«К космическим далям — вперед!» познавательно — игровая программа для учащихся 4 класса



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район










«К космическим далям — вперед!»


познавательно — игровая программа

для учащихся 4 класса









Подготовила:

учитель начальных классов

Качура Светлана Васильевна




г. Крымск

2014

Цели:

1.Познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внёс свой вклад в покорение Вселенной.

2.Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями космонавтов.

3.Развивать творческие способности учащихся путём использования игровых форм.

4.Расширить кругозор учащихся.

5.Организовать соревновательную деятельность между командами, создать активное взаимодействие.

6.Активизировать познавательную деятельность учащихся.



Оборудование, оформление и реквизит:

  • выставка книг о космосе;

  • мультимедийная установка;

  • плакаты и рисунки по истории космонавтики;

  • портреты космонавтов;

  • конфеты на верёвке;

  • воздушные шары, ручки, листы бумаги;

  • 2 ракеты (макеты);

  • костюм космонавта;

  • медальки для награждения,

  • фонограмма с записью песни: «Я — Земля» муз. В.Мурадели, сл. Е.Долматовский исп. О. Воронец.



Ход мероприятия:


Слайд 1

1-й ведущий:

Дорогие ребята 12 апреля наша страна и весь мир отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня для нас кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, в тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты.


Слайд 2

А что тут особенного? — можете сказать вы. А то, что ещё 53 года тому назад космические полёты были фантастикой.


Слайд 3

И вот 4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственное тело, созданное руками человека, было заброшено мощной ракетой высоко в небо, и стало самостоятельно без помощи моторов, вращаться вокруг Земли, примерно так, как вращается Луна. Так был создан искусственный спутник.


Слайд 4

2-й ведущий:

С этого дня началась эра освоения космоса. Многие учёные, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный советский ученый Сергей Павлович Королёв.


Слайд 5

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «ВОСТОК» с человеком на борту.


Слайд 6

Весь мир затаив дыхание, слушал радио, слушал Москву. Человек в космосе!

Юрий Алексеевич Гагарин, облетел земной шар за 108 минут (1 час 48 минут). Сделал один виток вокруг Земли, и открыл новую эру — полётов в космос.


Слайд 7

Звучит фрагмент песни: «Я Земля…» муз. В.Мурадели, сл. Е.Долматовский, исп. О. Воронец.


Я — Земля

Я своих провожаю питомцев,

Сыновей, дочерей

Долетите до самого Солнца

И домой возвращайтесь скорей.


(Под музыкальное сопровождение выходит ученик в костюме космонавта и 3 ученика с флажками и цветами, которые приветствуют космонавта).


1-й ученик:

Когда в космической дали

Уходят чудо — корабли.

Мы все тепло сердец их дарим

И вспоминаем, как Гагарин

В то утро стартовал с Земли.


2-й ученик:

Помнит Земля

Подвиг ценя,

Звонкий апрельский возглас:

«Как ты, «Заря»,

Слышишь меня

Вижу открытый космос!»


3-й ученик:

Был человек очень земной,

Самый обыкновенный.

В смелый разбег

Послан страной

«Здравствуй» — сказал Вселенной.


Слайд 8

1-й ведущий:

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года, под Смоленском, в деревне Клушино, в семье Анны и Алексея Ивановича Гагариных, простых колхозников. В 1941 году пошёл в школу. Учился в ремесленном училище, индустриальном техникуме в аэроклубе г. Саратова, затем в авиационном училище.


Слайд 9

Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволила ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных.


Слайд 10

2-й ведущий:

И вот день старта — 12 апреля. В 6 часов 50 минут по Московскому времени Гагарин прибыл на стартовую площадку. Он быстро докладывает:

«Летчик, старший лейтенант Гагарин к первому полёту на космическом корабле «Восток» — готов!


Слайд 11

В 9 часов 7 минут по Московскому времени был дан старт.

Знаменитое гагаринское «ПОЕХАЛИ!», что услышали люди на Земле сквозь грохот двигателей, знает теперь весь мир.


4-й ученик:

Курились дымки призрачно и зыбко,

Светилась в небе зоревая шаль.

И он сказал: «Поехали», — с улыбкой,

Светящейся стрелой умчался в даль.


5-й ученик:

Взгляд материнский устремляя к сини,

Не сомневаясь в стойкости его,

Следила благодарная Россия

За яркой трассой сына своего….


Слайд 12

1-й ведущий.

Полёт первого космонавта, показал, что в условиях невесомости, во всём отличных от земных, можно работать, обживать космическое пространство. Самое первое впечатление при виде Земли из космоса Гагарин восторженно выразил, восклицая:- «Красота-то какая!» Гагарин смотрел то в небо, то на Землю, где чётко различались горные хребты, крупные озёра. Самым красивым и зрелищным был горизонт, окрашенный всеми цветами радуги, полоса, отделяющая Землю, в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна округлость Земли. Солнце тоже удивительно яркое, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы видим его с Земли… От избытка счастья я громко запел: «Родина слышит, Родина знает …- вспоминал Юрий Алексеевич».


Слайд 13

И вот — возвращение на Землю. Все системы сработали отлично, космонавт благополучно опускался. В 10 часов 55 минут Юрий Гагарин совершил приземление.


Слайд 14

6 -й ученик:

Ах, этот день двенадцатый апреля.

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее.

Своей победой потрясённый сам.

(А.Твардовский)

7-й ученик.

И день обычно праздником цветёт,

Вся жизнь отныне — сказочный полёт.

Гигантский шаг космического века.


Слайд 15

8-й ученик.

С победой люди!

Поздравляю вас!

Свершилось!

Пробил долгожданный час!

Рванулось к звёздам сердце человека!

(Л. Вышеславский.)


Под музыку дети уходят.


Слайд 16

2-й ведущий:

Юрия Алексеевича Гагарина по праву можно назвать пионером, первопроходцем космоса. Ему было присвоено звание майора, и впервые учреждённое звание «лётчик — космонавт».


Слайд 17

После первого полёта Ю.Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Всё они делали впервые, с огромным риском для жизни.


Слайд 18

1-й ведущий:

( Показывает на фотографии космонавтов)

Вы видите фотографии первых космонавтов: Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Терешкова, А. Леонов, В.Комаров, К. Феоктистов, Б.Егоров.

Они по праву могут называться пионерами космоса, так как на разведку космических просторов вышли первыми. А следующие за ними космонавты в своих полётах использовали опыт первых разведчиков.

Герман Титов — полетел в космос на корабле «Восток-2» 6 августа 1961 года. Совершил 17 витков вокруг Земли. Этот полёт был первым в мире многовитковым полётом. Космонавт преследовал цель — проверить, как действует на организм человека фактор невесомости.

После Г.Титова через год в космическое пространство полетели одновременно два корабля «Восток -3» и «Восток-4». Их пилотами были Андриян Николаев и Павел Попович. Это был первый в мире групповой круглосуточный полёт.

16 июня 1963 года совершила полёт вокруг Земли первая в мире женщина — космонавт Валентина Терешкова.

18 марта 1965 года в космическом пространстве — «Восход -2», командир корабля Павел Беляев, второй пилот — Алексей Леонов, который впервые вышел в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. О своих впечатлениях он написал книгу «Выхожу в космос».

С каждым полётом человека во Вселенную усложнялись задания для космонавтов, увеличивалось время их пребывания в космосе.



Сегодня у вас есть возможность отправиться в полёт. Вы готовы отправиться в полёт? А фантазия и знания помогут нам.


Слайд 20

Итак, приглашаю вас всех в «Центр подготовки юных космонавтов». Для начала давайте определим, какие качества, на ваш взгляд должен иметь будущий летчик — космонавт?

Ответы детей: смелость, ловкость, внимательность, крепкое здоровье.


Ждут нас быстрые ракеты,

Ждут нас дальние планеты,

На какую захотим.

На такую полетим!

Только есть один секрет:

Здесь лентяям места нет!


Экипажи кораблей займите свои места.

Ребята занимают свои места, по 6 человек в команде, остальные ребята будут болельщиками. Ребята придумывают название команды, выбирают капитана. Команды приветствуют друг друга.

Детям представляют жюри.


Конкурс «Теоретическая подготовка»

Прежде, чем стать настоящим космонавтом, многому нужно научиться, немало нужно знать и уметь. Надеюсь, что вы уже кое-что знаете о космосе и космонавтах, поэтому попробуем сейчас определить, допускаетесь ли вы к полёту.

Викторина о космосе:


Команда №1.

  1. Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский)

  2. Первый советский космонавт. (Ю.А. Гагарин)

  3. Защитный костюм космонавта. (Скафандр)

  4. Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром)

  5. Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю. (Атмосфера)



Команда №2.

1. Выдающийся конструктор ракетно-космических систем, с именем которого связаны победы нашей страны в освоении космоса. (С.П. Королёв)

2. Первая женщина — космонавт. (В.Терешкова)

3. Как называется космодром, где происходит запуск космических кораблей.

(Байконур, Казахстан)

4. Летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, возникающей при выбрасывании газов из двигателей. (Ракета)

5. Какие небесные тела можно увидеть на ночном небе? (Звёзды)


Команда №3.

1. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (Полёт Ю.А.Гагарина в космос)

2. Космонавт, совершивший первый выход в открытый космос? (А.Леонов)

3. Как назывался космический корабль первого космонавта? («Восток»)

4. Название первого самоходного аппарата, побывавшего на Луне. («Луноход»)

5. Сколько витков вокруг Земли совершил космонавт Герман Титов? (17)


Команда №4.

1.Что означает слово «космос»? (Вселенная)

2.Первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, и проводившая эксперименты вне корабля. (С. Савицкая)

3.Как звали собачек, летавших в космос? (Белка и Стрелка)

4.Как называется многоместный космический корабль? («Восход — 1»)

5.Назовите космонавтов — первопроходцев космоса? (Ю.Гагарин, Г.Титов, А.Николаев, В.Терешкова)


Жюри подводит итоги викторины.


2-й ведущий:

Конкурс «Собираемся в полёт»

Следующий конкурс называется «Собираемся в полёт».

Каждая команда составит за 2 минуты, как можно больше слов, связанных с космосом.

Команды записывают на листочках слова, связанные с космосом, затем зачитывают.


Осталось только вывести наш корабль на орбиту.

Задание для капитанов: одному из капитанов завязывают глаза и подводят к месту старта. Другой будет давать ему команду, куда поворачиваться, сколько шагов сделать, чтобы встать на «орбиту» (круг на полу). Чем точнее будут выполняться команды, тем быстрее корабль выйдет на орбиту.

Жюри подводит итоги конкурса.


Конкурс «Невесомость»

После выхода в космос в корабле наступает невесомость. Чтобы испытать, что это такое, попробуем подкрепиться по-космически. Итак, задание: съесть без помощи рук конфету, подвешенную на нитке, или загнать в корзину воздушный шарик без помощи рук.


Слайд 21

Конкурс: «Собери слово»

В условиях невесомости разлетелись слова. Нужно их собрать. На доске:



Слайд 22

Распределите по группам следующие названия:

(Командам даются карточки, где записаны названия планет, спутников, звёзд)

Солнце, Земля, Луна, Ио, Юпитер, Венера, Плутон, Вега, Алькор, Харон, Полярная.


Слайд 23

Ответы:

1 группа спутники: Луна, Ио-спутник Юпитера, Харон — спутник Плутона.

2 группа планеты: Солнце, Земля, Юпитер, Венера, Плутон.

3 группа звезды: Алькор, Полярная, Вега, Солнце.

Жюри подводит итоги конкурса.


Конкурс « В минуты отдыха»

2-й ведущий:

Ребята, а чем космонавты занимаются на борту космического корабля? (Ответы детей).

Да, они работают. Но у них есть время и для отдыха. Как все обычные люди, они едят, спят, читают, смотрят телевизор и даже пишут стихи.

Закончите стихотворение.


Командам раздаются листочки, на которых записано стихотворение, ребята должны дописать нужные слова по рифме.


Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в воздух поднялась

С земного … (космодрома)


Уходит в небо экипаж.

Отныне знаменитый

Мы будем слушать репортаж

С космической … (орбиты)


С друзьями в небо ты глядишь,

Конечно, твердо веря,

Что подрастёшь и полетишь

К загадочной … (Венере)


У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре.

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом … (скафандре)


Слова для справок: скафандр, космодром, Венера, орбита.

Жюри подводит итоги конкурса.


А ещё космонавты любят просто повеселиться и поиграть.

Игра в бадминтон воздушным шариком.


1-й ведущий:

Ребята, как ни жаль, но нам нужно возвращаться домой, на Землю. Горючее кончается, родные очень скучают и ждут нашего возвращения. Итак, приготовиться к спуску. Сядем вместе на стулья, закроем глаза и повторяем за мной.

Начинаем спуск: «У-у-у!» Внимание — посадка: хлопок. Выключаем двигатели: «Ш-ш-ш». Мы благополучно приземлились на планете Земля.


Слайд 24

Ребята, вам понравилось необычное путешествие? (ответы детей)


Подведение итогов игры. Награждение команд медалями и памятными призами.







Использованные источники:

  1. Н.М.Адаменко. Человек. Вселенная. Космос. // Воспитание школьников. — 2007.№ 3-С. 29 (Игровая программа для учащихся 3-4 классов).

  2. П.Ф. Лазовская. Малышам о звёздах и планетах. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.-2009.-№ 2.-С. 48 (Сценарий праздника).

  3. О.В Погодина. Игровая программа «Неизведанная планета». // Завуч начальной школы.-2007.-№ 2.-С. 96 (Сценарий ко Дню космонавтики).

  4. Энциклопедия для детей. Космонавтика. 2-е издание, испр./ Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Чеснов.- Москва: Аванта+, 2004.


Интернет источники:


  1. http://wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс].

  2. http://www.google.com/imghp?hl=ru картинки (портрет Ю.А.Гагарина, фотографии дома, семьи, фотографии космического корабля, спутника и т.д.)




Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса по теме: "Борис Сергуненков. Конь Мотылек"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: