Конспект урока для 1 класса «Световой луч»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Московского района

Санкт – Петербурга






Конспект урока для 1 класса

«Световой луч»







подготовила

воспитатель высшей квалификационной категории

Дмитрийчук Ольга Сергеевна



Санкт Петербург

2013





Цель:

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с понятием «свет».


Задачи:

— Познакомить детей с понятием «световой луч», с условием образования тени, со значением света для жизни;

— Сформировать представления об источниках света (принадлежность к природному и рукотворному миру);

— Развивать воображение, память, внимание, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

— Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме;

— Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение друг друга.


Материалы и оборудование:

— Предметные картинки

— Фонарики

— Фильмоскоп

— Экран

— Магнитная доска

— Игрушки и мелкие предметы (машинка, кубик, пирамидка, чашка)

— Оргстекло, стакан

— Кукла – «Знайка»

— Портрет «Незнайки»


Предварительная работа:

— знакомство с «солнечным лучом»

-2-

— игры с зеркалами на прогулке и в группе

— д/и «С кем дружит солнышко»

— чтение сказки «У солнышка в гостях»

— разучивание стихотворений

— п/и «Догони свою тень»

— рассматривание иллюстраций, изображающих световой поток

— экспериментирование «Волшебные лучи», «Откуда идут лучи»

— д/и «Расскажи о солнышке». Солнышко какое? – Яркое, лучистое, согревающее, горячее, красивое, доброе, яркое, пылающее и т.д.

— д/и «Что делает Солнышко?» — Светит, греет, согревает, защищает, ласкает, обнимает и т.п.

— гимнастика для глаз


Используемые технологии:

— игровые технологии

— здоровье — сберегающие технологии

— коррекционные

— экспериментирование

— ТРИЗ


Интеграции образовательных областей:

— познание

— коммуникация

— социализация

— здоровье

— музыка

Организация детей:

— свободное передвижение по группе

— экспериментирование — 3 —

— дидактические игры у магнитной доски


Время проведения:

Темное время года (ноябрь, декабрь)


Совместно – организованная деятельность


Воспитатель

Дети

Организационный момент:

Всех любознательных приглашаю сегодня с собой. Слушайте.

Жили – были два друга: Знайка и Незнайка. Они очень хорошо дружили между собой и часто ходили друг к другу в гости. Сегодня им захотелось поиграть с нами, и они приглашают нас к себе. Закрываем глазки и хором произносим: «Раз. Два, три, в гости — заходи».


Основная часть:

Ребята, угадайте, у кого мы в гостях?

Правильно, на стене висит портрет Незнайки. Ой, что это за беспорядок вокруг? Что здесь разбросано?

Почему так лежат вещи?

А вот и записка: «У меня закатилась пуговица под кровать, я не смог ее найти?»

Ребята, что будем делать?

На столе лежат разные предметы, может быть что-то взять в помощь?


Дети, вам помог фонарик найти пуговицу? Как?

Что еще может давать свет?

(д/»)и «Подбери картинки»)


Разделите картинки на две группы.

(д/и «Рукотворный и Природный мир»).


Сейчас мы поиграем в игру «Свет это «Хорошо- Плохо».


Ребята, как вы думаете какой свет самый яркий?

Смотреть на свет не надо, глаза надо беречь. Давайте вспомним гимнастику для глаз.



Вы молодцы. Но Незнайку мы так и не дождались. Отправляемся дальше. «Раз Два Три в гости – поспеши».

(Появляется кукла – Знайка).

Здравствуйте ребята. Я рад вас видеть. Я хочу с вами поиграть. Слушайте мои загадки (приложение №2).

Как вы думаете, почему я собрал именно эти загадки?

Кому нужен свет и зачем?


Хотите, я покажу вам, как выглядит луч света?

Опыт: Показать, что свет – это поток световых лучей, их можно хорошо увидеть в воде. Предложить направить луч света в аквариум. Сделать вывод о прямолинейности распространения света.


Физкультминутка (приложение №3)

Я вам предлагаю, поиграть со световым лучом. (Воспитатель включает фильмоскоп, направив объектив на экран). Посмотрите, появился луч, который идет от фильмоскопа к экрану. Вы уже знаете это луч света или …

Если я поставлю на его пути преграду. Как вы думаете, что получится?

Опыт: Проверить, как проходит свет через прозрачные предметы.


Отгадайте — чьи это тени? (воспитатель предлагает фигуры животных выполненные пальцами)


А теперь попробуйте вы с помощью рук вспомнить и создать тени животных. (Выключить фильмоскоп и предложить продолжить игру)

У вас ничего не получается, подумайте почему?


Кукла – Знайка: Ребята, вы так много всего знаете, что я был очень рад встрече с вами. Чтобы вы не забывали меня, я подарю вам настольную игру «Угадай, чья тень?»


Воспитатель: Давайте вспомним, у кого в гостях мы были сегодня, как играли, какие задания вам было интересно выполнять, кто был самым активным?








Собираются около воспитателя.









(звучит музыка)



(дети оглядываются, видя портрет Незнайки можно сказать, что мы в гостях у Незнайки)

(дети называют предметы одежды)

— Незнайка, очень торопился. (Предположения детей)



— Поможем Незнайке.


(Дети решают проблемную ситуацию с помощью фонарика).

— Стало светлее, мы посветили под кровать и нашли.

(Дети выбирают из предложенных картинок — свеча, костер, лампочка, фара, солнце и т.п.)

(Дети работают у магнитной доски, объясняя свой выбор)



Дети предлагают варианты ответов.

Свет Хорошо – все видно, светло…

Свет Плохо – можно испортить глаза


— Солнечный.



«Солнышко с тучками в прятки играло». Дети выполняют упражнения для глаз (приложение №1).







Дети отгадывают загадки.



— Эти предметы дают нам свет.

— Людям. Животным. Растениям.






Дети проводят опыт. Светят фонариком в аквариум. Делают выводы. – Луч света прямой.











— Световой луч.



— Тень от руки, или от того предмета, который на пути.

Дети проверяют свои


предположения. Делают выводы.


. Дети отгадывают названия.






— Для образования тени нужен

световой луч и предмет,

преграждающий ему путь.





— «Раз, два, три, четыре, пять

В детский сад вернись опять»




Дети делятся своими впечатлениями.

Свежие документы:  Сценарий новогоднего праздника "Морозко"



П Р И Л О Ж Е Н И Я


1. Гимнастика для глаз.

Солнышко с тучками в прятки играло

(закрыть, открыть глаза),

Солнышко тучки – летучки считало:

Серые тучки, черные тучки

(глазки вправо, глазки влево).

Легких – две штучки

(глаза вверх),

Тяжелых — три штучки

(глаза вниз).

Тучки попрощались, тучек не стало

(закрыть глаза ладонями).

Солнце на небе вовсю засияло

(широко открыть глаза).


2. Загадки.

Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает. (Свеча)


Раскаленная стрела дуб свалила у окна. (Молния)


Он яркий и трескучий осветит мигом лес,

Погреемся немножко и испечем картошку. (Костер)


Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)


Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, что даю, глотает. (Печь)


Небольшой стеклянный шарик к потолку подвесили,

Лишь дотронешься до кнопки – сразу станет весело. (Лампочка)


У нее всего одна деревянная нога.

Чиркнешь по коробушке – зажжется головушка. (Спичка)


Надежный друг всегда со мной, когда иду я в темнотой.

Пусть глаз один, но дарит свет. Кто он такой? Мне дай ответ.

(Фонарик)



3. Физкультминутка.

Круг мы сделаем большой

Встанем в круг мы всей гурьбой

Мы покружимся немножко

И похлопаем в ладошки,

Повернемся друг за другом

И попрыгаем по кругу.

А теперь – наклон вперед:

Получился самолет.

Крыльями легко помашем

«Отдохнули» — дружно скажем.









Используемая литература

-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М:

«Творческий центр»,.2001.

— Зубкова М.Н. Научные ответы на детские «почему». – СПб: «Речь», 2009.

— Николаева С.Н.. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М:

«Педагогическое общество России», 2005.

— Сайкина Е.Г. Фирилева Ж.Е. Физкульт — привет минуткам и паузам.- СПб: «Детство – пресс», 2005.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: