Конспект урока для 1 класса «Составление рассказа-сравнения»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологды











Конспект урока для 1 класса

«Составление рассказа-сравнения»














подготовила учитель-логопед Чистякова Елена Борисовна











Вологда

2013


Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи на материале лексической темы «Перелётные птицы».


Задачи:

— активизировать словарь детей по данной лексической теме;

— закреплять навык образования сложных прилагательных;

— упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом «а»;

— упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «что»;

— развивать образное и логическое мышление;

— развивать зрительное и слуховое внимание;

— развивать пространственную ориентировку;

— развивать общую и мелкую моторику;

— автоматизировать поставленные звуки;

— воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.


Оборудование: предметные демонстрационные картинки с изображением птиц, конверты с деталями для конструирования птиц, шапочка цапли.




























Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед предлагает детям назвать известных им перелётных птиц.

  1. Д/ И «Кто лишний»

Цель игры: развитие логического мышления.

На доске портреты птиц, детям необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

Дети: — Я думаю, что лишний воробей, потому что это зимующая птица, а все остальные птицы – перелётные.

Логопед: — Почему перелётным птицам приходится покидать свою родину?

Дети: — Зимой перелётным птицам нечем питаться.

  1. Д/И « Найди признак»

Цель игры: развитие логического мышления.

Логопед: — Как вы думаете, по какому признаку я распределила портреты перелётных птиц в два столбика?

Дети: — В левом столбике птицы, которые не умеют плавать, а в правом столбике птицы, умеющие плавать.

Логопед: — Как называются птицы, живущие на водоёмах умеющие плавать?

Дети: — Эти птицы называются водоплавающие.

  1. Пальчиковая игра «Две цапли» автор Чистякова Е. Б.

Две цапли подружки на старом болоте соединяем руки в кольцо;

Решили лягушку поймать на охоте. растопыриваем пальцы рук;

Но так эти цапли галдели, трещали, на каждое слово-действие

Шумели, болтали – соединяем пальцы рук с

большими пальцами;

Лягух распугали. трясём кистями рук;

Глупые болтушки, растопыриваем пальцы рук;

Не будет вам лягушки! складываем пальцы рук в «замочек».

  1. Сравнение цапли и журавля

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть портреты цапли и журавля и сказать, чем похожи эти птицы.

Дети: — У этих птиц длинные ноги, шеи и клювы.

Логопед: — Зачем этим птицам нужны такие длинные части тела?

Дети: — Для того, чтобы добывать себе пищу – рыб, лягушек.

Логопед: — Послушайте внимательно и догадайтесь, кого я имела в виду: цаплю или журавля.

Логопед: Дети:

длинноногий журавль

длинноногая цапля

длинноклювая цапля

длинноклювый журавль

длинношеий журавль

длинношеяя цапля


  1. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Цапля и лягушки»

Цель игры: развитие слухового внимания и координации движений.

Считалкой выбирается водящий-цапля (надевается шапочка).

Лягушата скачут на болоте до тех пор, пока не услышат два хлопка. После звукового сигнала лягушата замирают, цапля ищет того, кто нарушил правила игры.

  1. Логопед предлагает детям внимательно прослушать и отгадать загадку.

Это мелкая перелётная птица. У неё чёрно-белое оперение, короткий клюв, короткая шея и короткие лапы. У этой птицы хвост похож на вилочку. Кто это?

Дети: — Я думаю, что это ласточка.

Логопед: — Как вы догадались?

Дети: — Вы сказали, чтоэто мелкая перелётная птица. Вы сказали, что у неё чёрно-белое оперение, короткий клюв, короткая шея и короткие лапы. Вы сказали, что у этой птицы хвост похож на вилочку.

  1. Конструирование

Логопед предлагает детям сконструировать ласточку и журавля из деталей-заготовок (индивидуальная работа за столами).

  1. Составление рассказа-сравнения двух птиц.

Логопед начинает предложение, ребёнок заканчивает.

Ласточка мелкая перелётная птица, а журавль крупная перелётная птица.

У ласточки чёрно-белое оперенье, а у журавля серое оперенье.

У ласточки короткие ноги, а у журавля длинные ноги.

У ласточки короткая шея, а у журавлядлинная шея.

У ласточки короткий клюв, а у журавля длинный клюв.

У ласточки хвост похож на вилочку, а у журавля пушистый хвост.

Ласточка вьёт гнездо под крышей дома, а журавль в высокой траве.

Ласточка питается мелкими насекомыми, а журавль рыбой и лягушками.


  1. Логопед предлагает детям прочитать стихотворение Павла Барто «Птицы вернулись»

Словно идём под звенящим дождём.

Льются к нам с неба певучие струи.

Мы вас давно с нетерпением ждём,

Так возвращайтесь на землю родную.

Словно идём под звенящим дождём,

Птичьему звону внимаем с волненьем.

Мы о весне вместе с вами поём,

Песней встречая весны пробужденье.

  1. Итог занятия.

Логопед: — Мы рады возвращению наших пернатых друзей. С птицами жизнь звонче, радостнее, красивее и интереснее.




Литература:

Барто П. О чем поют птицы. М.: Детская литература, 1981.

Свежие документы:  Классный час для 4 класса "Секреты здоровья"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: