуем для любимых игрушек;

16.25-16.50

  • сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде»;




ЯНВАРЬ — «ЗВУЧАЩАЯ ИГРУШКА»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  • игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;

  • игровое сенсорное занятие «Большие — маленькие»;

  • рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов;

  • дид. игра «Угадай что звучит?»;

  • определить полочку для звучащих игрушек;

Игровая

деятельность

  • сюжетная игра «Магазин игрушек»;

  • игра-забава «Сюрприз в игрушке»;

  • игра «Веселые погремушки»;

Художественно- речевая

деятельность

  • чтение книги «Лесные музыканты»;

  • потешки: «Музыканты»; «Как у нашего Данилы»;

  • «Ой, ду-ду, ду-ду»;

Музыкально- театрализованная деятельность

  • муз- дид. игра на развитие тембрового восприятия «Что как звучит?»;

  • муз. игра «Оркестр» (погремушки, бубны, ложки);

  • театр «Как игрушки подружились»;

  • игровое музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;

Продуктивная деятельность

  • рисование «Погремушка»;

Работа с родителями

  • изготовление игрушек – самоделок (звенелки, шумелки, гремелки);

  • оформление выставки игрушек – самоделок;

  • подбор звучащих игрушек;

  • оформление выставки звучащая игрушка;

  • оформление программы дня «Звучащая игрушка»;


Итоговое мероприятие: «День звучащей игрушки»

7.30-8.00

  • веселое утреннее приветствие куклы- Неваляшки;

8.55-9.05

  • игра «Угадай, что играет»;

9.10-9.30

  • музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;

15.20-.15.30

  • играет оркестр «Громко – тихо»;

15.55-16.05

  • хоровод «Если весело живется»;

16.05-16.15

  • чтение стихов о звучащих игрушках;

весь день открыта выставка игрушек – самоделок;


ФЕВРАЛЬ — «ИГРАЕМ И ПОЕМ»

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  • игровое познавательное занятие;

  • игровое сенсорное занятие;

  • дид. игры «Кто как умывается»; «Твердый – мягкий»;

  • игры с водой;

Игровая

деятельность

  • сюжетная игра «Спи, кукла»;

  • подвижная игра «Прятки»;

  • хоровод «Кто у нас хороший?»;

Художественно- речевая

деятельность

  • чтение сказок «Колобок»; «Волк и козлята»;

  • разучивание песенок «Баю-бай, баю- бай, ты собачка, не лай»;

  • «А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю»;

Музыкально- театрализованная деятельность

  • песня «Спи, мой Мишка», Е.Тиличеева;

  • песня «Ой, лады-лады»;

  • настольный театр игрушки «Курочка Ряба»;

  • развлечение «Играем и поем, весело живем»;

Продуктивная деятельность

  • лепка «Угощение для игрушек»;

Работа с родителями

  • пополнение групповой библиотеки;

  • пополнение ср игры «Купание куклы» предметами – заместителями;

  • -участие в развлечении;


Итоговое мероприятие: «Играем и поём»

7.30-8.00

  • праздничный прием детей;

  • в группе встречает новая игрушка;

  • сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»;

9.15-9.35

  • развлечение с мамами «Играем и поем»;

15.20-.15.30

  • хоровод «Кто у нас хороший»;

16.10-16.25

  • рисование «Укрась игрушку»;






Приложение №2

Праздник в младшей группе

«Мамочке своей расскажем, как мы в садике живем,

как с игрушками играем, как танцуем и поем»


Цель: Создавать положительную эмоциональную атмосферу общения с взрослыми и сверстниками.

Атрибуты: игрушки, платочки, деревянные ложки; аудиокассета «Волшебство природы».

Под веселую Музыку дети с мамами входят в зал. Встают свободно.

Вед: Мамы с детками идут, весело шагают. Детки песенку поют, праздник начинают. Почему сегодня все ребятки празднично одеты, и их мамы нарядные и красивые? Какой же сегодня праздник? – дети отвечают. Наступила весна, светит солнышко и пришел праздник всех мам, который и наши дети тоже отмечают.

Муз.рук.: Утром встали малыши, снова в садик свой пришли.

Мамочке своей расскажем, как мы в садике живем,

Как с игрушками играем, как танцуем и поем!

Вед: Каждый день, что мы встречаем, мы с зарядки начинаем!

1. «Научились мы ходить»- муз. Е. Макшанцевой

Гр.з. «Звуки воды»- прислушивается

Вед: Ой, слышите? Буль-буль-буль!- журчит водица, все ребята любят мыться!

В руки мыло мы возьмем – (ладошки сжимают)

Хорошенько ручки трем – (трут ладошки) — Маме песенку поем!

2. « Ой, лады-лады» — р.н.м. (в конце воздушный поцелуй маме)

Вед: Вы зарядкой занимались? — Дети: Да!

Вед: И водичкой умывались? — Дети: Да!

Вед: Так наши малыши опрятны, аккуратны, всем смотреть на вас приятно!

Вед: А сейчас мы на носочках побежим, с мамой рядом посидим! – Музыка, сели.

Вед: В детском садике своем очень весело живем!

Гости к нам спешат сюда, их встречает детвора! –

3. Музыка – входит Матрешка

Матрешка: Здр-те, ребятки! Здр-те, мамы! А вы знаете кто я?! –ответы детей с вед.

Матрешка: Я – Матрешка! Я – веселая Матрешка! Ладушки- ладушки!

У меня платок в горошек! Ладушки – ладушки!

Я пою для вас , танцую ! Ладушки – ладушки!

Никогда не устаю я! Ладушки – ладушки!

Музыка – Матрешка пляшет. – все хлопают.

Матр-ка: Вот какая я Матрешка!

Вед: Как весело поет и пляшет Матрешка!

Матр-ка: Я ребяток позову, вместе с ними попляшу — с платочками!

Эти яркие платочки так похожи на цветочки!

Ты платочком помаши и с платочком попляши! – раздает платочки

4.« Пляска с платочками»муз. Е. Тиличеевой

Матр-ка: Весело пляшут ребятки, и платочки сами аккуратно положили!

Вед: Матрешка, посмотри на ребяток! Вот какие мы большие! Все умеем сами!-

(поднимает руки вверх с ребятками) Сами ребятки умываются, сами одеваются,

Аккуратно кушают, весело играют, никого не обижают! А еще ребятки любят

петь песенки. Порадуем мамочку песенкой!

5. песня «Маме в день 8 марта» — муз. Е.Тиличеевой.

Матр-ка: (хлопает) Веселая песенка! Понравилась песенка мамам! Все ребятки побегут

рядом с мамой отдохнут! — (сели)

Матр-ка: (прислушивается) Слышите, музыка звучит, кто же в гости к нам спешит?

Музыка «Мишка» — дети узнали и называют, Матр-ка берет игрушку Мишку

-превращу я всех ребят в неуклюжих медвежат!

Матр-ка: -Мишенька , топни ножкой !(2 р) — муз. рус .нар.

Вот так, вот так, топни ножкой! (2р) – дети изображают медвежат

Какие забавные медвежата!

Матр-ка:( говорит за Мишку)- Мишка с детками играет, быстро –быстро догоняет !

6. игра «Догонялки с мишкой»дети убегают на стульчики; ставит игрушку. Матр-ка: Отгадайте, кто к нам в гости идет!

«Комочек пуха, длинное ухо! Прыгает ловко, любит морковку!»- музыка

А вот и зайка! – берет игрушку — Превращу всех ребят в шустрых зайчат!

Повернись, повернись и в зайчишек превратись!

Матр-ка: Заинька , бей в ладоши (2р) — муз. рус .нар.

Прыгай, прыгай ,веселей, своих ножек не жалей! – дети изображают зайчиков

Матр-ка: Какие шустрые зайчата! Будем с зайчиком играть, будем ложками стучать!

7. «Оркестр»- грам .з. рус. нар. мел.

( ставит игрушку, складывают ложки)

Матр-ка: Кто –то к нам сюда спешит и копытцами стучит!

Музыка «Лошадка» -(вывозит лошадку.)

У лошадки копытца стучат цок-цок-цок!- (топают ножками.)

Покатаемся на лошадке . Сели на лошадку , и песенку весело споем!

8 .песня «Лошадка» -А.Филиппенко

(на муз. заключение дети двигаются прямым галопом)

Матр-ка: Вот как весело играли и нисколько не устали!

А сейчас наши ребятки отдохнут , садитесь к маме на колени поудобнее!

9. «Спят усталые игрушки» — муз.А.Островского, гр.з

( мама качает ребенка)

Матр-ка: Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся? –

показывает детям как потягиваться, дети повторяют.

Матр-ка: Споем с мамами песенку ребяткам!

Потягушки, порастушечки – гладят своего ребенка от носочков до плечиков

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, потянемся .Маленькими не останемся.

Мы уже растем, растем(2р) – прыгают, мама держит за руки ребенка

Выросли! – поднимает руки ребенка вверх

Мамы : Растите, только не шалите! – мама гладит ребенка по головке.

Матр-ка: Вот как мамы любят своих дочек и сыночков! Я веселая Матрешка с вами

Попляшу немножко. Приглашайте, ребятки, маму танцевать!

10. танец «Ай- да» ребенок танцует с мамой, в конце обнимаются.

Матр-ка: Весело с мамой плясать и играть! Вы садитесь, отдохните и сюрприз мой посмотрите! Я дарю всем ребяткам в группу вот эту игрушку – белочку!

( дарит игрушку)

Вед: Спасибо, Матрешка! (говорит вместе с детьми. Смотрит на игрушку, удивляется тому, что в корзинке у белки лежат конфеты) – ведущая угощает детей и маму конфетами.

Матр-ка: -прощается с детьми, уходит.

Дети с мамами идут в группу.

6


Свежие документы:  Классный час «Чем я богат»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: