Классный час «Земля отцов — моя земля»


Ф.И.О. автора : Гричанова Лариса Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ № 7 станицы Степной Приморско -Ахтарского района Краснодарского края

Должность: учитель начальных классов

Контактный телефон: 8-918-95-94-625

Классный час «Земля отцов — моя земля».

Цель:

  • приобщить детей к глубинному нравственному наследию России, Кубани;

  • помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах родного дома;

  • пробудить интерес к своей родословной;

  • познакомить уч-ся с событиями, происходившими на Кубани во время Великой Отечественной войны;

  • воспитывать чувство уважения к участникам боевых событий;

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою семью, страну.

Оборудование:

диск с записью военных песен, рисунки уч-ся на тему «Моя семья», «Моя станица» , выставка книг о Великой Отечественной войне, творческие работы учащихся.

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

-Ребята! Наш классный час пройдёт под девизом «Земля отцов — моя земля». Мы будем говорить о родном доме, о близких и родных людях, о нашей огромной Родине — России и о малой родине — Краснодарском крае, нашей станице. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас почувствовал себя частицей нашей родины, частицей истории.

2. Беседа:

-Что такое «родина»? Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре ( детский иллюстрированный словарь «Толковый словарь» Эксмо Москва 2010 год сост. М.Ю. Васькова). Родина –страна, где родился человек; отечество; то же, что и родной край.

-Как называется наша страна?

— Как называется наша малая родина? Почему так говорят «малая родина»? Малая родина — это место, где родился и вырос человек. Это дом, семейный очаг, который остаётся в памяти человека всю жизнь. О родном доме вспоми-нают с теплотой и нежностью. Ласковые мамины руки, нежная улыбка, за-ботливые глаза отца, тихие семейные вечера, праздники, знаменательные события… Эти воспоминания согревают, дают силы, поддерживают челове-ка . Есть замечательная песня, которая называется «Родительский дом» (зву-чит песня).

-Какие чувства вызывает у вас эта песня?

-Как вы понимаете выражение «Родительский дом — начало начал»?

-Почему родительский дом сравнивают с надёжной пристанью?

-О каком долге говорится в этой песне?

-Как мы должны относиться к своим родителям?

-Малая родина — это наш родной край, наша станица Степная. Давайте послу-шаем, что вы написали о своей станице.

Творческие работы Гричановой Анастасии (уч-ся МБОУ СОШ № 7

10 лет).

***

Ты, Кубань наша раздольная!

Много рек здесь и озёр.

Тянется равнина вольная

По степи, до самых гор!

Птицы громко здесь щебечут,

Расцветают васильки.

Облака, что плывут в небе,

Так воздушны и легки!

Я люблю свою станицу!

Уезжаю я когда,

Очень хочется вернуться —

Сердце тянется сюда!

***

До чего Кубань прекрасна!

Реки, степи и леса.

В безмятежном, чистом небе

Слышны птичек голоса.

До чего стройны берёзки,

И какой могучий дуб!

Я гуляю по дорожке,

До чего красиво тут!

Прохожу я мимо речки…

Здесь чудесно, тишина.

Только плещет лишь на берег

Неспокойная волна.

Вдруг сорвался сильный ветер,

Он холодный и сырой.

Солнце клонится к закату,

Ну, а мне пора домой.

***

На берегу у речки

Склонилась над водой

Задумчивая ива

В лазури голубой.

Одной ей одиноко…

Грустит и день, и ночь.

Любуясь отраженьем,

Печаль не превозмочь!

Несчастную судьбу ей

Приходится нести.

Лишь ветер шаловливый

Ей шепчет: «Не грусти!»

Светлый день.

К нам приходит Светлый день.

Наступает Пасха.

Всем ребятам этот день

Напоминает сказку.

Все живые существа,

Все, кто на планете,

Ожидают торжества,

Радуются дети.

Ах, какой чудесный день!

Как трезвонят птички!

Мы сегодня всей семьёй

Красили яички.

Ну, а с бабушкой вдвоём

Куличи мы испечём.

Будут рады мама, папа,

Веселиться будет брат.

Ах, как вкусно, ароматно!

Хозяек все благодарят.

Этот праздник – самый лучший,

Самый главный день в году,

Учит нас добру, терпенью,

Состраданью и добру.

-Ребята, вы нарисовали рисунки, на которых изобразили свою станицу. Давайте их рассмотрим. (Дети показывают рисунки, рассказывают, что они изобразили).

-. Я предлагаю вам принять участие в викторине.

3. Викторина:

1.Какой город является столицей нашего края? Как он назывался раньше?

2. Прочитайте отрывок, определите, из какого он произведения. Назовите автора этого произведения:

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

3. Кем была основана большая часть современных городов и станиц?

4. Кто и за что даровал казакам земли?

5. Назовите имена казацких предводителей, атаманов:

З……й Ч……….а — атаман

С….а Б………й — полковник

А…..н Г……..й — войсковой судья

6. Как вы думаете, почему в первые десятилетия после переселения казаки больше занимались скотоводством, чем земледелием?

7. Почему в народе говорят: «В кубанскую землю воткни оглоблю — вырастет телега»?

-Наша станица — это часть большого, раздольного, богатого края. Её населяют талантливые и трудолюбивые люди, наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Вы написали сочинения о своих близких людях, которыми дорожите, кото-рыми гордитесь.

4. Выступления уч-ся.

Творческая работа Мирошниченко Яны (уч-ся МБОУ СОШ № 7,

10 лет).

Мой дедушка Таранец Василий Иванович родился и вырос в нашей станице. Как и все мальчишки, он любил играть в футбол, ловить рыбу. Большим увлечением моего дедушки был духовой оркестр. Мой дедушка был очень талантливым человеком. Он писал стихи. В семнадцать лет он написал своё первое стихотворение «Жду письма». Много стихов он посвятил моей ба-бушке, которую очень любил. Мой дедушка был очень трудолюбивым человеком. Дважды он побывал в Монголии в 1980 и 1982 годах. Целая груп-па комбайнёров отправилась в Монголию на уборку урожая. В их числе был и мой дедушка. За добросовестную работу дедушка был награждён медалью. К сожалению, дедушка умер до моего рождения. Но бабушка и мама много рассказывают о нём. Как семейную реликвию мы храним дедушкины стихи. Мне очень нравится читать их. Я представляю себе дедушку. Мне кажется, что я чувствую тепло его рук. Я очень горжусь своим дедушкой. Я хочу прочитать вам дедушкины стихотворения, которые мне очень нравятся.

В. И. Таранец

Родная станица.

Много сёл у России моей,

Но не сыщешь прекраснее края:

Утопает в садах средь полей

Дорогая станица Степная.

Здесь доярки встречают рассвет,

Здесь они новый день начинают,

А затем лебединый косяк

Рыбаков на лиман провожает.

Загудели в степи трактора.

Жизнь машинам даёт мастерская.

И шумят золотые хлеба,

И красуется свёкла густая.

Спелой вишней наполнен картуз,

Огород овощами наполнен,

Наливается соком арбуз,

Улыбается солнцу подсолнух.

Не скупится родная земля-

Всех она своим соком питает.

Кто здесь вырос и в поле окреп,

Тот покинуть её не мечтает.

***

Случалось как-то наблюдать,

Как гордый гусь с гусыней

Своих гусят вдвоём растят

У камыша на глади синей.

Научат где и как пастись,

Чтоб поскорее опериться

И как от ястреба спастись,

Где понадёжней скрыться.

А чуть окрепнут — на крыло

Научат подниматься,

Покажут, где найти зерно,

Чтоб силы набираться.

И так до самых , до снегов,

Любуясь в зеркалах лиманов,

Обмахивают ветерком

Станицу между двух курганов.

Но, друг мой молодой, заметь,

Каков закон гусиной стаи,

Коль нету ей нужды лететь,

Она родимых мест не покидает.

— У нашей станицы, как и у нашего края, страны, есть своя история, которая отражена в нашем школьном музее. Эту историю творили ваши бабушки и дедушки, а мы обязаны о них помнить, уважать, почитать.

(Дети читают свои сочинения , показывают фотографии).

-Многие из вас коснулись темы Великой Отечественной войны. И это неслу-чайно. Война стала тяжким испытанием для всего нашего народа. Не обошла эта беда и наших станичников.

(звучит песня «Вставай, страна огромная…»)

Первые залпы Великой Отечественной войны горем отозвались в семьях наших земляков. Каждая семья проводила на фронт солдата. Остались в станицы старики, женщины и дети. Им пришлось вынести на своих плечах все тяготы военной жизни. Вот почему жива в народе память о тех страшных событиях. 13 февраля – знаменательный день для нашей станицы. День освобождения от фашистских захватчиков, день радости , печали, скорби. Эту победу приблизили ваши бабушки и дедушки. Мы обязаны помнить о них и гордиться ими.

Творческие работы уч-ся.

Филоненко Никита (уч-ся МБОУ СОШ № 7, 10 лет).

Мой дедушка Тимофей Андреевич Филоненко – участник событий Великой Отечественной войны. Под обстрелом немцев он перевозил снаряды и про-дукты в блокадный Ленинград. Оттуда вывозил детей, женщин и раненых солдат. Дедушка был ранен. Он дошел до конца войны. Мой дедушка спасал людей, защищал Родину. Я очень горжусь тобой, дедушка!

Рябоконь Владислав( уч-ся МБОУ СОШ № 7, 10 лет).

Моего дедушку звали Колома Павел Елизарович. В годы войны он защищал нашу Родину от немецких захватчиков. Воевал в городах Ростов-на-Дону, Краснодар. Мой дедушка принимал участие в боях на Курской Дуге. Именно там он получил тяжёлое ранение. После госпиталя он вернулся на фронт. В боях за Чехословакию был ранен. Пока лечился, закончилась война. У дедушки в ноге был осколок от вражеского снаряда,с которым и прожил он всю жизнь . После войны дедушка много и добросовестно работал. Я очень люблю своего дедушку и помню о нём.

Щербина Анна( уч-ся МБОУ СОШ № 7, 10 лет).

Я хочу рассказать о моей прабабушке Буряк Дарье Филипповне. Она прожи-ла долгую жизнь длиною в 87 лет. Моя бабушка пережила Великую Отечест-венную войну. В феврале 1943 года возле дома бабушки было установлено оружие – катюша. Из него вели обстрел фашистов. Немцы убили русскую девушку- бойца. Бабушка сама её похоронила. Я горжусь тем, что моя бабушка совершила поступок, приблизивший победу. Она провела группу советских солдат по дороге через плавни. Бабушка рассказывала, как ей было страшно и трудно идти по грязи под немецкими пулями. . Немецкие самолёты бомбили дорогу, но моя бабушка не свернула с пути, потому что очень хотела, чтобы закончилась война. Моя бабушка сама воспитала пяте-рых детей, потому что война унесла жизнь моего прадедушки. Бабушка много рассказывала о войне. Она плакала, вспоминая те страшные годы. Я всегда буду помнить мою прабабушку.

5. Практическая деятельность уч-ся.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

(звучит песня «Пусть всегда будет солнце…»)

-Ребята, что такое мир?

Мир – это утро, полное света и надежды.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – гул тракторов и комбайнов.

Мир – это школьный звонок, школа, в окнах которой солнце.

Мир – это детский смех.

Давайте «посадим» дерево мира. (На доске макет дерева с яркой зелёной кроной. Дети прикрепляют на него картинки: солнышко, школьный звонок, колоски пшеницы , игрушки и т. д.)

-Мир – это главное богатство, которое дано людям. Его нужно свято беречь и охранять. Наши предки это хорошо понимали. Свою мудрость и опыт кубан-ский народ выразил в пословицах.

Работа в группах. Игра «Собери пословицу».

(У детей конверты со словами, из которых они собирают пословицы)

1)Как родители наши жили, так и нам жить велели.

2)Где кто родился, там и пригодился.

3) Русский человек без родни не живёт.

4) Родина – мать, умей за неё постоять.

5) Родной куст и зайцу дорог.

6) Казацкому роду нема переводу.

6. Итог.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Благодарю вас за активность, кропотливый труд. Помните, что история каждой семьи с её традициями и устоями – это часть истории нашего края, всей нашей страны.











Свежие документы:  Сценарий праздника «Здравствуй, волшебница осень!» для учащихся 2 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: