8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
структурное подразделение детский сад №65 «Якорёк»
г. Северодвинск Архангельской области
Конспект урока для 1 класса
«Удивительный космос»
Подготовила воспитатель
Никифорова Яна Александровна
г. Северодвинск
2013
Направления: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Образовательные области: познание, художественное творчество.
Программное содержание:
Познакомить детей с понятиями «солнечная система», «граттаж».
Способствовать формированию представления у детей о солнечной системе, знаках зодиака. Пополнить знания детей о космосе.
Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Продолжать воспитывать самостоятельность, инициативность, развитие коммуникативных навыков.
Предварительная работа: беседа с детьми о Дне космонавтики, космосе, космонавтах, планетах; рассматривание иллюстраций и слайдов с изображением известных космонавтов, различных планет, листы для граттажа, эскизы будущих рисунков, рассказы о своих знаках зодиака (совместная работа родителей и детей).
Материалы: фартуки и нарукавники на каждого ребенка; фотографии известных космонавтов, планет, луны, солнца; изображение солнечной системы; картинки со знаками зодиака; картонки с дырочками на каждого ребенка; белые конверты на каждого ребенка; фонарик; тарелки с молоком на каждого ребенка; пищевые красители разных цветов; средство для мытья посуды; ватные палочки на каждого ребенка; апельсин; горошинка; глобус; настольная лампа; булавка с ярким наконечником; мяч; подготовленные листы для граттажа; эскизы для будущих рисунков; зубочистки; влажные салфетки на каждого ребенка.
Ход
Воспитатель и дети в фартуках и нарукавниках входят в группу.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами на космическом корабле полетим в космос на планету Граттаж. Вы были на такой планете?
Дети. Нет.
Воспитатель. Тогда закройте на минуту глаза и представьте, что мы с вами находимся на космическом корабле.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель. Представили?
Дети. Да.
Воспитатель. Скоро будет дан старт к вылету. Откройте глаза.
Дети открывают глаза.
Воспитатель. А теперь, ребята, послушайте меня: чтобы мы могли взлететь, вы должны ответить правильно на несколько моих опросов. Готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. Какой торжественный праздник состоится 12 апреля? (День космонавтики)
Кто был первым космонавтом из людей? (Ю.А. Гагарин)
На чем он полетел в космос? (На космическом корабле, ракете)
Каких еще известных космонавтов вы знаете, в том числе и женщин? (В. Терешкова, Г. Титов, А. Леонов и другие)
Как называется наша планета? (Земля)
А какая наша планета Земля? (Большая, круглая, голубая, теплая и т. д.)
Как называется спутник Земли? (Луна)
Какая самая яркая и горячая звезда в космосе? (Солнце)
Какими становятся все предметы в космосе и почему? (Невесомыми, в космосе нет земного притяжения)
Дети рассуждают, дают ответы на заданные вопросы. После правильного ответа воспитатель вывешивает фотографии с нужными ответами.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы все правильно ответили. Поэтому я считаю, что все готовы к отлету в космос, пристегните ремни, пожалуйста.
Полетели!
Воспитатель и дети «летят» на стульчики.
Воспитатель. Ребята, по пути на планету Граттаж, мы с вами сделали посадку на крошечной неизвестной планете. Посмотрите на доску. На ней изображены какие-то картинки. Это звезды, скопление которых образуют знаки зодиака. У каждого человека есть знак зодиака. А вы знаете свой знак зодиака?
Ответы детей.
Воспитатель. Каждый знак зодиака имеет свою характеристику и наделяет человека, который им обладает, различными качествами. Кто хочет рассказать про свой знак зодиака?
Несколько детей рассказывают о своем знаке зодиака и его характеристике.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Остальные рассказы мы обязательно послушаем, но чуть позже. А теперь посмотрите на другую доску. Что же здесь изображено?
Предположения детей.
Воспитатель. Ребята, это солнечная система. Из чего же она состоит?
Ответы детей (солнце, планеты, звезды и т. д.).
Воспитатель. Молодцы, хорошо поработали. А теперь мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».
Физминутка:
Раз-два, стоит ракета,
Поднимаем руки вверх и соединяем их вместе, образуя конус
Три-четыре, скоро взлет,
Разводим руки в стороны
Чтобы долететь до солнца
Рисуем руками круг перед собой
Космонавтам нужен год.
Беремся руками за голову (виски) и качаем головой
Но дорогой нам не страшно,
Руки разводим в стороны, наклоняемся корпусом тела вправо-влево
Каждый ведь из нас атлет.
Сгибаем руки в локтях, изображая силачей
Пролетая над Землею,
Разводим руки в стороны
Ей передадим привет.
Поднимаем руки вверх и машем.
Воспитатель. Теперь, когда мы с вами отдохнули, нас ждет следующая неизвестная планета. Чтобы угадать, чем мы там будем заниматься, посмотрите, какая на вас специальная одежда. Догадались?
Предположения детей.
Воспитатель. Правильно, вы одеты в фартуки и нарукавники. А это значит, что мы с вами отправляемся в космическую лабораторию.
Дети подходят и встают вокруг большого стола.
Воспитатель. Дети, первый наш эксперимент называется «Звезды светят постоянно». Посмотрите, у вас на столе лежат белые конвертики и картонки с дырочками. Вложите картонку в конверт. Возьмите конверт в руку, я посвечу каждому из вас на него фонариком с одной стороны конверта, потом с другой. Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель. Дырочки в картонке не видны через конверт, когда я свечу на освещенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонарика направлен с другой стороны конверта прямо на вас. Почему?
Предположения детей.
Воспитатель. Свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик. Но видно их становится тогда, когда дырочки, благодаря проходящему через них свету, начинают выделяться сквозь конверт. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Второй наш эксперимент называется «Создай свою планету» мы с вами знаем, что в солнечной системе есть планеты, состоящие из нескольких цветов. Предлагаю вам, ребята, создать собственные разноцветные планеты. Для этого возьмите тарелочки с молоком и крышечки с красителями. Насыпьте краситель в молоко. Чуть-чуть подождем. Что вы видите?
Дети. Краситель начинает расплываться в молоке.
Воспитатель. Правильно, в том месте, где упали крупинки красителя, молоко начинает двигаться, закручиваться, и начинают появляться разноцветные узоры. Можно аккуратно подуть на молоко, чтобы узоры еще больше проявились. Возьмите ватную палочку и обмокните ее в средство для мытья посуды. Теперь опустите палочку в центр тарелки с молоком. Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, разноцветные красители «сбегаются» и перемешиваются, получаются необычные круги. Это мыло заставляет молоко двигаться еще быстрее, поэтому цвета перемешиваются. И что же у вас получилось?
Дети. Необычные разноцветные планеты.
Воспитатель. Третий наш эксперимент называется «Соотношение солнца и Земли». Ребята, что вы видите у меня в руках?
Дети. Апельсин и горошинку.
Воспитатель. Правильно. Дети, представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы солнце стало размером с апельсин. Земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту горошинку. Какой вывод мы можем сделать?
Дети. Земля во много раз меньше солнца.
Воспитатель. Правильно, ребята.
Четвертый эксперимент называется «Почему день сменяется ночью?». Дети, посмотрите и скажите, что стоит передо мной на столе?
Дети. Глобус и настольная лампа.
Воспитатель. Правильно. Глобус – это модель Земли. Лампа – это пусть будет солнце. Булавочка на глобусе показывает место, где мы живем на Земле. Оно сейчас освещено лампой?
Дети. Да.
Воспитатель. Значит в нашем городе сейчас день. Теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что наш город оказывается не на освещенной солнцем стороне земного шара. Как вы думаете, что сейчас скажут жители нашего города?
Дети. Они скажут, что у нас ночь.
Воспитатель. Хорошо. А когда будет день?
Предположения детей.
Воспитатель. День настанет тогда, когда Земля еще повернется и нас будет освещать солнышко. Ребята, и отчего же на Земле бывает день и ночь?
Дети. Оттого, что солнышко нас, то освещает, то не освещает, потому что Земля вращается.
Воспитатель. Правильно, ребята.
Наш пятый эксперимент называется «Почему луна превращается в месяц?». Как вы думаете, почему?
Предположения детей.
Воспитатель. Хорошо, сейчас я вам это расскажу. Что вы видите сейчас передо мной на столе?
Дети. Мячик и фонарик.
Воспитатель. Правильно. Посмотрите, дети, я беру мяч и свечу на него фонариком так, чтобы был виден лишь бок мяча. На что это похоже?
Дети. На месяц.
Воспитатель. Правильно. Сейчас я двигаю фонарь, месяц растет и превращается во что?
Дети. В круглую луну.
Воспитатель. Правильно, ребята.
Теперь нам остался последний эксперимент, который называется «Теплые и холодные планеты». Мы с вами уже знаем, что планеты могут быть теплыми и холодными. Как вы думаете, почему?
Предположения детей.
Воспитатель. Хорошо, сейчас я вам все объясню. Что я сейчас взяла в руки?
Дети. Это настольная лампа.
Воспитатель. Правильно, дети. Представим, что лампа – это солнце. Поднесите аккуратно свои руки все ближе и ближе к лампе. Что вы чувствуете?
Дети. Рукам становится теплее.
Воспитатель. Правильно. Также и с планетами: чем они ближе к солнцу, тем теплее, чем дальше, тем холоднее.
Вот такой удивительный и интересный космос, ребята. Что-то мы засиделись в космической лаборатории. Предлагаю вам отправиться дальше, на планету Граттаж.
Воспитатель и дети «пролетают» круг по группе, «подлетают» к столам и садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, вот мы и попали на планету Граттаж. А называется она так, потому что здесь все рисуют необычным способом. Этот способ так и называется – граттаж. Сейчас мы с вами не будем рисовать кисточками. Вместо этого мы будем процарапывать рисунок зубочистками. Наши рисунки о космосе будут выполняться на необычных листах. Давайте вспомним, как мы готовили эти листы.
Дети. Мы затонировали альбомный лист разноцветными восковыми мелками, затем сверху покрыли его слоем туши для рисования.
Воспитатель. Правильно, ребята. Чтобы наши рисунки получились правильными, мы на обычных листах сделали их эскизы. Пододвиньте их к себе, аккуратно возьмите зубочистки и начинаем «рисовать».
Воспитатель показывает необходимое действие.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. Ребята, вы — молодцы. Какие замечательные рисунки у вас получились.
— Давайте вспомним, какие эксперименты мы сегодня проводили в космической лаборатории.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, дети. Но чтобы нам вернуться на планету Земля, нам необходимо вспомнить, как называется планета, на которую мы прилетели, и новая техника рисования, с которой мы сегодня познакомились.
Дети. Граттаж.
Воспитатель. Хорошо, ребята, теперь мы сможем вернуться на свою планету. Пристегнули ремни, закрыли глаза, представьте, что мы опять в своем космическом корабле, полетели!
Дети закрывают глаза. Воспитатель считает до пяти, просит детей открыть глаза, поздравляет с возвращением на Землю.
Выставка получившихся работ.
Список использованной литературы
Космос: Энциклопедия юного ученого. Звезды и планеты. Космические полеты. Реактивные самолеты. Телевидение/пер. с англ. Е. В. Комисарова. – М.: РОСМЭН, 2001.
Нищеева Н.В., «Раз планета, два комета…» С-Петербург, 2008.