Конспект урока для 1 класса «В гости к хозяюшке»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Советского района Тюменской области г.п. Малиновский












Конспект урока для 1 класса

«В гости к хозяюшке»

















подготовила воспитатель:

Шведчикова Светлана Николаевна








г. п. Малиновский 2011г.

Образовательные задачи. Дать детям знания, почему Русь называли деревянной; почему дома раньше называли избами, срубами.

Продолжать знакомить с предметами быта: корытце, сечка, рушник, кочан, вилок. Познакомить детей с элементами орнамента.

Развивающие задачи. Развивать умение составлять узор из отдельных элементов. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры «Уголки», «Пирог». Умение договариваться работать в паре.

Активизация словаря. Чугунок, сковородка, горшок, скалка, прялка, скамейка, половик, умывальник, сундук, коромысло, ведра, ушат.

Оборудование. Оформлена горница: домашняя утварь, предметы быта.

Печатки, краски, заготовки рушников.

Предварительная работа. Разучивание пословиц, загадок, поговорок, народных игр «Уголки», «Пирог»

Методы. Наглядный, словесный, практический.

Приемы. Загадывание загадок об избе и предметах быта.

Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, сечкой.

Проведение русской народной игры «Пирог», «Уголки».


Ход занятия.

Хозяюшка. Здравствуйте гости дорогие! Милые детушки!

Чтобы нам не унывать, будем в игры мы играть.

Какие вы знаете игры?

Ответы детей. «Пирог», «Уголки», «Салки»


Проводится игра «Уголки»

Дети становятся возле обозначенных на земле кружках. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому-либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а находящийся в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удалось, оставшийся без уголка становится на середину. Если водящему долго не удается занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка». Все одновременно меняются местами, ведущий занимает чье-либо место.

Правила: до перебежки уговориться с тем, с кем хочешь поменяться местами; нельзя долго стоять в своем уголке.

Хозяюшка. Поиграли, милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто в нашем дому, — дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!

Хозяюшка. Ребята, на Руси дома называли избами? Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Не знаете? Тогда послушайте.

Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили, или, как в старину говорили, рубили. Дома рубили при помощи топора из толстых бревен. Чтобы срубить избу приглашали соседей.

Свежие документы:  Сценарий новогоднего праздника «Снежная гостья»

В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

А какие вы знаете пословицы о труде?

Ответы детей «Труд кормит, а лень портит».

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Хозяюшка.

Главным в избе была печка. Печь – душа русского дома, она была большая, обогревала всю избу и людей.

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.



Что готовили в печи?

Ответы детей. Пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, борщ, тушили мясо, рыбу, овощи;

в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

В чем варили? (В чугунке, в горшке.)

Что еще вы видите в избе?

Ответы детей. Сундук, прялка, коромысло и ведра, лавка, скалка, ухват, кочерга, деревянная ложка, самовар.

Что лежало в сундуках?

Ответы детей. В сундуках лежали одежда, белье, ценные вещи,

А кто знает, для чего нужна прялка?

Ответы детей. Она служила для ручного изготовления нитей из кудели (шерсть; или лен).

.Кто знает загадки о предметах быта?

Дети загадывают загадки.

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине — огонь да вода. (Самовар)

Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга)

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)

Воспитатель. Загадывает загадку о капусте

Семьдесят одежек и все без застежек.

Воспитатель. Конечно, вот она капуста – кочан, вилок, спрятался под салфеткой. Сейчас я буду солить капусту. А для работы мне нужны, сечка и корытце. Вот корытце. Какое оно?

Дети. Деревянное.

А это сечка. Она сделана из металла. Предмет, сделанный из металла, называется как?

Дети. Железный, металлический.

Воспитатель. Этой сечкой рубят капусту, как будто режут ножом, она металлическая, очень острая, поэтому с ней нужно обращаться аккуратно, осторожно. Посмотрите, как я буду это делать.

Воспитатель. (Показывает, как рубить капусту, приговаривая). Ты капуста, и бела, и спела, и бела, и спела, и со тыном равна. А вы хотите мне помочь? Тогда давайте поиграем.

Проводится игра «Капусту солим» дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы капусту рубим, рубим, Дети стучат ребрами ладоней по столу

Мы морковку трем, трем, Показывают, как трут

Мы капусту солим, солим, Показывают, как солят

Свежие документы:  Экологическая сказка «Космическое путешествие на Землю»

Мы капусту мнем, мнем. Показывают, как мнут

А теперь перемешаем и попробуем.

Какая капуста получилась? Соленая, хрустящая, сочная.

Вот мы и засолили капусту. Будем зимой с картошечкой кушать

Воспитатель. Ребята, а где же руки моют?

Ответы детей. В умывальнике

Воспитатель. Чем вытирают?

Ответы детей. Рушником.

Воспитатель. На Руси раньше рушники были вышиты, украшены красивыми узорами, давайте с вами украсим рушники.

Перед вами лежат рушники, на которые вы нанесете орнамент.

А украшать мы будем печатками в паре. Один печатает одной печаткой, второй другой печаткой. Не забывайте, что орнамент, чередование одного элемента с другим.

Дети работают самостоятельно. Педагог при необходимости осуществляет индивидуальную помощь.

Заканчивайте работу

«Кончил дело, гуляй смело».

«На осенний на лужок выходи играть, дружок».

Проводится игра «Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.


Хлебом — солью привечаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Приглашаю всех на пироги. Милости просим.

А гостям на добрую память дарим рушники.

Список использованной литературы


  1. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: