Классный час для учащихся 1 класса «Наша Москва. Москва вчера, сегодня, завтра»


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 660









Классный час для учащихся 1 класса

«Наша Москва. Москва вчера, сегодня, завтра»















Подготовили

учителя начальных классов

Власова Елена Николаевна

Таратынова Елена Олеговна







Москва 2013 год

Тема урока: Наша Москва

Форма урока: классный час

Цель:

  • Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России — Москве;

  • Познакомить с достопримечательностями столицы;

  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность.

  • Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Оборудование:

  • Карта России, запись гимна России, запись боя курантов, диск CD со слайдами презентации к уроку с изображением известных мест Москвы, компьютер, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

— Жителями, какой страны вы являетесь? (России)

-Правильно. Россия — страна со множеством людей. У каждого человека есть сердце, без него он не мог бы ни дышать, ни двигаться, ни работать. Вот так и у страны есть своё сердце — столица, самый главный город.

-Кто может назвать столицу России? (Москва).

-Правильно, Москва для на-с это еще и родной город, город в котором мы родились и живем.

Москва — столица нашей Родины (показ на карте, звёздочка прикрепляется )

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с нашим городом поближе, откроем новые странички истории родной Москвы.

2. Работа по теме.

Сегодня Москва — один из самых прекрасных городов мира. Она привлекает сочетанием новизны и старины, великолепием соборов и размахом новостроек, красотой парков и морем цветов на площадях. В нашем городе созданы все условия, чтобы каждый человек мог хорошо учиться, работать, отдыхать, заниматься спортом, знакомиться с культурными богатствами столицы.

Вы, ребята, с годами примите из рук старших заботу о нашей Москве. Вам предстоит дальше её строить, расширять и украшать.

Но таким большим и красивым наш город стал не сразу. Как и когда появилась Москва, кто подскажет?

( 6 подготовленных учеников читают стихи из книги Кузьминой Л. «Наша Москва)

1 ученик.

Сказки, были, небылицы

Есть в истории столицы…

И не сразу, говорят,

Появился стольный град.


2 ученик

Год за годом, раз за разом,

Строилась Москва не сразу…

Из далекой старины

Проследим мы путь Москвы.


3 ученик.

Жил да был на всем готовом-

В вотчине, селе Кучково,

Грозный Кучка — сам боярин

И холопам своим барин.


4 ученик

Как-то летом по болотам

Ехал Юрий — князь с охоты,

Долго он в лесу плутал,

Притомился, заскучал…


5 ученик

Лес внезапно расступился,

Князю чудный вид открылся:

Луг зеленый, спуск к реке

И Кучково вдалеке…


6 ученик

Юрий силы положил-

Целый город заложил.

С Боровицкого холма

Начинался град Москва,

Между елей и берез

Деревянный город рос….

3. Рассказ учителя о Москве.

В старину люди говорили: «Град Москва — всей Руси глава». Это значит — много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна.

Ребята нам рассказали, как всё начиналось, как появился город Москва. Жители занимались ремёслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась. Князь Юрий приказал обнести её дубовыми стенами.

Такое укрепление было необходимо, поскольку жители страдали и от вражды князей, совершавших набеги на владения соседей и грабивших простой народ. А потом на Русскую землю пришли племена монголо-татар, стали её разорять и грабить. Это были жестокие завоеватели, не щадившие никого: ни старых, ни малых, ни мужчин, ни женщин. Огнём жгли они города и деревни, уничтожали жителей. Не миновало несчастье и Москвы.

Не раз горел Кремль, поэтому было решено заново строить Кремль из белого камня — известняка. С тех пор стали звать Кремль белокаменным. Но он тоже оказался непрочным строительным материалом.

И только спустя много лет, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича.

Новый кирпичный Кремль строился более десяти лет. Его стены и башни сохранились до сих пор.

Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город — столица России. Здесь находится правительство и президент. В Москве принимаются важные законы и решения, по которым живёт и трудится вся страна. Москва не только столица, это сердце России, сердце живое, любящее. Не случайно так много слов посвящено Москве. И среди них — замечательное стихотворение «Москва» Ф.Глинки.

МОСКВА

Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов сколько башен
На семи твоих холмах!:

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных:
Это матушка Москва.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Учитель: Но как бы, ни росла Москва, самое дорогое место для всех русских людей — Красная площадь. Слово «красная» означает «красивая», «парадная». В здании у Кремлёвской стены, над которым реет Российский государственный флаг, работает правительство России.

Ребята, а кто знает, кто является президентом России? ( В.В. Путин)

( портрет президента России)

Чем занимается президент? (руководит страной)

4. Ролевая игра «Прогулка по Москве».

  • учебная задача: расширить представления учащихся о Москве.

  • основные роли: экскурсоводы и гости столицы.

  • сюжетная линия: заранее было дано домашнее задание — собрать материал о достопримечательностях Москвы.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду в роли экскурсовода, а вы -в роли гостей столицы. Кто такой экскурсовод?

Ответы детей.

В словаре Ожегова говорится о том, что — экскурсовод — это специалист, дающий пояснения (рассказ) о чём — либо для экскурсантов. А экскурсанты- это люди, пришедшие на экскурсию с образовательной или увеселительной целью.

Представьте себе, что мы с вами садимся в автобус и отправляемся в путь.

Начинаем нашу экскурсию по самым знаменитым местам Москвы.

На Красной площади расположен один из красивейших соборов страны Храм Василия Блаженного. Созданный двумя мастерами русскими Бармой и Постником. Василий, прозванный Блаженным, жил во времена Ивана Грозного. «Блаженный» значило «святой», «праведный» (безгрешный). Он не боялся говорить правду в глаза ни богатым, ни сильным. Собор был построен в честь взятия русскими войсками города Казани. Храм состоит из девяти церквей.

Все девять церквей имеют одно общее основание. Центральная церковь имеет гигантский шатёр высотой 46 метров. Вокруг центральной церкви располагаются четыре большие и четыре маленькие церкви.

На Красной площади находится Мавзолей, в котором покоится тело первого руководителя страны — Владимир Ильич Ленин. Мавзолей стал высокой трибуной, отсюда обращаются ко всему народу. Сюда в дни парадов и демонстраций поднимались руководители нашей страны.

На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней, находятся большие часы с золотыми цифрами. Бой Кремлёвских курантов передаётся по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.

Он появился в 18 веке. Высота Царь — колокола 5 метров, вес около 200 тонн. Во время пожара колокол упал и разбился. Был отлит русскими мастерами Моториными.

Царь — пушку изготовил Андрей Чохов в 1586 году, он проработал на Пушечном дворе 64 года, весит 40 тонн, а длина его ствола более 5 метров. Рядом расположены огромные ядра. Эту огромную пушку сделали для защиты Кремля и моста через Москву -реку. Но царь — пушке стрелять не пришлось.

Третьяковская галерея — это художественный музей. Это — мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин.

На этом наше путешествие подходит к концу.

Какие интересные и знаменитые места мы с вами посетили?

V Подведение итогов.

— Закончилось наше путешествие по Москве и её достопримечательностям.

-Что вы узнали интересного на уроке о Москве?

— Хотели бы вы узнать еще, что-то новое и интересного о городе, в котором живете?

Учитель дарит каждому ученику книгу Ларисы Кузьминой «Наша Москва».

Рефлексия.

  • Кому понравился урок? Что понравилось?

  • Кому не интересно было на уроке? Почему?

  • Дома вы можете нарисовать рисунок на тему «Москва, какой ты станешь?»

И закончить хочется словами стихотворения «Москва» известного поэта Валерия Яковлевича Брюсова:

Нет на свете равных, Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

















Используемая литература:

    1. Кузьмина Л. «Наша Москва» Изд. М. ОЛМА Медиа Групп, 2013

    2. Махотин С. Прогулки по Москве. Изд. Белый город, Москва 2009

    3. Ресурсы интернетаhttps://festival.1september.ru/articles/570925/





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Так ли важно рисование в жизни ребёнка?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: