Классный час — ярмарка «Народные промыслы»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Кирова Калужской области







Методическая разработка

Классный час-ярмарка

«Народные промыслы»

Подготовила

учитель начальных классов

Савина Л.С.

























г. Киров

Оборудование, оформление:

  • Мультимедиа;

  • Выставка посуды;

  • Формы для росписи;

  • Русские – народные песни, стихи, частушки;

  • Музыкальное сопровождение.

Вид деятельности: творческий мини-проект

В настоящее время жители многих муниципальных районов активно участвуют в важном процессе сохранения преемственности народных промыслов и ремесел – народные, потомственные мастера и ремесленники создают хлудневскую глиняную игрушку и гончарную посуду, лоскутные панно и текстильных кукол, изделия в технике бисероплетения и резьбы по дереву, традиционный народный костюм и многое другое. Калужская область имеет необходимый потенциал для развития народных художественных промыслов как важной составляющей традиционной народной культуры.

На территории региона работают предприятия народных художественных промыслов: ООО «Производственно – коммерческая фирма «Фарфор» (г. Киров); ООО «Лаковая миниатюра»(г. Калуга); ООО «Народные промыслы — Тарусский художник» и ООО «НХП «Тарусская вышивка» (г. Таруса).

Для сохранения и развития народных промыслов и ремесел постоянно проводятся фольклорные фестивали, праздники, выставки, ярмарки, семинары, мастер-классы. Традиционными стали мероприятия, направленные на популяризацию народных промыслов края в рамках празднования дней городов и поселков области: «Фестиваль хлудневского промысла» в п. Думиничи, «Город мастеров» в г.Обнинске, «Живые корни России» в г.Боровске, «Красненская ярмарка» (с.Красное Хвастовичского района) и многие другие.

Информационный этап:

А что знают Кировские школьники о народных промыслах?

Учащимся 2 «А» класса (общее количество опрошенных-24 человека) были предложены следующие вопросы:

1) Что вы знаете о народных промыслах России?

2) Что вы знаете о народных промыслах Калужской области?

3) Хотели бы вы знать больше?

Провели опрос родителей по вопросу:

Нужны ли знания о народных промыслах детям?

Конечно да — 76 %

Скорее да, чем нет — 20%

Затрудняюсь ответить — 4 %

В результате проведённого исследования было выяснено, что большинство учащихся не имеют достаточной информации, но хотели бы знать больше, не только о народных промыслах России, но и своего края и города.

В связи с этим я считаю, что мой классный час будет способствовать повышению уровня знаний учащихся о народных промыслах России и своей малой Родины. В процессе классного часа дети сами попробуют расписать образцы посуды, предоставленных ООО ПКФ «Фарфор», которая после пройдёт обжиг на предприятии и станет семейным сувениром.

Целью моего классного часа является формирование художественно-эстетического вкуса учащихся через ознакомление с народными промыслами, знаний о культурном наследии родного края

Задачи:

  • Исследование особенностей национальных традиций в ремеслах; сбор информации, изучение и исследование народных промыслов родного края;

  • Воспитывать интерес учащихся к народному творчеству родного края;

  • Популяризировать народные промыслы как вид искусства (через творческую деятельность учащихся)

Ожидаемые результаты:

  • Активизируется творческая деятельность учащихся;

  • Дети научатся общаться с людьми разных профессий и возрастов;

  • Младшие школьники научатся работать в группах, в парах;

  • Учащиеся расширят представления о народных промыслах;

  • Дети овладеют навыками росписи Гжели, Жостово, Хохломы;

  • Участники проекта примут участие в организации школьной выставки .

Ход мероприятия:

1 скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот

Подходи скорей, торопись народ!

2 скоморох: Вас много интересного ждёт!

1 скоморох: К нам в город мастеров прибыли

Гости заморские, люд молодой, да удалой!

2 скоморох: А ещё к нам пожаловали купцы дорогие,

Люди торговые, на все руки мастера.

1 скоморох: Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

2 скоморох: Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!


Хозяйка ярмарки

-Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаю,

Давно я вас жду поджидаю,

Праздник без вас не начинаю!

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

Кому- сказка;

Кому – правда;

Кому – песенка!

Дорогие купцы, селяне, гости. Разрешите и мне поприветствовать вас на гостеприимной земле Калужской земле.

(обращается к купцам)

-Вы, купцы дорогие, люди торговые, на нашей ярмарке должны

Себя показать, товар свой продать, товар купить, ничего не забыть,

все рассказать — не утаить.

Ну, выходите вперед себя показать, товар описать.

1-й скоморох: Дорогие гости торговые

Привезли товары новые.

Вы приехали и себя показать

Да про товары свои рассказать.

2-й скоморох: — На нашу ярмарку в город Мастеров прибыли купцы из деревни Гжель.

1 .ГЖЕЛЬ

— Мы, посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на вашу ярмарку.

— А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.


— И игрушки, и посуду

Прославлять и вам здесь будем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.


— Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.


— Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.


— Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.


— Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, — синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.


— Все голубое да синее — и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые да красивые.


— Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас — большие фантазеры. Какую посуду делают — глаза разбегаются.


— Не проходите мимо красоты невиданной! Покупайте наш товар, не пожалеете!

— Ну, а в память о нас на этой ярмарке подарки примите наши, от души приготовленные.

1 скоморох: Постарались все купцы –
Просто чудо-продавцы!

2 скоморох: Вторая группа, выходите

Свой товар вы похвалите.
1-й скоморох: А теперь я приглашаю купцов из подмосковного села Жостово.

2. ЖОСТОВО

— Мы приехали к вам в гости

На веселый праздник ваш.

Посмотрите на подносы –

Это ж просто вернисаж.


— Мы приехали из подмосковного села Жостово. С давних пор у нас изготавливают расписные, лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел.


— Сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями. Потом их покрывают краской, и по цветному или черному фону художники рисуют узоры мягкой кистью масляными красками.


— И расцветают пионы, розы, георгины, маки, незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие.

Затем поднос лакируют, и перед вами такое чудо (показывают).


— Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса.

Алых, желтых, с красным маком —

Это просто чудеса!


— Алы розы на подносе

Вся природа — Божий дар.

Подходите, вас мы просим,

Раскупайте наш товар!


— В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад.

Лучше их вы не найдете,

Покупайте стар и млад!

— Покупайте, честной народ, наши подносы! Украшайте свой дом красотой неповторимой! В память о нашей делегации мы оставляем вам подарки.

Расставляют на столе настоящие хохломские изделия.


1 скоморох: Низко кланяемся вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,


2 скоморох Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?


Скоморохи вместе: Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

2-й скоморох: Купцы из Хохломы покажите свой товар лицом .

3.ХОХЛОМА

— Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица — золотое перо.


— Всю эту домашнюю утварь, мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.


— Хохлома, хохлома —

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.


— Нарисуем травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.


— Роспись хохломская.

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится она

И нигде на свете

Нет таких соцветий —

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

— Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:


— Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.


— Мы говорим всем и всюду:

«Покупайте нашу золотую посуду,

Другой такой нигде не сыщете!»

— А от земли нашей нижегородской примите наши подарочки.


Хозяйка ярмарки: Да, покорили вы нас своими товарами, удивили. Мастеров можно найти в каждом городе, но и наша Калужская земля богата своими умелыми мастерами.

В Думиническом районе, в деревне Хлуднево делают глиняные игрушки-свистульки, известные всему миру. Александр Заборских известный мастер, победитель многочисленных конкурсов. Он делает сказочных персонажей из хлудневской глины.

А я хочу показать вам своих мастеров. Предлагаю ещё раз посетить наш знаменитый завод и фирму «Фарфор», но не обычным способом.


Ролик с экскурсии.


Хозяйка ярмарки:( во время показа ролика)

В 1994 году создана фирма «Фарфор», возродившая славные традиции народных промыслов Мальцевского и Кузнецовского художественного фарфора. Все изделия изготавливаются руками уже более 10 лет. Изделия наших мастеров представлены в Калужском областном Краеведческом музее. Только у нас сохранился единственный в мире промысел плетения из фарфоровой нити.

Хозяйка ярмарки: На ярмарке не только веселились , но и чему-то учились. Сейчас приглашаю вас в мастерские, где побудем немного художниками и распишем образцы Кировских мастеров.

Вы знаете, что все изделия расписываются кистевым письмом-то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрёшь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придётся выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны. Чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Крупные элементы располагаются в центре, вокруг мелкие элементы. Помните слова народных мастеров: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки к сердцу.»

Это и будет настоящее творчество! Согласны ли вы с этими мудрыми словами? А если согласны, то за работу.


Роспись изделий под музыку

Выставка изделий, расписанных детьми.

Хозяйка ярмарки: Много нового узнали

Мастерами просто стали.


Смотрю на ваши изделия, налюбоваться не могу. Трудно выбрать какие изделия лучше , да я и выбирать не буду. Все ремёсла хороши. Народная мудрость гласит «Где труд – там и счастье!»



1 скоморох: Ой, вы гости дорогие,

У нас игрушки расписные


2 скоморох: Писали их, старались

Подарить вам собирались.


Хозяйка ярмарки: Работать мы умеем на славу, но и веселиться тоже.


Дети поют частушки:


Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


В Гжели делают посуду

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.


Золотая хохлома

Ею не налюбуются

И в Париже и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.


Ты играй, моя гармошка,

Ты подруга, подпевай,

Мастеров в Руси великой

Во весь голос прославляй.



Хозяйка ярмарки:

-Ребята, понравилось вам у меня в гостях?

— Ещё придете ко мне: себя показать, на других посмотреть?

— Наша ярмарка закрыта, но на Руси ярмарки проводились каждый сезон. И я вас жду на масленичную ярмарку: с катанием на санках, молодецкими забавами, блинами, масленичными гуляниями.

— А теперь доброй дороги вам до дома, наши молодые мастера.

Дети под музыку покидают зал.

Итог мероприятия

Защита творческих работ учащихся

  • Узнала технологию изготовления посуды на заводе. (Настя Я.)

  • Гжельская роспись бывает только синей или голубой. (Марина И.)

  • Жостовские подносы « выкраивают» из листа железа разной формы (Таня Т. )

  • Мы научились различным росписям (Саша В.)

  • Смесь для изготовления посуды — ШЛИКЕР, её заливают в формы из гипса. (Настя С.)

  • Узнал легенду Хохломских мастеров (Антон Д.)

  • Только у нас сохранился единственный в мире промысел плетения из фарфоровой нити. (Тимофей П.)


Литература

  1. Народное искусство России в современной культуре / Автор-составитель Некрасова М.А. – М., 2003. – 256 с.

  2. Декаративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

  3. Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М., 1994. – 191 с.

  4. Проблемы народного искусства: Сб. статей – М.: Изобразительное искусство, 1982.


  1. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Советская Россия, 1983.


  1. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.




14


Свежие документы:  Классный час на тему "Дружба – чудесное слово"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: