Конспект коррекционно-развивающего занятия в 4 классе (компенсирующего обучения) по теме: «Лесные великаны»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

им. С.Н. Перекальского»

г. Курска




Конспект коррекционно-развивающего занятия


в 4 классе (компенсирующего обучения)


по теме: «Лесные великаны»








подготовила

учитель начальных классов

Долгих Елена Григорьевна







Курск 2013






Долгих Елена Григорьевна

учитель начальных классов


Конспект коррекционно-развивающего занятия

в 4 классе (компенсирующего обучения)

по теме: «Лесные великаны»

Цели занятия:

  • Развитие мышления, памяти, речи обучающихся;

  • Развитие невербальных коммуникативных способностей детей;

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы;

  • Развитие мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания;


  • Развитие любознательности и вовлеченности в деятельность;

  • Воспитание уважительного отношения к природе.

Задачи:

  • Преодоление негативных тенденций развития.

  • Комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности и нетрадиционного мышления.

  • Вырабатывать рациональные приёмы умственной деятельности применительно ко всем основным предметам школьного курса. Создать базу для формирования прочных знаний и умений.

Оборудование:

Для учащихся: разлинованные листы бумаги, фломастеры.

Для учителя: цветные иллюстрации «экзотических» для обучающихся растений –

молочного, конфетного дерева, баобаба, кипариса; плакат с сеткой кроссворда, плакаты с цифровыми, буквенными и картинными ребусами.


Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия.

(На доску вывешивается закодированное название занятия и код)

  • Тема сегодняшнего занятия зашифрована, пользуясь кодом, прочтите её:

6 3 8 7 9 3 2 3 6 4 5 1 7 9


Код: а в е и к л н с ы

1 2 3 4 5 6 7 8 9

«ЛЕСНЫЕ ВЕЛИКАНЫ»

  • ЛЕСНЫЕ ВЕЛИКАНЫ – так называют деревья за их внушительные размеры.

Пожалуй, в лесу только они отличаются как своей величиной, так и продолжительностью жизни.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми особенностями жизни деревьев, их разнообразием.


  1. Развитие мышления.

— Поговорим о том, сколько лет могут жить деревья.

В Центральной Африке, Австралии растет дерево, продолжительность жизни которого может составлять 4 000 лет.

Прочтём его название. Оно зашифровано.

З

Ю

Д

2

Ж

В

Б

Ы

Ь

Б

М

Х

?

А

Э

9

П

Я

Ш

5

Ц

Б

К

Б

6

Ч

О

И

А

8

Ф

Т

!

Ъ

Й








































— Это баобаб. Баобаб может претендовать на одно из первых мест среди деревьев по продолжительности жизни и размерам. Он может достигать 50 м в обхвате ствола. Баобабы настолько огромны, что предприимчивые местные жители даже устраивают кафе внутри него.


— На территории нашей страны растет дерево, которое вам хорошо известно. Оно тоже долгожитель – продолжительность его жизни может составлять 1 200 лет. Вы сами мне его назовете, если верно выполните моё задание. Возьмите листок-сетку и поставьте точку

— в левом нижнем углу пятой снизу клеточки,

— поднимитесь на 1 клеточку вверх,

— 3 клеточки вправо,

— 3 клеточки вверх вправо наискосок,

— 2 клеточки влево,

— 2 клеточки вправо вверх наискосок,

— 1 клеточка влево,

— 1 клеточка вправо вверх наискосок,

— дорисуйте справа такое же изображение.




















































































Это ель.

III. Игра «Топни, хлопни».

Давайте отдохнем и поиграем в игру «топни, хлопни».

Вы будете хлопать, если ответ на мой вопрос «ДА».

Вам нужно топнуть, если ответ «НЕТ».

— Сирень – это дерево?

— У черемухи чёрные ягоды?

— Самое толстое дерево баобаб?

— Рябина бывает с жёлтыми ягодами?

— Ель – вечнозеленое дерево?

— Пальмы растут в тайге?

— В природе существует конфетное дерево?

— Конфетное дерево родом из Китая. Растёт гевения сладкая (как его по-научному называют) ещё и в Индии, Японии, Корее. Не так давно были предприняты попытки развести конфетное дерево и на территории нашей страны. Оно неплохо прижилось на некоторых территориях Кавказа и Крыма.

В урожайные годы дерево дает до 30 кг «конфет». В пищу употребляют не плоды гевении, а плодоножки – при подсушивании они по вкусовым качествам напоминают изюм.

— «Молочное дерево» можно подоить?

— Это молочное дерево (галактодендонати) – растет в Центральной и Южной Америке. Его плоды несъедобны. Местные жители употребляют сок этого дерева как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр «молока». К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится. При испарении сока выделяется воск, из которого местные жители делают свечи.


IV. Развитие ассоциативного мышления.

— А сейчас попробуйте узнать дерево по прилагательным, с которыми обычно употребляется его описание:




4



3


5


2




6







1






7
















  1. Могучий, раскидистый (дуб)

  2. Высокая, смолистая. (Сосна)

  3. Белоствольная, русская. (Береза).

  4. Стройный, остроконечный. (Кипарис)

  5. Пламенеющая, красная. (Рябина)

  6. Дрожащая. (Осина)

  7. Плакучая.(Ива)

(При затруднении используются задания-подсказки:

    1. СОСНА

— Название этого дерева вы узнаете, если переставите местами буквы в слове «НАСОС».

    1. РЯБИНА

— Название этого дерева вы сможете прочесть, если расставите буквы в нужном порядке.

ИБЯРАН

    1. ИВА

— Название этого дерева вы узнаете, если расставите в порядке употребления в предложении предлоги и союзы:

«МАША И ВИТЯ ПОШЛИ В ЛЕС СОБРАТЬ КОРЗИНКУ ГРИБОВ, А НАБРАЛИ ИХ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ»

    1. КИПАРИС

Название этого дерева вы узнаете, если «перевернёте» слово.

КИПАРИС



— Кипарисы относятся к вечнозеленым растениям, продолжительность их жизни более 1 000 лет. Дерево это поистине бесценно. Кипарисы в медицине используются тысячи лет, и всё благодаря тому, что на нижней стороне листа, а листья у кипариса похожи на маленькие чешуйки, проходит масляная жилка, через которую выделяется очень сильно пахнущее кипарисовое масло, которое используется для лечения очень многих болезней, например – ослабляет кашель при гриппе. Масло кипариса активно используется в косметике.



V. Физкультминутка.

(проводится с движениями, противоречащими смыслу стихотворения)

Ветер дует нам в лицо, (имитация дуновения ветра)

Закачалось деревцо, (движения руками над головой)

Ветерок все тише-тише, (движения руками замедляются)

Деревцо всё ниже, ниже. (ведущий приседает).

(Если дети на заметили расхождений в движениях и текстом, обратить их внимание на это)

(Повтор физкультминутки с правильно выполняемыми движениями в соответствии с текстом.)


VI. Развитие внимания, способности к анализу и синтезу.

— Название деревьев распределены на 2 столбика. По какому принципу, с точки зрения русского языка, составлены эти столбики?

1 2

вяз тополь

ель липа

ива сосна

VII. Развитие мышления.

Я буду рассказывать вам о деревьях, а вы постарайтесь отгадать их название:

Из плодов этого дерева в старину делали хлеб, а сейчас используют как заменитель кофе.

(Если название дерева не отгадано, то предлагается ребус-помощник с картинками) Ребус:

,, ,, , (Дуб)

Древесина этого дерева не впитывает запахов – это используется при изготовлении кадок для засолки овощей и разнообразной посуды. Из вымоченной коры этого дерева плетут мочалки и коврики.

(Если название дерева не отгадано, то предлагается ребус-помощник с картинками)

Ребус:

,, ,,,,

(Липа)


VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Продолжите мою фразу:

«Сегодня я узнал…»




















Список литературы:


  1. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.


  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и мл. школьников. – Ярославль: ТОО “Гринго”, 1995. – 240 с.


  1. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей. /Под ред. Л.Е. Курнешова. М.: “Школьная книга”, 2002, 112 с.


  1. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. СПб.: КАРО, 2001, 368 с.


  1. Фопель К. Психологические группы: Рабочий материал для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001, 256 с.










Свежие документы:  Классный час для 3 класса «На чем основано взаимопонимание»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: