Конспект урока по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе:
Савина Ольга Александровна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
ГКС(К) ОУС(К)ОШ № 4, VIII вида г.Саратова.
Тема урока: «Ориентация во времени года ЗИМА»
г. Саратов
2011
Цель: Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики уч-ся.
Задачи:
Образовательная:
Формировать знания о зиме;
Развивать навыки ориентировки в пространстве;
Продолжить обучение четырёхфазному дыханию;
Продолжить работу с массажным мячом.
Коррекционно-развивающая:
Коррекция зрительного и слухового восприятия;
Коррекция мыслительных процессов;
Коррекция мелкой моторики рук;
Развитие произвольных психических процессов.
Воспитательная:
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкцию учителя;
Воспитывать чувство уважения и взаимопомощи друг к другу.
Ход занятия:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Примечание | |
1 | Организационный момент: а) приветствие б)эмоциональный настрой 2 мин. |
Я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли на занятие. Для этого посмотрите на рожицы и выберите для себя одну подходящую вашему настроению и изобразите её мимикой на своём лице, а я посмотрю. Подводятся итоги. | Встали в колонку около своей парты и поприветствовали.
Изображают на своих лицах мимикой своё настроение и показывают учителю.
Садятся на свои места. |
|
2 | Введение в тему занятия. 8 мин.
Просмотр презентации «Зима» | Сегодня на занятии мы с вами поговорим об одном из четырёх времён года, а о каком времени, вы постарайтесь отгадать сами:
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о времени года зима. По каким же признакам можно определить, что пришла зима?
А сейчас мы с вами посмотрим, что же такое зима.
| Аужинова А. читает загадку: Дел у меня немало Я белым покрывалом Всю землю укрываю В лёд реки одеваю Белю дома, поля Зовут меня ….. (зима)
Настали холода, выпал снег, дни стали короче, солнце светит мало. |
Дети отвечают из ежедневных наблюдений за природой.
После ответов детей включается презентация по теме зима. |
3 | Зрительная гимнастика. 3 мин. | Чтобы снять напряжение с глаз, давайте немного отдохнём: а) вращение по кругу б) движение вверх, вниз в) движение в стороны г) крепко закрыть глаза и резко открыть д) закрыть глаза ладошкой и посмотреть темноту. | Дети выполняют по образцу учителя, сидя на своих местах. |
|
4 | Прогулка по зимнему лесу. 2 мин. | Чтобы быть здоровыми и бодрыми, нужно много гулять на свежем воздухе, и я предлагаю вам прогулку в зимний лес, но хочу вам напомнить, что на улице мороз и дышать при ходьбе нужно через нос, чтобы не заболеть.
Вот мы и пришли. Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно. А как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу? |
Дети встают с мест и имитируют движения (шаги с высоким подниманием ног):
Мы шагаем по сугробам По сугробам крутолобым Поднимай повыше ногу Проложи другим дорогу
Диких животных и зимующих птиц. |
Включается хруст снега из библиотеки шумов.
Включается сказочная мелодия и открывается зимний лес. Лес постепенно заполняется животными и птицами. |
5 | Пальчиковая гимнастика. 7 мин. | а) птички прилетели и на ветки сели б) дятел дерево долбит тук-тук-тук целый день в лесу стоит стук-стук-стук в) говорят, что злые волки прячутся в лесу под ёлкой, если с волком подружиться он совсем не будет злиться г) в шубке рыжей по лесам ходит хитрая лиса, хоть и модница большая-свою шубку не снимает д) кто там скачет по лужайке – это длинноухий зайка, зайка беленький сидит и ушами шевелит, раз-два, раз-два и ушами шевелит е) лось рогатый, лось сохатый из кустов глядит на нас он ё) а белочка сидит, и орешки всё грызёт.
А сейчас я предлагаю вам слепить снежки и поиграть в них. Лепим снежки.
| Дети выполняют по образцу учителя.
Мы налепим из снежка два чудесных колобка. Вот какой у нас снежок Он похож на колобок Будем мы в снежки играть На вопросы отвечать. |
Мяч перекладывается из одной руки в другую со словами. |
6 | Игра бывает, не бывает? 3 мин. | Кидает мяч с вопросами уч-ся, а они возвращают его с ответом да или нет: а) снег зимой бывает? б) дети одевают шапки, шубы? в) идёт проливной дождь? г) белка собирает грибы, ягоды? д) медведь спит в берлоге? е)дети катаются на велосипедах? ё) метут метели? ж) на деревьях распускаются листья? з) дети ходят в сандалях по снегу? |
да да нет нет да нет да нет
нет |
|
7. | Ориентация в пространстве. 5 мин. | Да, хорошо зимой в лесу, ребята! Отгадайте ещё одну загадку:
А сейчас вы немного разомнитесь и побегайте по всему лесу в поисках снежинок. А поскольку снег на солнце сверкает, блестит и переливается, то и снежинки у всех будут разного цвета. Кто соберёт садиться на своё место и считает, сколько снежинок собрал. |
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке Все сквозные вырезные А возьмёшь вода в руке? |
ученик
Обговаривается, кто какого цвета ищет снежинку Под музыку дети бегают по классу и собирают снежинки. |
8 | Дыхательная гимнастика. 2 мин | Положите снежинку на ладонь и подуйте на неё, чтобы она улетела с ладони. Воздух берём через нос, затем задерживаем дыхание, выдыхаем через рот и задерживаем дыхание.
Ой, ребята, что-то погода совсем портиться начинает. Пора нам возвращаться, а то метель заметёт все дороги
|
Дети встают в колоночки:
Мы шагаем по сугробам По сугробам крутолобым Поднимай выше ногу Проложи себе дорогу
|
Звучит мелодия метели из библиотеки шумов.
Хруст снега из библиотеки шумов. |
9 | Работа над связной речью. 5 мин | Вовремя мы выбрались. А сейчас посмотрите у каждого из вас лежат карточки с картинкой, рассмотрите её и составьте несколько предложений. | Выходят к доске и рассказывают свои предложения. |
|
10 | Итог занятия. 2 мин | О каком времени года мы с вами говорили? Какие признаки зимы вы знаете? | О времени года- зиме. Холодно, идёт снег, дни короткие, природа спит. |
|
11 | Орг. завершение занятия. 1 мин | Занятие окончено, встаньте в колонки. | Дети встают около своих парт. |
|
Используемая литература:
«Уроки природоведения во 2 классе»: пособие для учителя трехлетней нач. школы / З. А. Клепинина, Л. П. Чистова. — М.: Просвещение, 1988.
«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Е. С. Анищенкова Издательство: ACT, Астрель Год издания: 2007
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Т. С. Овчинникова Издательство: КАРО, 2009 г.
«Школа здоровья глаз» Г. Г. Демирчоглян 1996 Издательство: ИК «Комплект»
«Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» М. Щетинин
Издательство: Метафора Год издания: 2009