Конспект урока для 1 класса «Мышонок и Олененок»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесная сказка»

п. Лонгъюган Надымского района Ямало-Ненецкого Автономного Округа















Конспект урока для 1 класса

«Мышонок и Олененок»












подготовила воспитатель

Рублева Юлия Владимировна








2013 год




Программное содержание:

1. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, поощрять умения свободно чувствовать себя в роли.

2. Развивать артистичность, умение вести диалог, обращать внимание на выразительность речи.

3. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов на ненецком языке.

4. Закрепить знания детей о коренных жителях Севера (ненцы, ханты, селькупы), их быте.

5. Закреплять с детьми знания о жизни животных на Севере.


Оборудование: искусствен. деревья, крупный строительный материал, чум, посуда, ягоды (из соленого теста), муляжи овощей и фруктов, ведра (3 шт.), детское ружье, игрушки: зайцы, белки; мешок, ткань синяя для речки, игрушечные рыбы, удочка, весло, палки для вывешивания рыбы, костюмы олененка и мышонка, маски оленят, ягушка, малица, веточки деревьев, шкурка, колокольчик, диски с записью звуков природы и ненецких напевов, глобус, бумажные деньги, билеты в театр, детские национальные игрушки.



Подготовка к занятию:

1. Беседы на темы «Дикие животные Севера», «Быт народов Ямала».

2. Изготовление атрибутов к игре.

3. Обыгрывание сказки «Мышонок и Олененок».

4. Рассматривание иллюстраций о жизни хантов и ненцев.


  1. Вводная часть.

-Ребята, а кто-нибудь из вас был в театре? (Ответы детей)

— Сегодня мы с вами пришли в театр, где мы посмотрим сказку и даже сможем принять участие в игре. Скажите, а нас пустят просто так в театр? (Нет)

— Что нам нужно? (Нужно купить билеты)

— Вот пришел билетер, он будет продавать нам билеты. Деньги у вас есть? Сколько стоит билет? (10 рублей)

Билетер продает билеты, дети рассаживаются согласно номерам билетов.

— Ребята, все нашли свои места?

— Ребята, а где мы живем? (На Севере)

— На Севере, на Ямале. Ямал означает «край земли».

Вы на глобус посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живем!


И о Ямале ребята выучили стихотворения: « ЯМАЛ» — Вигдорова Е.


Ребенок:

Люблю тебя, седой Ямал!
Ты путеводною звездою
Дорогу в жизни озарял
И был всегда со мною.

Ребенок:

Ты- край снегов, зимы суровой.
Ты – край полярного сиянья,
Благополучия основа,
России нашей достоянье!


Ребенок:

Седой Ямал, в моей судьбе
Ты принял яркое участье.
Спасибо хочется тебе
Сказать за все минуты счастья.


Ребенок:

Ты – край, что нас объединил,
Сплотил и сделал всех сильнее.
Ты – край, который научил
Душой быть чище и светлее.


Ребенок:

Люблю тебя, седой Ямал!

Люблю за красоту природы.

Всегда ты будешь восхищать

Своим простором и свободой! 


— Молодцы! А вы знаете животных Севера? (Заяц, белка, медведь, волк, песец, горностай, олень, полевая мышь)

— И сейчас мы посмотрим сказку, в которой главные герои будут животные севера, а какие, сейчас узнаете.


Билетер: — Вашему вниманию предлагается ненецкая сказка «Мышонок Олененок».


  1. Показ сказки «Мышонок и Олененок».

Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Оленёнок.
Мышонок и спрашивает его: — Дружок Оленёнок, откуда ты и куда идёшь?
Услышал Оленёнок мышиный писк, пригнул голову пониже и отвечает: — Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.
Тогда Мышонок засмеялся и сказал: — Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так, пойдём вместе! Оленёнок согласился: — Давай пойдём!

Пошли вдвоём. Мышонок еле успевает гнаться за Оленёнком. Много раз Оленёнок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами. Шли-шли, Мышонок и говорит: — Давай в прятки играть!
— Давай, -согласился Оленёнок, -ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.
Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза. Оленёнок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом. Долго искал Мышонок Оленёнка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же всё-таки найти Оленёнка. Долго думал. И додумался: «Ага, я этого великана хитростью возьму!»
Мышонок вдруг закричал: — Дружок Оленёнок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!
Оленёнок подумал: «Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит!» Вскочил он, чтобы получше рога спрятать, тут его Мышонок и увидел.
— А теперь я спрячусь! — сказал Мышонок. Долго Оленёнок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лёг отдыхать. Мышонок выбежал из-за кочки и смеётся: — Эх ты, дружок Оленёнок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! — И юркнул в мох. Фыркнул Оленёнок от обиды и побежал в другую сторону.

С тех пор никогда не увидишь, чтобы Оленёнок с Мышонком вместе играли.

  1. Беседа.

— Вам понравилась сказка? Кто – главные герои сказки? (Оленёнок и мышонок) А вы хотели бы в ней принять участие? (Да)

— Выберем роль мышонка с помощью считалки.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет,

Скачет

По полям

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он –

Выходи

Из круга

Вон!

— Надевайте маски оленят, мышонка.

  1. Подвижная игра «Мышонок и оленята».

Правила игры.

Мышонок сидит в домике. Оленята гуляют по лесу. Как только мышонок запищал и вышел из домика, оленята замирают на месте, а мышонок ищет и уводит в домик непослушных оленят.

Игра повторяется 2-3 раза, меняя мышонка.

  1. Беседа о северных народах.

Ребята, а ведь на Севере не только животные живут, но и люди? Как называют коренных жителей Севера? (Ханты, ненцы)

— Как называется их жилище? (Чум)

— А почему чум, а не дом? (Они переезжают с места на место, кочуют, чум легко собрать и разобрать)

— На Севере очень суровый климат, ненцы сами шьют себе одежду. Какую? (Мужчинам – малицу, женщинам — ягушку)

— Чем отличается эта одежда? (Малица — мужская шуба из оленьего меха с капюшоном, а ягушка без капюшона)

— А почему мужчины не носят шапок? (На Севере дуют холодные сильные ветра, и шапку может снести ветром)

— Чем занимаются мужчины? (Ловят рыбу – рыбаки)

— Как называется северная рыба? (Муксун, щекур, пыжьян, ряпушка)

— Еще чем занимаются? (Оленей пасут — оленеводы)

— Еще? (Охотой — охотники)

— На кого они охотятся? (Песец, зайцы, на птиц – куропатка, тетерев)

— А что делают женщины? (Готовят еду, ходят за ягодами и грибами, выделывают шкурки)

— Назовите северные ягоды (Морошка, брусника, водяника, клюква, черника, голубика)

— А что делают дети? (Играют, помогают родителям)

  1. Сюжетно-ролевая игра.

Распределение ролей.

Я знаю, что любимое блюдо ненцев — рыба. И я приготовила рыбу, с помощью которой мы распределим роли.

Дети вытягивают рыбу, распределяют роли: дед, бабушка, папа, мама, дети.

Дети надевают национальную одежду.



Примерные игровые действия.

  • сбор чума, обустройство;

  • выпас оленей;

  • охота на дичь, пушных зверей;

  • выделка шкур;

  • приготовление пищи;

  • постройка лодки, рыбалка;

  • засол рыбы, сушка;

  • сбор ягод, просушка;

  • сбор грибов;

  • национальные развлечения.

Женщины: бабушка, мама — работница в чуме, девочки строят чум, готовят еду, собирают ягоды и грибы, обрабатывают оленьи шкуры.

Мужчины: дед, папа-оленевод, охотник, рыбак; мальчики — пасут оленей, строят лодку, охотятся на дичь, собирают хворост, играют в национальные подвижные игры.


  1. Итог занятия.

— Ребята, вам понравилось в театре? И мне тоже очень понравилось. И в заключение давайте научим наших гостей нескольким словам на ненецком языке.


чум – «мя»

покрытие чума – «нюк»

здравствуйте – «ань-торова»

солнце – «хейро»

олени – «суляко»

до свидания – «лакомбой»



































Список использованной литературы:

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. М.С. Приходько. Хомаку. Картинный словарь русско-ненецкого языка. С-Петербург, «Морсар АВ», 2000.


3. Конспекты занятий в старшей группе. Окружающий мир. /авт.-сост. Волчкова В.Н., Степанова Н,В. — Воронеж: Учитель, 2006


4. Дыбина О.В. Занятия по ознокомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


5. Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала.-СПБ.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998.


6. Ядне Н. Я родом из тундры.-М.: ППО «Известия», 1999.


7. Фото из личного архива.













Свежие документы:  Сценарий праздника «Золотое время года»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: