Конспект урока для 1 класса «Моя семья»


Тема: «Моя   семья »


Задачи  урока:

1. Раскрыть значение понятий « семья », «члены  семьи ».

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать любовь  и  уважительное отношение к родным и близким.

Ход  урока

  1. Психологический настрой

 Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!


— Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Тепло.

2. Сообщение темы  урока . Постановка учебной задачи. Формулировка целей.


-Ребята, сегодня на  уроке  мы поговорим о чем-то приятном  и  согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.


На доске появляется 7Я

— Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя  семья » и  поговорим сегодня о  семье. Итак, тема  урока  «Моя  семья ». О чем мы будем говорить сегодня на  уроке?

Ответы детей.

-Сегодня на  уроке  мы должны будем выяснить: Что такое  семья? Что объединяет членов семьи?

Ушаков Д.Н.:

 Семья  – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков  и  ближних  родственников,  живущих   вместе.


3. Решение учебной задачи


Игра: «Расскажи о своей семье»

Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?


Рассказы детей.


Игра « Кто кому кто?»

Даша, ты кто для мамы? (дочь)

Илья, кто называет тебя сыном? (папа)

Богдан, ты кто для бабушки? (внук)

Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).


4.Физкультминутка:

Пальчиковая гимнастика


Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

 

-А теперь послушайте пословицу.

На что клад, когда в семье лад.

-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Дети: Лад – согласие.

-Теперь послушайте одну легенду.

 

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы  семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу  и  написал на ней что-то. Правитель посмотрел  и  удивился: на листе было написано сто раз одно  и  то же слово.

-Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)


Вывод. Умение ладить с собой  и  с людьми – это самое ценное качество в человеке.  Семья  – наш  общий  дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло  и  уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге)
– Выберите соответствующие таблички. Дети выбирают соответствующие таблички из:
 злость, нежность, ненависть, любовь, ласка, забота. (Убирают оставшиеся, объясняя почему)



Игра «Уголки»

Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки».

Встаньте:

  • в правый угол – кто похож на маму?

  • в левый угол – кто похож на папу?

  • ко мне – кто похож сам на себя?

  • в правый угол – у кого есть сестрёнки?

  • в левый угол – у кого есть братишки?

  • к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки?

  • к окну – у кого пока никого нет?

  • все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!


Из поколения в поколения передаются семейные ценности  и  традиции. Где можно увидеть всех членов семьи? (в семейном альбоме)


 — Я принесла свой семейный фотоальбом. Здесь хранятся фотографии моих родственников. Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.


-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

-До сих пор никто не знает, как  и  почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.


Вы  нарисовали свои  семьи. Мы оформили выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?

Дети: Моя  семья, Мои родные, Мои  родственники   и  т.д.

-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов  семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?


Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое  хозяйство .

Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является  семьей  в том понимании, в каком мы сегодня говорим о  семье.

-В старину членов  семьи  называли «домочадцами». В одной  семье  могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

— Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время.                     Все ученики нашего  класса  – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

В  семье  каждый из нас  имеет  множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих  родственников ,  и  кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

-А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?


5. Итог урока. Рефлексия

-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был  урок ?

Ответы детей. Детям в течение занятия вручаются «смайлики».



    

Наш урок я хочу закончить стихотворением

Семья – волшебный символ жизни! 
В ней – все, в ней капелька Отчизны!
 
В ней – мама, папа, брат, сестра,
 
В ней – маленький квадрат двора.
 
В ней – солнце, в ней – березка, дом,
 
Согрето все теплом кругом.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "День именинника"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: