Классный час для учащихся 3-го класса на тему: «Мой путь к доброте»


Классный час для учащихся 3-го класса на тему:

«Мой путь к доброте».

(Классный час рекомендуется провести 17 февраля, в День Спонтанного Проявления Доброты)


Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.


Задачи:


  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  3. Формировать умение совместно работать в группе;

  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;


Оборудование:

  1. запись песни Дорогою Добра (из к/ф «Маленькй Мук», Энтин, Минков)

  2. минусовка песни «Если добрый ты»,

  3. карта путешествия,

  4. мультимедийный проектор,

  5. презентация,

  6. компьютер



(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).


Ход занятия


Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф «Маленькй Мук», Энтин, Минков)

— Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

— Как вы думаете, чему же будет посвящен воспитательный час? (Доброте)

— Итак, тема классного часа «Мой путь к доброте» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)

— Я не зря решила провести классный час о доброте именно сегодня, т.к. 17 февраля — День Спонтанного Проявления Доброты. Праздник, созданный по инициативе ряда международных благотворительных организаций, по мнению которых этот праздник имеет планетарное значение.

— Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)

— В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

— С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)


— Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3).

На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:

На море, в реке и озёрах

Я плаваю проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей.

(катер) Слайд 4


— Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

— Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).

— И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)


— Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 5.


— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:

Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро – будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем милее

Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.


(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.


— Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

— Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Мари Гюго

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф.

Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп


Творческое задание «Доброе дело»


Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.


Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 8).


— А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)


— Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.


Я, признаться, удивлен,

Расскажу вам вот о чем.

Встретил шуструю Настенку

Я на улице сейчас,

Настя добрая девчонка –

Она ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слово… (здрасьте).


Дед на внучку осерчал –

Экая досада:

Он портфель ей подарил,

Думал, будет рада,

Но зачем молчать как рыба,

Ну сказала бы…(спасибо).


Встретил Витю, я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но напрасно я от Вити

Ждал лишь слова…(извините)


— А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:


«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»


— Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.


Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”


Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром, дед Федот! –

Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

— Извините, добрый вечер!

— Ты, – знакомый закричал, –

— И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?


— Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

— Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)

— Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

— Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.


— Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.


Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)

Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).


Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).


А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?


Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

— Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

— Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

— Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

— Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.

— Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

— Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.

— И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

— Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)


— Молодцы.


Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады) (При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы).

— А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)

— Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.


— Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? (ответы детей)


— Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.


— Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 13)

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.


Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А закончить наш классный час я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.



Литература:


  1. Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов. festival.1september.ru/articles/314477/

  2. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.

  3. «Сборник загадок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.




Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «День рожденья – праздник детства»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: