Конспект урока для 4 класса «Русская ярмарка»



Северо — Западное Окружное Управление Образования


Государственное Образовательное Управление детский сад комбинированного вида № 2318










Конспект урока для 4 класса


«Русская ярмарка»

(Для детей старшего дошкольного возраста)











Подготовила и провела:

Воспитатель логопедической группы

Юдина Светлана Юрьевна







Москва 2009 год

Цель: Способствовать созданию положительного эмоционального настроения у детей.


Программное содержание:


  1. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей на восприятие прекрасного.

  2. Закреплять знание детей о народных промыслах: городец, дымка, хохлома, гжель.

  3. Способствовать развитию творчества детей в процессе росписи узора семеновской матрешки, используя характерные элементы и цветовую гамму.

  4. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, устного народного творчества.

  5. Воспитывать чувство гордости за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.


Предварительная работа:


Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством: хохлома, гжель, дымка, городец, матрешка. Проведение дидактических игр на умение составлять узор из отдельных элементов. Разучивание народных игр, танцев; стихотворений о народных промыслах. Посещение музея, выставок детского сада, выезд в музей города Москвы. Семьи воспитанников помогали в подборе произведений декоративно-прикладного искусства для ярмарки.



Материал:


  1. Предметы декоративно-прикладного творчества

  2. Предметы интерьера расписанные детьми

  3. Гуашь

  4. Мягкие кисти

  5. Деревянные матрешки (бельё), по количеству детей












Ход развлечения


Педагог, одетая в костюм скомороха, вместе с детьми она под русскую народную музыку входит в зал, который украшен для проведения развлечения. Столы подготовлены для работы детей в «художественной мастерской».

Скоморох. Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.


Ярмарка удалая!

Ярмарка расписная!

Честной народ собирайся

И душою разгуляйся!


Исполняется русская народная игра «Плетень».


Скоморох: Честные господа, к нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары много всякого товару!


Стол с Дымкой.


Скоморох задет вопросы детям:

— Ребята, а что это за промысел? Вы знаете?

-(Да, это дымка)

— А какие дымковские игрушки здесь вам знакомы?

— А из чего изготавливают дымковские игрушки?

— (Из глины)

-Значит они какие?

— (Глиняные)

— Правильно ребята.

— Может вы и стихотворения про дымковские игрушки знаете?


Индя, индя, индючек,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, синий, золотой.


Переходят к следующему столу.

Скоморох: Это чьи же тут товары? Да мы словно в синюю сказку попали!

Вопросы к детям:

— Знаком ли этот промысел вам? (Да, знаком. Это гжель)

— А как вы догадались, что это гжель? (По цвету росписи, и узорам)

— А кто из вас про гжель стихотворения помнит?



Верь ты мне или не верь,

Но всех краше – роспись Гжель.

Чашки, чайники и блюдца –

Вся посуда – просто чудо!





Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

(И. Синявский)


Скоморох: Ай да купцы-молодцы! Хорошие товары вы для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр!

Скоморох: На игрищах наших игр разных – тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!


При царе — да при горохе, озорные скоморохи,

По дороге в балаган, потеряли – барабан.

Бубен потеряли – в ложки ударяли!

Кто хочет поиграть немножко?

Разбирай скорее ложки!


Проводится русская народная игра «Ой ребята, та-ра-ра!».


Дети стоят по кругу с ложками в руках. Заранее выбирается ребенок, изображающий ворона, который пока стоит в кругу со всеми детьми.


Ой, ребята, та-ра-ра!


На горе стоит гора,


А на той горе дубок,


А на дубе воронок.


Ворон в красных сапогах,


В позолоченных серьгах,


Черный ворон на дубу,


Он играет во трубу


Труба точеная


Позолоченная,


Труба ладная,


Песня складная.

Дети идут к центру дробным шагом.


Тем же шагом идут, пятясь на место,

А «ворон» остается в центре. Он кружится, раскрыв руки в стороны.



«Ворон» пляшет, дети повторяют его движения. Поочередно выставляя ноги вперед на пятку (2 раза)




Все отстукивают ритм ложками, «ворон» пляшет.


С окончанием песни «ворон» выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь, а сам становится в общий круг. С повторением осаленный выходит в круг – он «ворон».


Скоморох: Поиграли мы на славу! Посмотрите, а ложки-то у нас, какие?

(Хохломские)

Давайте-ка мы их и отнесем в хохломской ряд!

Проходят к хохломскому ряду.

Вопросы к детям:

— А как вы догадались, что это именно хохломская роспись?

(По цвету посуды и узору)

— Какие элементы узора вам знакомы? (травка, завитки, усики, ягоды)

— Какие изделия вам здесь знакомы?

— Как вы думаете, из чего делают хохломские изделия? (из дерева)

— Может кто-то из вас про хохлому стихотворение вспомнит?


Листья, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.


Переход к следующему ряду.

Скоморох : Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица –

Это значит… (Городец)


Скоморох: Как вы думаете, а из чего эти изделия сделаны? (из дерева)

-Значит они какие? (деревянные)

Скоморох: Ребята, посмотрите, а здесь торговый ряд пуст!

(торговый ряд накрыт тканью)

Как же мы догадаемся, что здесь продают?

Я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то мы узнаем, что

же продается в этом торговом ряду! Слушайте внимательно!


Скоморох: Желтый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек.

Внутри нее секреты есть: может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко наша русская …. (матрешка)!


Скоморох: Давайте проверим, правильно ли вы догадались!


Скоморох: Ой – ой- ой, что случилось, где же чудесный узор, который нарисовал художник? Он был такой красивый: из листочков, цветочков, травинок. Такой яркий. Он мне так понравился!

Что же делать? Не оставлять же таких матрешек на ярмарке?

Ответы детей: (Конечно нет. Надо дорисовать узор на матрешках)


Скоморох: Разбирайте тогда матрешек, кому какая нравится.

И добро пожаловать в нашу «художественную мастерскую»!

Для каждого мастера приготовлено свое рабочее место со всем

необходимым.

И вот что еще, в старину народные мастера сопровождали свою работу

пением песен. Мы петь с вами не будем, но по старой народной

традиции, нашу работу будет сопровождать мелодия русской народной

песни. С песней и дело спорится!

Дети приступают к работе.


В процессе рисования педагог помогает советом, … интересуется замыслом детей (из каких элементов ребенок решил составлять узор, как его расположит и др.)

Скоморох : Вот и закончили свою роспись народные умельцы.

Кончил дело – гуляй смело!

Дети приносят матрешек на ярмарку. Матрешки выставляются на стол. Анализ детских работ.


Скоморох: : На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое

же веселье без игры да без танца!

Исполняется танец « Танец с платочками ».


Скоморох: На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму.

Что-то у меня еще в сундучке осталось! А ну — ка, посмотрю!

Ой, да здесь какие-то карточки цветные. Да это же для вас, ребята!

Разбирай честной народ карточки цветные!

Да это карточки не простые, а с загадками!


Скоморох: Для проверки смекалки отгадайте-ка загадки.

Дети отгадывают загадки.


Скоморох: Молодцы! Быстро загадки отгадали! Смекалистые!

Скоморох: А какая же ярмарка, без качелей каруселей!

Приглашаю всех кататься на качелях-каруселях!

Закрутили, завертели колесо у карусели.

Весело, весело, всем нам ехать весело!


Проводится игра «Карусель»

Скоморох: Поработали на славу – заработали награду!


Скоморохи вручают детям тульские пряники.


Скоморох: Солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!


Дети прощаются с гостями. Под русскую народную музыку выходят из зала.



















































Список используемой литературы



  1. Грибовская А. «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация», – М.: МИПКРО, 1990.


  1. Князева О., Махнева М. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», – Спб.: Малыш, 1990.


  1. Попова О., Каплан Н. «Русские художественные промыслы», – М., 1984.






Свежие документы:  Карточки для дополнительного чтения УМК Школа России 1 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: