Конспект урока для 1 класса на тему «Как оценить свое внимание»


Как оценить свое внимание


Цель занятия: исследование собственных способностей к запоминанию, определение параметров и психологических особенностей внимания.


Задание 1. Определите особенности колебания своего внимания ( периодические произвольные изменения напряжения внимания). Слайд№1, раздаточный

материал.

Для этого в течение одной минуты смотрите на приведенный здесь рисунок и отмечайте те моменты, когда восприятие изображения рисунка у вас будет изменяться: усеченная пирамида будет тот приближаться к вам, то удаляться.

Отмечать надо не глядя, на листок с записью.

Условные обозначения для отметок: — пирамида приближается;

  • пирамида удаляется.

Посчитайте, сколько раз в течение одной минуты у вас изменилось восприятие рисунка.


Задание 2.Определите устойчивость своего внимания (длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость внимания утомляемости и отвлечению).

С этой целью попросите соседа по парте засечь время, в течение которого вы сможете с помощью волевого усилия удержать восприятие рассмотренного выше рисунка только в одном положении: видеть только усеченную пирамиду, приближающую к вам или только уходящую внутрь.

Задание 3. Определите объем своего внимания – наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать). Слайд№2

Посмотрите на рисунок в течение 3 секунд. Постарайтесь запомнить все, что вы увидели на нем. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры вписаны в каждую фигуру.

Проверьте свои записи и посчитайте:

  • сколько фигур вы правильно запомнили;

  • сколько цифр вы правильно восприняли;

  • сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.

Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям. Слайд №3.


Задание 4. Определите особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел).


Попросите соседа по парте засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносите 1, пишите 20; произносите 2, пишите 19 и т.д. Посчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания.

Распределение внимания – формируемое качество.


Задание 5. Определите особенности переключаемости своего внимания

( перестройка внимания с одного объекта на другой). Слайд № 4, раздаточный

материал.


7

IV

10

VI

22

24

XII

II

XIII

19

8

11

XVI

XIX

IX

I

20

XV

21

XXIII

3

17

6

XVII

VIII

18

12

XXIV

XIV

25

13

X

XX

1

VII

XXI

III

23

V

15

14

5

16

XVIII

XI

2

XXII

4

9



Используя таблицу, определите, за какое время вы сумеете:

а) показать на таблице карандашом арабские цифры в возрастающем порядке;

б) показать на таблице карандашом римские цифры в убывающем порядке;

в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские – в убывающем.

Переключаемость внимания определите по формуле:b— (a+б)/48

А, б, в – время ответов на соответствующие задания.

Чем меньше результат, тем лучше у вас развита переключаемость внимания.

Задание 6. Начертите в тетради 25 фигур в том порядке, как они изображены на рисунке (слайд № 5)


У вас есть возможность проверить можете ли вы быстро и внимательно работать. Обратите внимание на рисунок с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур эти цифры. Учтите, что вписывать нужно во все фигуры подряд, а не в разбивку. Зафиксируйте время выполнения задания.

Если вы справились с заданием безошибочно и быстрее, чем за 30 секунд, это отличный результат.

30 -35 – хороший

36 – 40 – средний

Если на выполнение задание ушло более 40 секунд, то это считается низким результатом.

Внимание, о определению психологов, — это направленность вашего сознания( психики) на определённый объект.

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в очень важную способность- внимательность.

Быть внимательным -значит следить за какими-нибудь движениями;

развивать внимательность- значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, природе, науки, людях.

Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого, человеку надо заставить себя быть внимательным, а в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать, и т.д.

Для многих видах деятельности очень важно произвольное внимание.

Как развивать внимание

1.Пручайте себя работать в самых разнообразных условиях, даже в шумной и отвлекающей обстановке, надо стараться не замечать того, что мешает в работе.

2. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.

3. Тренируйтесь в переключении внимания. Эти тренировки должны проходить по трём направлениям:

-Быстро переключайте внимание с объекта на объект;

— Выделяйте наиболее важные объекты, за счёт второстепенных;

— Изменять порядок переключения- образно это называют выработкой «маршрута восприятия»

4. Развивайте у себя волевые качества. Заставляйте себя сосредоточиваться, когда этого не хочется делать. Почаще следуйте принципу «надо», а не «хочу». Начинайте работу с трудного и неинтересного, старайтесь выполнять те дела, которые хочется отложить напотом.

5. Просто тренируйте свою способность к сосредоточению, концентрации внимания. В одном из индейских племён детей учат сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда всё вокруг тихо. Но это считается очень тяжёлым испытанием.

6. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать её с душой, с радостью, настраивайте себя на это.

7. Лучший способ развить внимание- научить себя быть внимательным к людям.

8. Вечером, перед тем как заснуть попытайтесь вспомнить все события минувшего дня- одно за другим. Начинать следует припоминать с небольших отрезков времени, но пытаться припомнить события во всех подробностях.





Свежие документы:  Конспект урока на тему «ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: