ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Каковы свойства воды в разных состояниях»



муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Тракторозаводского района г. Волгограда









Направление: окружающий мир











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Каковы свойства воды в разных состояниях











Подготовил: обучающийся 3б класса

Боков Святослав Дмитриевич

Руководитель: Конькова Елена Ивановна,

учитель первой квалификационной категории









Волгоград 2014

Содержание



стр

Введение……………………………………………………………………….…


3

Глава 1 Важнейшее из веществ…………………………….……………………


4

Глава 2 Свойства воды в разных состояниях…….……………………………


6

Заключение………………………………………………………………………


10

Список литературы…..…………………………………………………………


11

Приложение……………………………………………………………………..


12




Введение


Мало кто из нас задумывался над тем, что представляет собой вода. Она сопровождает нас повсюду и, кажется, нет ничего более обычного и простого. Однако это далеко не так.


Цель исследования

Исследовать с помощью экспериментов различные свойства воды.


Задачи исследования

1. Что такое вода?

2. Свойства воды.

3. Как использует свойства воды человек.


Гипотеза исследования

Возможно, что вода обладает текучестью, может существовать в твердом состоянии и в виде пара.


Методы и средства исследования

  1. Собственные знания;

  2. Информация из книг;

  3. Информация от других людей;

  4. Информация из кинофильмов;

  5. Информация из Интернета;

  6. Эксперименты.




Глава 1

Важнейшее из веществ

На нашей планете вода занимает гораздо больше места, чем суша. 71 процент поверхности нашей планеты покрыты водой. Большая часть воды на Земле – это морская, солёная вода, а запасы пресной воды сосредоточены в реках, озерах и ледниках. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна. Тела большинства живых существ состоят в основном из воды, да и сама жизнь зародилась именно в воде.

«Вода — прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода.» (Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов: – 24-е изд. испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012.). Химическая формула воды – H2O. Это означает, что каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода.

Вода — великая путешественница. Она не любит сидеть на месте. Стоит измениться температуре воздуха, как вода спешит отправиться в путь. Но, отправляясь в путешествие, вода меняет свой облик: превращается то в пар, то в снег, то в лед.

Вода содержит минеральные вещества, которые вымываются ею из окружающей почвы и камней, и может существовать в трёх состояниях – твёрдом (лёд), жидком и газообразном (водяной пар).

При температуре ниже 0 градусов по Цельсию вода замерзает и превращается в твёрдый лёд. При температуре 100 градусов по Цельсию вода закипает и начинает превращаться в пар. Но если такой пар поднимается над водой в реке, над летним лугом или дорогой или обволакивает город, мы называем его туманом.

Обычно туман образуется по ночам или рано утром. Для этого воздух должен быть очень влажным, то есть содержать большое количество частичек воды. Ночью воздух остывает, а соприкасаясь с теплой землёй, испаряется: водяные пары в воздухе переходят в жидкое состояние и образуют мельчайшие капельки. Эти капельки слишком легкие, чтобы опуститься на землю, но слишком тяжёлые, чтобы подняться вверх. Когда солнце сильно разогревает воздух, они опять превращаются в пар и туман рассеивается.

Часто капельки сливаются, тяжелеют и опускаются на землю в виде росы. Росу можно наблюдать не только на траве и листьях. Когда мы моемся в ванной, то зеркало в ней запотевает. Оно тоже покрывается росой.


В народе есть много пословиц и поговорок о воде:

  • Вода камень точит.

  • Пролитую воду не соберешь.

  • Воду в ступе толочь — вода и будет.

  • Носить воду в решете.

  • Как с гуся вода.

  • Не зная броду, не суйся в воду.


А ещё много загадок:

На дворе переполох:

C неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(Град)


Шумит он в поле и в саду,

A в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь)


Он как алмаз:

И твёрд, и чист,

На солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи,

Он тут же тает.

(Лёд)


Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)


Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой.

(Родник)


Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

A пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

(Роса)



Глава 2

Свойства воды в разных состояниях

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Цвет

бесцветная

бесцветная

бесцветный

Запах

без запаха

без запаха

без запаха

Вкус

без вкуса

без вкуса

без вкуса

Прозрачность

прозрачная

прозрачная

прозрачный

Форма

без формы

без формы

кристалл

Текучесть

текучая

нет

нет

Хрупкость

нет

нет

да


Все эти свойства воды оказывают огромное влияние на весь земной шар и используются человеком.

Например, свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен и другое.

Вода не имеет запаха. Это свойство воды человек использует при спасении от преследующих хищных животных: стоит войти в воду – как след человека будет потерян, животное не сможет определить направление движения человека, вошедшего в воду.

Вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают. Например: налив воду в емкость тем самым можно подчеркнуть своеобразие этой емкости, ее дизайн и красоту.

Вода течет. Человеком это свойство воды используется в жилищно-коммунальном хозяйстве: вода, протекая по трубам, поступает в наши дома и квартиры.

Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.

Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то вода станет мутной потому, что часть мела растворилась в воде.

При подготовке своей работы я просмотрел документальные фильмы «Целительные свойства воды» и «Необычные свойства воды». Из них я узнал все о воде и ее свойствах. Очень понравился художественный фильм «Капитан Немо». В фильме я увидел такое свойство воды, как прозрачность. Капитан из своего подводного корабля в иллюминатор наблюдал за подводным миром.

В Большой детском энциклопедии, на компакт-диске, в разделе «Наука», я прочитал статью «Состояние вещества». В ней описаны три состояния воды и приведены опыты.

Чтобы определить свойства воды я провел ряд экспериментов.

Эксперимент № 1.

Вода может существовать в жидком состоянии.

Материалы: кувшин, стакан, вода.

Описание: наполним водой кувшин и перельём воду в стакан. Вода быстро перетекает из кувшина в стакан (см. фото 1).

Вывод: Вода – это жидкость.

Эксперимент № 2.

Твёрдое состояние воды.

Материалы: форма для льда, вода.

Описание: нальём воду в форму для льда и поставим её на 2 часа в морозильник. Вода стала твёрдой.

Вывод: Вода может существовать в твёрдом состоянии.

Эксперимент № 3.

Вода может существовать в газообразном состоянии.

Материалы: чайник, вода.

Описание: в чайник нальём воды и доведём до кипения. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар, который невидим. Невидимый водяной пар находится у самого основания носика. К носику чайника подставим холодную ложку и она мгновенно покрывается мельчайшими капельками воды.

Вывод: Водяной пар – это газ.

Эксперимент № 4.

Вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: узкий высокий стакан, широкий салатник, целлофановый пакет, вода.

Описание: возьмём сосуды разной формы и заполним их водой. Рассматриваем, какой формы вода в разных сосудах (см. фото 2).

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Эксперимент № 5.

Вода — самый сильный природный растворитель: в воде растворяются в той или иной степени все вещества.

Материалы: сахарный песок, акварельные краски, стиральный порошок, вода.

Описание: возьмём 3 стакана с водой.

В первый стакан добавляем сахар и размешиваем его. Сахар растворился. Окунём в стакан пальцы и проверим, осталась ли на ощупь вода прежней. Вода стала липкой.

Во второй стакан добавляем красную акварельную краску. Краска растворилась, окрасив воду в красный цвет.

В третий стакан добавляем стиральный порошок. На ощупь вода в стакане стала мыльной.

Вывод: Вода является хорошим растворителем.

Эксперимент № 6.

Прозрачность воды.

Материалы: аквариум с водой, картинка.

Описание: рассмотрим картинку через аквариум. Мы видим изображение сквозь воду.

Вывод: вода прозрачная.

Эксперимент № 7.

Вода без вкуса и запаха.

Материалы: стакан с водой.

Описание: выпьем глоток воды. Она без вкуса и запаха.

Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха.

Эксперимент № 8.

Вода течёт.

Материалы: вода и поднос.

Описание: выльем часть воды на поднос. Она растекается в лужу (см. фото 3).

Вывод: вода течёт.


Заключение


Вода — одно из самых удивительных веществ в природе. Она существует в трех агрегатных состояниях — жидком, твердом и газообразном.

С помощью наблюдений я сделал выводы, что вода в жидком, твердом и газообразном состоянии не имеет цвета, запаха, вкуса. В жидком и газообразном состоянии она не имеет формы, а в твердом существует в виде кристалла.


Выводы сделанные по итогам исследования

  1. Вода – это жидкость.

  2. Вода может существовать в твердом состоянии.

  3. Водяной пар – это газ.

  4. Вода принимает форму того сосуда, в который налита.

  5. Вода является хорошим растворителем.

  6. Вода прозрачная.

  7. Вода не имеет вкуса и запаха.

  8. Вода течет.

Список используемой литературы


1. «Словарь русского языка»: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов: – 24-е изд. испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 640 с. — ISBN 978-5-94666-586-5, ISBN 978-5-271-39854-4, ISBN 978-5-488-02516-5.

2. «Справочник школьника 1-4 (1-3) Русский язык. Математика. Природоведение»/ Под ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 – 576 с. – ISBN 5-7805-0483-0.

3. Я познаю мир. География: дет. Энцикл. / авт.- сост. В. Маркин; худож. Ю. Иванов, Е Пузикова, А. Леонович. – М.: Астрель: Хранитель, 2007. -398, [2]с.: ил. — ISBN 5-17-025829-1, ISBN 5-271-10106-1, ISBN 5-9762-2471-7.

4. Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск», 2004.- 1 эл. диск (CDROM).






Приложение



Фото 1

Фото 2



Фото 3












Свежие документы:  Конспект урока на тему "Деловой стиль одежды"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: