Конспект клубного часа, посвященный Отечественной войне 1812 года «Недаром помнит вся Россия…» 3 класс


Соловьева Вера Владимировна. МОУ «Георгиевская гимназия» г.Егорьевск



Клубный час, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Недаром помнит вся Россия…»

3 класс.


Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории.

Задачи:

1. Воспитание гражданина – патриота.

2. Приобщение к культурным ценностям страны.

3. Создать эмоциональную атмосферу для формирования понимания обучающимися важности темы героизма, мужества русского народа и армии и необходимости увековечивания их подвига.


Ход мероприятия.


Слайд 1. (Звучит фоновая музыка)

В этом году наша страна отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы с вами поговорим о далеких событиях той войны.


Слайд 2.

Вот прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Как Кутузов бил французов

Узнать сегодня предстоит.

Музыка, которую вы слышите, характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся — в эпоху начала XIX века, время очень тревожное и грозное.


Слайд 3. Наполеон Бонапарт

В конце XVIII века к власти во Франции пришёл человек необычайной судьбы – Наполеон Бонапарт. Сын бедного дворянина, окончил в 16 лет военную академию, а в 24 года был уже генералом.

В 1804 году Наполеона провозгласили императором Франции. Ему хотелось завоевать весь мир.


Слайд 4.

На карте, которую вы видите, жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.

«Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее» — говорил Наполеон.


Слайд 5.

Наполеон собрал 600-тысячное войско и двинул их к России. Он был уверен в своей победе: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

Слайд 6.

Александр I мог выставить против страшного врага не более 200-тысячное войско.

Но простой народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов. Война 1812 года стала Отечественной

С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали или уничтожали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса. Партизанские отряды устраивали засады и нападали на обозы противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных, отбивали продовольствие и боеприпасы у французов, разрушали мосты, нанося тем самым огромный вред войскам Наполеона. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.

Предводителем партизанского движения был Денис Васильевич Давыдов.

Наполеон люто ненавидел Давыдова и приказал при аресте расстрелять его на месте. Ради его поимки выделил один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами.


Слайд 7.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Детский сад, детский сад – это радость для ребят!»

Главнокомандующим русскими войсками был назначен князь

Михаил Илларионович Кутузов.

«Едет Кутузов бить французов», — звучало среди солдат.


Слайд 8.

Давайте посмотрим на карту военных действий войны 1812 г. ( Вместе с педагогом рассматриваются движение французских и русских войск, районы действий партизанских отрядов, места сражений).

А сейчас мы поговорим с вами о самом важном сражении в той войне – Бородинском.

26 августа на Бородинском поле около села.Бородино, которое находится в 110 км. от Москвы, сошлись две огромные армии. (показывает на карте)


Слайд 9. Кутузов и Наполеон на Бородинском поле.

Послушайте, что писал об этом сражении М.Ю.Лермонтов.


Слайд 10.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.


Слайд 11.

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий…

(Показывается видеофрагмент Бородинского сражения из фильма «Война и мир».)

Слайд 12.

Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, сражение замерло само собой. Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву. Для русских это была значимая победа.


Чтение учащимися отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!


Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле

Есть разгуляться где на воле

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут, как тут.

Забил заряд я в пушку туго.

И думал: «угощу я друга»,

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою,

За родину свою!

И только небо засветилось

Всё шумно вдруг зашевелилось

Сверкнул за строем строй.




Слайд 13.

В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери. Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию.

Свежие документы:  Занятие на тему «Весну встречаем, птиц поджидаем!»


Слайд 14. Военный совет в Филях 1 сентября.

Кутузов созывает в Филях военный совет и ставит вопрос: давать бой под Москвой или сдать древнюю столицу. Как считал великий полководец, с потерей Москвы, еще не потеряна Россия. Но если уничтожится армия, погибнут и Москва и Россия. «Приказываю — отступать!».

Жители спешно покидали Москву. Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце».


Слайд 15.

Французские войска входили в пустой город. Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.

Ну как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.


Слайд 16.

До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором


Слайд 17.

Французская армия в Москве начала голодать. Солдатам приходилось есть конину. Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, а оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек из-за активных действий партизанских отрядов. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением.


Слайд 18.

Его войско вынуждено было вновь идти назад, по разорённой им же Старой Смоленской дороге, т.к. русская армия перекрыла им все пути на юг. Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. А 25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны. Начался распад империи Наполеона.

Свежие документы:  Сценарий праздника в начальной школе «Праздник для мам»

Помните слова, которые говорил Наполеон незадолго до нападения на Россию: «Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её».

Слайд 19.

Прошло три года и в 1814 году русские войска и их союзники вошли в Париж. Так закончилась попытка поставить Россию на колени, а сам Наполеон был низложен и отправлен пленником на далекий остров Святой Елены.

Слайд 20.

В войне 1812 года было много героев, о которых невозможно не вспомнить сейчас и чьи подвиги воспевали знаменитые поэты – это Барклай-Де-Толли Михаил Богданович, Багратион Петр Иванович, Раевский Николай Николаевич, Ермолов Алексей Петрович, Кутайсов Александр Иванович, Тучков 4-й Александр Алексеевич.



Слайды 21-23.

В России были возведены храмы и памятники в память о войне 1812 г. и ее героях (педагог показывает их на слайдах).


Слайды 24-32.

А сейчас давайте проверим, насколько вы были внимательны и насколько хорошо запомнили события, о которых мы с вами сейчас говорили.


Тест:


1. Во Франции в конце XVIII века к власти пришёл полководец …

  • Багратион

  • Барклай-де-Толли

  • Наполеон


2. Французкая армия вторглась в Россию …

  • в 1821г.

  • в 1818г.

  • в 1812 г.


3. Армия Наполеона насчитывала …

  • 600 000

  • 200 000

  • 160 000


4. Армия русских насчитывала …

  • 100 000

  • 200 000

  • 600 000


5. Главнокомандующим русскими войсками был назначен …

  • М.И. Кутузов

  • Д.В.Давыдов

  • А.В. Суворов


6. Бородинская битва произошла …

  • 26 января 1812 г.

  • 26 августа 1821 г.

  • 26 августа 1812 г.


7. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

  • Оставить Москву

  • Дать ещё одно сражение

  • Признать Наполеона победителем


8. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …

  • Главное сражение произошло под Москвой

  • На войну поднялся весь народ

  • Вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие


9. В честь победы над Наполеоном был построен в Москве…

  • Петропавловский собор

  • Спасо-Преображенский собор

  • Храм Христа Спасителя


Слайд 33.

В заключение я хочу вам задать еще один вопрос: «Стоит ли знать и помнить историческое прошлое своей страны и почему?» (выслушиваются ответы учащихся).


А сейчас послушайте ответ на этот вопрос поэта Вадима Шефнера:


Стоит ли былое вспоминать, 
Брать его в дорогу, в дальний путь? 
Все равно – упавших не поднять, 
Все равно – ушедших не вернуть.

И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты,
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты».


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: