Конспект урока «Моя малая Родина»


МОУ АСОШ № 3 г.Андреаполь Тверской обл. Учитель начальных классов Шеплякова Татьяна Дмитриевна.



Тема: Моя малая Родина.

Цель: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота.

Задачи:1) формировать представления учащихся о малой родине, её памятных местах;

2) развивать творческие способности, обогащать их словарный запас;

3) способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к малой родине.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети входят в актовый зал под музыку. Рассаживаются. (звучит музыка « Андреапольский вальс».


2.Сообщение темы и целей занятия.

Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. И хочу я его начать со стихотворения:

Если скажут слово « Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор,

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

-Ребята, что является нашей Родиной? А малой Родиной?

-Действительно, малая родина- это место, где родился и вырос человек.


Родина-улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Где твой излюбленный ящик с песком,

Луг, чтоб бежать босиком,

Речка со светлым леском,

Зимний денёк со снежком,

Лёд под блестящим коньком

Садик и школа потом.

-У слова «родина» есть родственные слова- род, родился.

-А где вы родились? Это и есть ваша малая родина.

-Что вы знаете о нашем городе Андреаполе?


3.Об истории происхождения города Андреаполя.


Основан в 1907 году. Первоначальное название Дубна. В настоящее время город называется Андреаполь с 1967 года. Многие , услышав название города Андреаполь, невольно ищут истоки этого, несомненно , красивого названия в итальянском или греческом языках. Но на самом деле название города имеет исконно русские корни: в 18 веке существовали земли, которые располагались на левом берегу реки Западная Двина, вокруг сельца Мачихино. Владел ими Андрей Кушелев. Его имение с 1783 года и стало называться Андреяно Поле. Когда в 1906 году мимо села проложили железную дорогу и возник пристанционный пункт, за ним закрепилось название Андреяполь, что позднее переименовалось в современное название Андреаполь.


4. Знакомство с символикой города Андреаполя.


Герб города.

В зелёном поле геральдического щита лазоревая выщербленная оконечность, тонко окаймлённая серебром, и на ней золотая ладья с одинаковыми возвышениями на носу и на корме и с четырьмя щитами ( тарчами).

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "ОДИН ДЕНЬ В АРМИИ"

Фигуры герба указывают на исторические, природные и географические особенности района. Ладья говорит о древних волоках, проходивших по водным «дорогам» края, и символизирует его историю. Синяя оконечность указывает на реку Западную Двину. Зелёный цвет символизирует природу района, его лесные богатства.

Флаг города.

Прямоугольное зелёное полотнище, воспроизводящее композицию гербового щита. оконечность символизирует реку Западную Двину, а зелёный цвет лесные ресурсы района.


5. Достопримечательности.

Люди проходят мимо, спешат по делам. Просто горожане не замечают вещи, которые им кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность.

Первая остановка.


В 1989 году в связи с 500 летием со дня первого письменного упоминания об Андреаполе была установлена архитектурная композиция ладья- символ города. Крест олицетворяет христианскую Русь, вверху находится ладья, она же есть и на гербе и на флаге Андреаполя. Это символ района, потому что по Западной Двине проходил один из водных путей из варяг в греки.

Вторая остановка.


Озёра города Андреаполя и района .Самым глубоким озером считается знаменитое озеро Бросно. Рыбаки утверждают, что на дне его есть карстовые пещеры. Вероятно, эти уникальные условия породили легенду о чудовище, обитающем здесь.

Третья остановка.


На 20 воинских захоронениях воинов-освободителей скульптурами увековечена память о погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов .В годы войны Андреаполь был стёрт с лица земли, довоенных построек почти не осталось.

Четвёртая остановка.


Действуют районный краеведческий музей и несколько школьных музеев. Районный краеведческий музей впервые распахнул свои двери 6 мая 1972 года. Его основателемпо праву считается учитель –фронтовик Эдуард Эдуардович Шимкевич. С 1 августа 1993 года заведующем музеем принят преподаватель Андреапольской средней школы №2 Валерий Викторович Линкевич, который и остаётся бессменным руководителем музея и доныне, честно и добросовестно исполняя свою работу.

Пятая остановка.


В Андреаполе и других населённых пунктах установлены стелы, мемориальные доски в честь знаменитых людей района.


Шестая остановка.

Известные люди.

Приведу лишь несколько фамилий, либо этой теме нужно посвятить отдельный классный час.

1.Александров Александр Петрович- дважды Герой Социалистического труда, заслуженный строитель РСФСР, инженер-полковник.

2.Куропаткин Алексей Николаевич—генерал Русской армии.

3.Кушелев Сергей Андреевич- создатель одного из первых курортов России «Андреапольские минеральные воды».

4.Половченя Гавриил Антонович-Герой Советского Союза, почётный гражданин Андреаполя.

5.Назимов Николай Игнатович –Герой Советского Союза и многие другие замечательные люди.

Свежие документы:  Сценарий праздника прощания с начальной школой «Трубка Шерлока Холмса»


6.Наши современники.

Очень хорошо о Родине сказал Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писатель: «Наше Отечество, наша Родина-Матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а Матерью- потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всех врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина».


У нас в городе тоже есть замечательные поэты, которые воспевают в своих произведениях свой родной край. Это Шабанова Н.И., Безрукова Г., Юринов В.В., Лапко Т.М. и многие другие. Некоторые произведения мы сегодня с вами послушаем.

Приложение 1.


7.Пословицы о Родине.

-Какие пословицы о Родине вы знаете?

-Мы сейчас объясним смысл увиденных пословиц.

1.Всякому мила своя сторона.

2.Без корня и полынь не растёт.

3.На чужой стороне и весна не красна.

4.Человек без Родины, что соловей без песни.

5.Где кто родился, там и пригодился.


8.Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

—Перечислите озёра Андреапольского района.

—Какие реки протекают по территории города Андреаполя?

—Назовите сёла нашего района.

—Какие улицы города вам известны?

—Какие предприятия находятся на территории нашего города?

—Сколько лет исполнилось нашей школе?


9.Моя малая Родина.

Россия, Родина, Отечество. Родная сторона.

Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной Андреапольский край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.



1ученик: А в родимом краю и берёзки другие,

И душистей сирень, зеленей тополёк.

Много мест на земле, только в нашей России,

Может каждый по сердцу найти уголок.


2ученик: Может , где-то , в лесу, в чистом поле, быть может,

Может, у океана, на дикой скале,

Человек, своей жизни, фундамент заложит

И свой выстроит дом, лучший дом на земле


3ученик: И введёт в дом жену, без хозяйки он пуст,

И ребёнок родится, как положено , в срок

На большой своей Родине, с именем Русь,

Свежие документы:  Инновационный педагогический проект по теме: «Игровой и развивающий потенциал игрушки»

Назовёт малой Родиной, тот уголок.


4ученик: И куда бы он не был заброшен судьбой,

И каких бы дорог после не было пройдено,

Человек будет знать, у него за спиной,

Есть всегда крепкий тыл- его малая Родина.


10. Подведение итогов.

В завершении нашего классного часа , по известной традиции, мы выпустим в «небо» наших «голубей». Пусть они и ненастоящие, но зато пожелание, которое мы напишем на обратной стороне будет самым настоящим, и мы будем ждать исполнения этих желаний.

(пока дети пишут звучит песня « Родительский дом»).


Надеюсь, что живущие в нашем городе будут хранить и приумножать добрые традиции старших поколений .Андреаполь- наш общий дом, и именно мы, жители, наполняем его теплом, уютом, радостью. Будущее города зависит только от нас. Если это поймёт каждый житель нашего города, то город станет краше и светлее.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: