Исследовательская работа в начальной школе «История села Чуфарово» 4 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Яновская средняя общеобразовательная школа










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


Раздел: «Родной край – часть большой страны»


Тема: «История села Чуфарово»









Руководитель: Воронина Ольга Борисовна,

учитель начальных классов первой

квалификационной категории

МБОУ Яновская СОШ

Сергачского района

Работу выполнила: Евдокимова Екатерина

ученица 4 класса

МБОУ Яновская СОШ









2013 – 2014 год

Оглавление

Введение 3-4

I. Чуфарово в начале исторического пути. 5

II. Историческое прошлое Церкви села. 6 — 8

III. Историческое прошлое «Барского сада». 8 — 9

IV. Водоём «Провал» — сказание о провале Церкви. 9

V. Культурная жизнь села — знаменитая фольклорная группа

сестёр Евдокимовых. 10

Заключение. 10

Список литературы 11





Введение.

Ах, Чуфарово дорогое,

Мое любимое село.

Ведь ты, лишь часть большого края,

Где жить нам к счастью довелось.

     

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для меня это, прежде всего моя страна, село в котором я родилась и живу. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могли бы рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать» и вот поэтому я начала свою исследовательскую работу об истории моего родного села Чуфарово и о его прошлом.


Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. …Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.


Цель исследовательской работы:

— Познакомиться с историей села Чуфарово.

— Изучить историческое прошлое Церкви села и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

— Изучить историческое прошлое «Барского сада».


Задачи:

— Узнать происхождение названия села. Изучить историю дореволюционного периода села.

— Найти сведения о Церкви села.

Узнать историю «Барского сада».

— Узнать об известных людях нашего села.


Гипотеза:

Предполагаю:

— проявится интерес к изучению истории села;

— обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях.


Мои исследования:

Предположила, если я не буду знать, если он не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе.

В результате моей работы, думаю, изменится:

— моё отношение к прошлому малой Родины;

— изменится отношение моих одноклассников;

— обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях. Это моя гипотеза.


Мой план действия.

Опросила родителей и жителей села об информации, которую они знают о селе.

Подвела итоги своей предварительной работы.

 

Методы исследования: изучение архивных документов и исторических источников, работа с газетными публикациями, экскурсия по территории церкви, по усадьбе барского сада, беседы со старожилами села.


Научная новизна исследования заключается в первой попытке изучить историю своего села. В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви села Чуфарово. Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Многое рассказали старожилы села, что-то узнала из архивных документов краеведческого музея г. Сергача. Много интересного о своём селе нашла в интернете из архивных документов. В работе приводятся выдержки из архивных документов. Ценные сведения для своей работы получила от библиотекаря Раковой Н.А., обратилась за помощью к учителю. На основании этих данных попытаюсь воссоздать историю села.


Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках окружающего мира, факультативах по краеведению.











  1. Чуфарово в начале исторического пути.

Старинное село Чуфарово расположено, в 15 км к югу от Сергача. Основано это село в ХVII веке.

Чуфарово – село, которое, как говорят наши старожилы, стоит на «дарных лугах». Удивительное его месторасположение. Бескрайние поля, луга, высокие холмы с восточной стороны, протекает в селе небольшая речка Пица, правый приток Пьяны. Обширные пойменные, а в настоящее время заливные луга.


История села Чуфарово берет свое начало из далеких времен зарождения Российского государства. Первое упоминание о Чуфарове относится к ХVI веку.

Чуфарово — одно из владений боярского рода Чуфаровых, которыми они обладали весь XVII век. При Петре I Чуфаровы с Нижегородской земли куда-то вывелись. Эта фамилия исконно русская и происходит от диалектного глагола чуфариться — «важничать, чваниться, щеголять… Чуфаровы верой и правдой стояли на службе русского государства, в составе Арзамасской дружины они принимали участие во всех военных компаниях молодого русского государства, в частности в изгнании поляков. За заслуги перед Отечеством Чуфаровым выделялись земли, на которых впоследствии основывались поселения: деревни Сунгулово в Дивеевском и Гагинском районах, сёла Чуфарово в Сергачском и Лукояновском районах, а также на территории современной Ульяновской области, с. Кудеярово в Лукояновском районе. Многие татары Арзамасского уезда впоследствии получили крещение, приняв христианство. Чуфаровы не стали исключением. Помещики и бояре Чуфаровы затерялись в уголках истории, но не исчезло село Чуфарово.


«Село Чуфарово в середине XIX века относилось к крупным сёлам с населением более 500 душ. Оно вошло в «Списки населенных мест Российской империи, Нижегородской губернии по сведениям 1859 года», по которым село Чуфарово «располагалось по правую сторону Симбирского тракта на Сергач на расстоянии 66 верст от Арзамаса и имело количество дворов – 83, душ мужского пола 321, женского пола 367, в селе находится 1 православная церковь».

Старожилы села (Колесов В., Тумаков. А.А., Дубровина В.) рассказали нам воспоминания своих предков:

«Да, была у нас здесь «большая дорога», дорога вела на Астрахань, на Ульяновск. До сих пор сохранились от мостов через овраги укрепления. Постоялый двор был. Коней меняли на переправе. Ямщину, говорят, гоняли по нашим дорогам…

А, морозы, какие стояли… Бывало, гонят лошадей, далеко раздаётся конский бег…»

Кто знает, а возможно по нашей дороге в 1830-х годах А.С. Пушкин проезжал в Болдинское имение. Ведь Сергач в 1830 году дважды посетил А.С. Пушкин (19 сентября и 4 октября) по делам вступления во владение частью сельца Кистенёва и его залога.

Чуфарово – родина И.Ф. Громова, деда нашего известного краеведа и основателя Сергачского народного музея Вячеслава Андреевича Громова.

  1. Историческое прошлое Церкви села.

В конце ХVIII – начале ХIХ века селом Чуфарово владела Анна Гавриловна Нормацкая. Очень интересны сведения мы нашли об этой женщине.

В 1779 году село Сергачево было объявлено уездным городом с наименованием «Сергач».

В тоже время со стороны Епархиальных властей последовало распоряжение об обращении Владимирской церкви в соборную и об отводе от нее городского кладбища за город. Кладбище было отведено от Собора на полутора версты и это событие жителей очень опечалило, т.к. они переживали о том, что их родные усопшие находятся вне ограды храма, но на строительство нового храма у них не было средств.

Разрешить печальную проблему помогла владелица села Чуфарова Анна Гавриловна Нормацкая. В то время на Чуфаровском сельском кладбище было две деревянные церкви, прознав про нужду сергачан, она решила пожертвовать им одну из церквей, а именно церковь в честь святителя Иоанна Милостивого с приделом cв. Иоанна Дамаскина. Вместо пришедшей в ветхость, деревянной напольной церкви, в тридцатых годах воздвигнута каменная, красивой архитектуры и с приличной отделкой внутри.

Так вот, благодаря нашей владелицы села Чуфарово А. Г. Нормацкой зародилась церковь Иоана Милостивого в г. Сергаче. Сейчас эту церковь называют «напольной», церковь действующая.


С 1782 по1812г. владелица с. Чуфарово вдова ротмистрша Анна Дмитриевна Нормацкая занимается строительством и обустройством каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Престолы: главный – Успения Богородицы, приделы: правый – Сошествия Святого Духа, левый – Рождества Пресвятой Богородицы. Храм имеет редкую ротондальную форму. Датировка объекта – 1790 год. Документ о принятии на госохрану № 22.:

Земли 36 десятин. Дом священника – собственный, руг – 75 рублей. Казённое жалование – 392 рубля. В приходе одна деревня: православных 472 мужчины, 530 женщин.

В 1883г. священником села Чуфарово был Клементовский Николай Фёдорович, псаломщик Иван Троицкий.

Иерей – Иван Александрович Македонский, 54-х лет, из низшего отделения семинарии. Имеет скуфью (с 1901г.), служит в Чуфарове с 1887 года. Церковный староста – А.М. Рыбакин служит с 1901г.


На сайте https://forum.vgd.ru/ генеалогический форум ВГД приведена выборка дел Нижегородского архива, имеющих в своем названии село Чуфарово Сергачского уезда… Перед названием указан номер дела, а в начале сообщения номер фонда и описи.

Выборка составлена по описям, имеющимся в архиве. Вероятнее всего фамилий прихожан нет. В лучшем случае будет имя и отчество с указанием места жительства и принадлежности какому-либо помещику или ведомству.

Выборка эта сделана для тех, кто интересуется селом для того, чтобы можно было заказать нужное дело в читальный зал и самому его поизучать.

(читать выборочно) Вот некоторые данные архива:

1834

173 Реестры прихожан, не бывших на исповеди и у святого причастия по г.Сергачу и селам Столбищи, Богородское, Кладбищи, Старинское, Еделево, Маресево, Тарханово и Чуфарово Сергачского уезда за 1835 год

1835

198 Сведения и ведомости о церквях, клире и прихожанах по селам Пожарки, Чуфарово, а также Владимирской церкви г.Сергача за 1835 год январь 1836

1836

89 Ведомости о приходе и расходе свечных доходов по церквям сел Никольское, Путятино, Смирново, Костянка, Бритовка, Малая Якшень, Нижние Печеры, Верхние Печеры, Нагаево, Языково, Анненково, Арать, Чуфарово, Козлиха, Старое Иванцево, Великий Враг, Вечкусево, Спасское и Кержемка Арзамасского уезда за 1836 год

257 Реестры о небывших у исповеди и святого причастия по Владимирской церкви г. Сергача, а также по церквям сел Столбищи, Старинское, Маресево, Чуфарово, Кладбищи, Богородское, Еделево и Китово за 1836 год

1837

101 Посельные ведомости о приходе и расходе свечных сумм по Сергачской Владимирской церкви и селам Кладбищи, Пожарки, Большое Андосово, Столбищи, Старинки, Малое Андосово, Ачка, Богородское, Кузьминки, Ключево, Яново, Абаимово, Чуфарово и Березовка Сергачского уезда за 1837 г.


102 Посельные ведомости о приходе и расходе свечных и кошельковых сумм по селам Кладбищи, Пожарки, Большое Андосово, Столбищи, Старинки, Малое Андосово, Ачка, Богородское, Кузьминки, Ключево, Яново, Абаимово, Чуфарово и Березовка Сергачского уезда за 1837 г.

1838

80 Ведомости о свечных доходах по церквям сел Березовка, Чуфарово, Яново, Ключево, Кузьминки, Богородское, Ачка, Малое Андосово, Старинское, Столбищи, Большое Андосов, Пожарки, Кладбищи Сергачского уезда и Владимирской церкви г.Сергача за 1838 год

Храм Успения Пресвятой Богородицы был закрыт в 1938 году. Значит 148 лет действовала наша церковь.

В одинокой церкви дует ветер,

В этом храме службы нет,

Но ещё хранит устои

Церковь тех далёких лет.


Наши старожилы помнят церковь действующей.

Тумаков А.А. рассказывает: « Помню, с мамкой за руку ходил на службу, лет 5 мне было, а помню хорошо…». «Ещё вот что помню, мы пацанами были, нам интересно было слушать про старину-то нашу. Сторож у нас в саду был, так вот он рассказывал нам, а ему отец его рассказывал, сколько говорит люду-то раньше было, на кладбищах часовню разбирали на колокольню, метров 700 было расстояние, так вот передавали кирпичи из рук в руки, не передвигаясь. Колокольню хорошо помню, её уж в наше время разрушили.

Колесова В.А вспоминает: «Мы рядом жили, ограда-то какая была, вся в завитушках, узорчатая, а церковь-то красавица, стены расписаны в образах, икон сколько было, всё разрушили, а иконами клуб топили, брать не разрешали. Склад потом сделали из церкви, зерно хранили…»


В 2000 году начали реставрацию храма, но вскоре работы были прерваны.

28 августа 2013 г. прошло богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы.

Восстановить в России надо храмы,

Чтоб возродить святую прежде Русь,

А раны нашей пережитой драмы,

Все зарастут травой и былью пусть.


В 1812 г. Из Чуфарова ротмистршей Анной Дмитриевной Нормацкой с 369-и ревизских душ в Нижегородское ополчение было отправлено 15 ратников.


В ознаменовании победы в Отечественной войне 1812г. благочинный с.Чуфарово священник Пётр был награждён бронзовым крестом.


III. Историческое прошлое «Барского сада».

По рассказам наших местных старожилов в Чуфарове был красивый, ухоженный барский сад с усадьбой.

Согласно «Реестру загородных усадебных комплексов Нижегородской области» в Чуфарове находилась усадьба А.А. Монасеиной. До наших дней дошёл усадебный парк. По сведениям краеведов, уточняющих фамилию владелицы усадьбы (А.А. Манасеина), помещица была внучатой племянницей Н.А. Новосильцевой – помещицы села Апраксина Большеболдинского района, у которой осенью 1830 года бывал в гостях А.С. Пушкин.


У местных старожил сохранилась фотография барского дома. Имение принадлежало барыне Монасеихе , так её называли местные жители, муж её был военнослужащим царской армии г. Ярославля. В Чуфарове барыня была только наездами проверить, как идут дела в имении.

Помнят наши старожилы (Колесов В.А.) из рассказов своих предков, что «было у барыни две дочери, приезжали из Ярославля, разъезжали верхом на лошадях, свысока смотрели на нашу деревенщину. Держала барыня лошадей, конюшня большая была, лошадей продавала в Арзамас, по 50 штук, вот какое хозяйство было. А вот поле «дарное» почему так называется? Барыня подарила землю крестьянам, луга-то раньше все в цвету были, потом перепахали поле, поля давали богатый урожай».


Была и такая версия, незадолго до революции сын барыни советовал ей разделить землю крестьянам. Монасеиха не последовала этому совету. А с установлением советской власти, крестьяне Чуфарова сами разделили господскую землю по едокам…


В 1915 г. Манасеина Александра Александровна – дворянка – владелица Чуфарова будучи попечительницей Чуфаровского земского училища пожертвовала 20 рублей на нужды образования.

После революции, по рассказам местных старожил, помещица покинула имение, многие вещи раздала и уехала в Ярославль. Дом долгое время существовал, в нём собиралась молодёжь, устраивали концерты, пьесы… Потом дом сожгли. Барский сад существовал долгое время. В саду росли яблони разных сортов, сливы, крыжовник, смородина. Сад благоухал в зарослях роз. В саду был садовник.

Затем построили в саду Дом отдыха. Его -то старожилы помнят хорошо. Была своя столовая. Местные жители отдыхали в этом доме.


  1. Водоём «Провал» — сказание о провале Церкви.

О том, что когда-то ушла под воду, провалилась церковь в с. Чуфарово сказание говорит давно. Правда это было или нет, не знает никто. Но до сих пор гласит легенда. И ни один раз приходится видеть жителям села, как останавливается автобус с паломниками и начинается богослужение у этого места. Кто ещё знает эту историю, кто слышал о ней?.. А нам интересно…

Вот что рассказала старейшая жительница села Евдокимова Ксения Андреевна:

«Видеть Церковь не пришлось нам, жителям села. Но слышать слышали. И от родителей от своих, и от бабушек, дедушек. Вот как гласит это сказание, которое существует и передаётся из уст в уста, из поколение в поколение. «В праздник Троицы, во время службы в церковь явилась барыня с собакой. После этого заметили люди, что церковь начала проваливаться, сначала до куполов, а потом вовсе под воду ушла. Отсюда и название этого места – Провал.

Впоследствии, на этом водоёме чуфаровцы стали бельё полоскать. А вот когда в воде стали всплывать крестики, жители стали опасаться туда вовсе ходить».

Существует предание, будто в праздник Троицы рано утром и поздно вечером на берегу Провала можно услышать колокольный звон. Ещё, говорят старожилы, будто этот водоём святой, и вода в нём целебная. Сказывают, что (давно это было) случилось чудо: слепой младенец вдруг прозрел, после того, как его мать трижды ходила ночью за святой той водой и умыла ею младенца…





  1. Культурная жизнь села.

Заметный след в культурной жизни села и района оставил фольклорный ансамбль сестёр Евдокимовых. Об этом с нами поделилась К.А. Евдокимова. Вместе с мамой, Евдокией Семёновной, и сёстрами Татьяной Андреевной, Екатериной Андреевной и Екатериной Ивановной они организовали семейный фольклорный коллектив, который просуществовал 35 лет. Исполняли Евдокимовы старинные русские песни, где только не побывали они за эти годы. Выступали на самых разных конкурсах и в районе, и в области. А в 1969 году выступали в Москве на Всероссийском фестивале народного творчества на ВДНХ. Никогда не забудет Ксения Андреевна, как знаменитые члены жюри конкурса целовали руки её маме после исполнения народных песен. Вот какой красоты голоса у этих женщин.

Сейчас дело песенниц Евдокимовых продолжают их родственники Сиухины, им переданы красивые народные костюмы, в которых они выступают. Песенная речка не иссякла, а продолжает своё течение по родной земле.

Ксении Андреевне 20 марта исполняется 89лет. И с высоты прожитых лет она, глядя на нынешнюю действительность, по-своему оценивает её, вспоминая былое.



Заключение.

Пройдёт ещё немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могли бы рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Я не хочу, чтобы история нашего села осталась в прошлом. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранении истории нашего села, ведь история жизни людей — это история села в целом.   Таким образом, я узнала, что Чуфарово старинное село начало которому ещё было положено в 17 веке. Много бед и невзгод видело село и его люди. Всё выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села. История — это такая таинственная древняя наука, изучать ее очень интересно. Мое маленькое древнее село — частичка России, и ее история — это история многих тысяч похожих сел в России.     

Моя работа не заканчивается работой над этим проектом, ее можно будет продолжать и дальше, тем более что остается ещё много тем требующих изучения.

Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, о великих традициях родной земли – нашего села, поближе познакомиться со знаменитыми людьми села.


Ах, Чуфарово, дорогое,

Мое любимое село

В полях, лугах кусочек рая

Цветком весенним расцвело.


Список литературы


  1. Архив сельской библиотеки и краеведческого музея г. Сергача.

  2. Архивные документы интернет:

https://forum.vgd.ru/

https://www.gttp.ru/map_NN/sergach.htm

https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Чуфарово_(значения)&redirect=no

https://sobory.ru/article/?object=15406

  1. Материалы газеты «Сергачская жизнь».

4. Воспоминания Тумакова А.А., Колесова В.А., Колесовой В.А., Дубровиной В.П., Евдокимовой К.А.
















11


Свежие документы:  Методическая разработка занятия «Встречаем Пасху!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: