Конспект урока на тему «Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности»


Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра педагогики




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».





Разработала:

учитель начальных классов

МОБУ «Руэмская средняя

общеобразовательная школа»

Захарова Анна Модестовна






Йошкар-Ола

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………. 3

1. Информационная культура и информационная грамотность

младших школьников …………………………………………………………… 6

2. Особенности использования проектно-исследовательской

деятельности в обучении младших школьников ………………………. 14

3. Возможности формирования информационной культуры

младших школьников средствами

проектно-исследовательской деятельности …………………………… 23

Заключение ……………………………………………………………. 35

Библиография …………………………………………………………. 38

Приложения





Введение

Возрастающая доступность информационных ресурсов — характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь семья ученика.

Основные проблемы взаимодействия младших школьников с информационной средой:

  • информационная неразборчивость («всеядность»);

  • информационные перегрузки;

  • отсутствие информационной безопасности;

  • у значительной части детей — информационная беспризорность.

Дети читают (если не книги, то рекламу), слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности. Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых. В значительной степени по инициативе самих учителей школа отгораживается от жизни, замыкаясь в собственном маленьком информационном мире.

Нельзя не видеть, что инновационные процессы в российском образовании происходят в русле глобальных образовательных тенденций, к числу которых относятся: ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой информации; постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности.

Практика показывает, что до 90% времени на уроке основными источниками информации для младших школьников служат «голос учителя» и учебная книга (или рабочая тетрадь на печатной основе). Как правило, «за бортом» оказывается огромное море печатных изданий — старая и новая детская литература, газеты и журналы, современные детские энциклопедические издания, словари, ведь не секрет, что домашние библиотеки учеников обновляются лучше, чем библиотеки школьные. Часто остаются невостребованными в учебном процессе полезные радио- и телевизионные программы федерального и регионального уровня. Еще не везде нашли распространение образовательные компакт-диски. Не полностью используются возможности сети Интернет для сбора информации по актуальным вопросам, связанным с образовательными потребностями младших школьников.

Следует учитывать, что дети постиндустриального общества обладают большей информационной свободой, чем дети предыдущих поколений. При этом информационная «всеядность» детей в возрасте 6-10 лет исключительно велика. Неразборчивость детей в общении со средствами массовой информации, на которую сетуют взрослые, происходит от нежелания или неумения школы заниматься воспитанием информационной культуры младших школьников.

Проблема исследования заключается в том, что формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности не проработано в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать проектно-исследовательскую деятельность для формирования информационной культуры младших школьников.

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий формирования информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий информационная культура и информационная грамотность младших школьников.

2. Определить особенности использования проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников.

3. Выявить возможности формирования информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности.

Объект исследования — процесс обучения младших школьников в условиях внедрения ФГОС.

Предмет исследования — формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности.

Гипотеза: включение младших школьников в исследовательскую деятельность положительно влияет на формирование информационной культуры младших школьников.

Методы исследования:

— теоретический анализ литературы по теме исследования;

— моделирование;

— наблюдение;

-беседа, анкетирование

База исследования:

МОБУ «Руэмская средняя общеобразовательная школа»

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания начальной школы и стать основой для разработки методических рекомендаций.


1. Информационная культура и информационная

грамотность младших школьников

Существует множество определений понятия «информационная культура». Термин «информационная культура» базируется на двух исходных понятиях: «информация» и «культура».

Информация есть: «1) сообщение о чем-либо;

2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи…» [4]

Понятие «культура» (от лат. синига — возделывание, воспитание, развитие, почитание) можно трактовать как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [4].

Культура (информационная культура в том числе) не может рассматриваться исключительно с позиций дидактики. Она включает в себя помимо практических умений широкие познавательные мотивы, вкусы, информационные потребности, т.е. тесно связана с воспитанием и развитием личности.

Глубокое исследование, посвященное вопросу соотношения между категориями «информация» и «культура» и возникновению понятия «информационная культура ребенка», проведено Е.Л.Харчевниковой.

Автором научного исследования предложено следующее определение:

Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне».

В данном определении нас привлекает внимание автора не только к знаниям и умениям индивидуума, но и к оценке им качества информации с точки зрения норм и ценностей человеческого общества. Именно это, в нашем понимании, может называться культурой работы с информацией.

Наряду с термином «информационная культура» в педагогике и психологии образования звучат понятия «культура мышления», «культура оформления мыслей», «культура познания» («познавательная культура») и пр. Часть исследователей прочно связывают понятие «информационная культура» с использованием компьютерной техники (В.И.Варченко, В.А.Кайминидр). Другие относят к информационной культуре умение пользоваться источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телепередач и пр. (А.Л.Семенов и др.). Третьи предпочитают более широкое толкование, понимая под информационной культурой культуру обращения с информацией (А.А.Дуванов, В.Ю.Милитарев, Ю.А.Первин, И.М.Ягломидр.), максимально сближая понятие «информационная культура» с понятиями «культура мышления» и «культура познания».

Отсюда очевидна необходимость уточнить смысл, который мы вкладываем в применяемую терминологию.

Информационная культура характеризуется нами как мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и др.

В предложенных выше трактовках понятия «информационная грамотность» и «информационная культура» не противоречат друг другу, но охватывают разновеликие области. Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством. Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

1) информационная грамотность…

2)осознанную мотивацию личности на удовлетворение своих информационных потребностей…

3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» дает Н.И.Гендина [5] в исследовании, посвященном формированию информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях:

«Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастание объемов информации; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества — все эти факторы обусловили появление и развитие в России такого сложного и многозначного понятия, как «информационная культура», определили становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики. Причины того, что термин информационная культура получил в России большее распространение, чем термин «информационная грамотность» нам видятся в следующем. В самом слове «грамотность» есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования. Применительно ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере, как информация и современные информационные технологии, термин «информационная грамотность», по нашему мнению, не вполне адекватен. Гораздо более соответствует масштабу рассматриваемого феномена (феномена информации и информационных технологий, информационного общества в целом) понятие информационной культуры: «Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих це­ленаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий…»[5].

Итак, понятия «информационная грамотность» и «информационная культура» близки, но не идентичны. С точки зрения многих исследователей, информационная грамотность является частью информационной культуры личности. Понимание учителем сущности данных терминов — первый и необходимый шаг к реализации требований ФГОС НОО в области информатизации начального образования.

Мы считаем огромным достижением в развитии отечественной системы образования, что, в соответствии с рекомендациями ФГОС НОО, «информационная грамотность» наконец нашла свое место в начальном общем образовании как востребованная, крайне необходимая составляющая образовательного процесса.

И все же акцент в начальной школе лишь на формировании информационных умений (поисковых и аналитических), составляющих основу информационной грамотности, нам представляется недостаточным. Обращаясь к более широкому понятию — информационной культуре младшего школьника, — мы хотели бы обсудить не только процесс совершенствования информационных знаний и умений ученика, но и особенности формирования его информационного мировоззрения, информационных вкусов и потребностей, его готовности относиться к информации избирательно, в соответствии с принятыми нормами и ценностями человеческого общества.

Информатизация — «социальный процесс повышения престижа информационных наук, распространения информационных методов в практической деятельности» [3]. Невозможно оставаться в стороне от информатизации как важной общественной тенденции, когда идет речь о начальном образовании.

Несформированность познавательных интересов, отсутствие избирательного подхода к информации характерны для младшего школьника. Между тем, впечатлительность ребенка в возрасте 6-10 лет еще слишком велика, а нервная система его слишком слаба, чтобы противостоять информационному прессингу. Компьютер, телевизор, другие средства массовой информации, общение (обмен информацией), заполняют досуг младшего школьника, пополняют его знания и представления об окружающем мире и при этом способствуют утомлению ребенка.

Снижение качества здоровья детей приводит к срабатыванию защитных механизмов и торможению. Стоит ли упрекать ребенка в том, что лишний раз взять в руки книгу он не в состоянии? Ведь, несмотря на художественную и познавательную притягательность книги как источника знаний для младшего школьника, не стоит упускать из виду, что чтение для него — непростой труд, особенно если навык чтения пока сформирован недостаточно.

Таким образом, мы видим противоречие между желательным и необходимым в условиях развивающего обучения ростом познавательной активности и самостоятельности младших школьников и реальным явлением информационной перегрузки учащихся, которая не способствует этому росту.

Вопросам рационализации труда как учащихся, так и учителя уделяется недостаточно внимания (и это при признанной всеми перегрузке детей учебными занятиями). Не умея уложить весь необходимый материал в рамки учебного времени, учитель зачастую дает детям домой наиболее трудные задания, перепоручая по сути проблему поиска способов выполнения этих заданий родителям учеников.

Причины непроизводительных затрат времени учащимися на подготовку домашних заданий, на наш взгляд, следует искать в дефиците внимания к научению детей наиболее продуктивным способам работы с информацией в классе и дома.

Вспомним, что «главный признак самостоятельной деятельности — это управление этой деятельностью со стороны ученика»[9].

Самостоятельное целеполагание и целеосуществление в познавательно-поисковой работе ребенка вне школы возможно лишь;

  • при появлении соответствующей мотивации;

  • при наличии у ребенка достаточного времени и физических сил;

  • при уверенном владении им теми способами учебных действий, которые позволяют решать не только репродуктивные, но и творческие учебно-информационные задачи.

Информационная культура предполагает использование здоровьесберегающих технологий и соблюдения разумного режима в организации учебной деятельности. Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника, на наш взгляд, способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной (в том числе читательской) активности детей.

Мы не можем оградить ребенка от растущего информационного потока — и мы должны позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нем, не рискуя «захлебнуться». По мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим миром школа должна позаботиться об обучении детей здоровьесберегающим технологиям: эффективным способам, приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это ни касалось.

Подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, на наш взгляд, заключается в следующем:

  • формирование у младшего школьника умения ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию;

  • формирование информационных вкусов и потребностей, понимания, «что такое хорошо и что такое плохо» в информационном мире;

  • обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией (в этом нам видится элемент здоровьесберегающих технологий, то есть путь к ликвидации учебных перегрузок школьников).

2. Особенности использования проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников

Познавательное общение в детском коллективе наиболее вероятно, если собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме.

Постоянная работа с дополнительной литературой нужна, но она не характерна для каждого ученика начальной школы. А вовлекать в познавательное общение надо всех детей вне зависимости от того, располагают ли они на сегодняшний день хорошими дополнительными источниками информации. Поиску и использованию разнообразных источников информации надо целенаправленно учить. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, — это возможность общения с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, просто со знакомыми взрослыми и не очень взрослыми людьми.

Только в постоянном познавательном общении формируются информационно-поисковые и информационно-коммуникативные навыки. И здесь учителю могут оказать бесценную помощь существующие ныне технологии включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Исследовательская работа в начальной школе — явление необходимое, ибо способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, стимулирует детское познавательное общение, формирует универсальные учебные действия, способствует развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

Как известно, в классификации И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина методы подразделяются по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

  1. учитель вместе с учащимися формулирует проблему…

  2. знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

  3. деятельность учителя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.

Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. В рамках международной программы Intel© «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) массовый характер приобретает обучение учителей организации проектно-исследовательской деятельности с использованием компьютерных технологий. [21]

При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, А.И.Савенков предлагает карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов:

«Подумать самостоятельно»;

«Спросить у другого человека»;

  • посмотреть в книгах;

  • «Посмотреть по телевизору»;

  • «Получить информацию у компьютера»;

  • «Понаблюдать»;

  • «Провести эксперимент»;

  • «Связаться со специалистом».

С кем может и должен общаться ученик-первоклассник, осуществляя поиск интересующей его познавательной информации? На этот вопрос в состоянии ответить сами дети. Темы детских исследований в рамках проекта

«Искусство получения информации через общение» (1 класс)

С какой целью люди общаются?

Как получить информацию с помощью вопросов?

Кого считают хорошим собеседником?

Что ты больше любишь: говорить или слушать?

Чем отличаются понятия «слушать» и «слышать»?

Считаешь ли ты себя хорошим собеседником?

Чем отличается интервью от беседы?

Стартом в работе учащихся по теме «Общение» может послужить тест «Умею ли я общаться?» (Приложение 1).

Результаты тестирования обязательно станут поводом для обсуждения важных для детей проблем:

— Зачем нужна устная речь? (Исследование «Отгадай слово». Приложение 2).

-Что важнее в общении? (Исследование «Что ты больше любишь: говорить или слушать ?» Приложение 3).

Темы детских исследований в рамках проекта «Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы» (2 класс)

Чем отличается спор от ссоры?

В боксе есть правила. А есть ли правила в споре?

Можно ли спорить со взрослыми?

Всегда ли надо доказывать свою правоту?

Дети должны учиться общаться, прежде всего, друг с другом. Предложенные выше темы исследований помогают выполнить эту задачу. В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети учатся обращаться за информацией к одноклассникам, выслушивают их ответы, анализируют полученные сведения. Они учатся спрашивать, слушать, слышать и уважать чужое мнение даже в том случае, если сами придерживаются другой точки зрения. («Можно ли спорить со взрослыми?» Приложением 4)

Детские исследования помогут учителю обеспечить высокий уровень познавательной мотивации к конкретным учебным темам. Например, до начала изучения темы «Полезные ископаемые» может быть организовано детское исследование «Зачем нужна нефть?» (Приложение 5). В этом случае еще до начала урока по данной теме дети начнут искать дополнительную информацию, общаться, обмениваться идеями, спорить, доказывать, аргументировать.

Работу над безударными гласными в корнях слов можно сделать более увлекательной, если предварительно провести исследование «Зри в корень» (Приложение 6).

Формировать экологическую грамотность можно не только с помощью экскурсий, наблюдений, чтения литературы. Очень полезно узнать мнение людей по конкретной проблеме, связанной с природоохранной деятельностью. Простенький социологический опрос, проведенный самими детьми, заставит их включиться в обсуждение острой экологической темы лучше, чем стихи, призывы и лозунги.

Очень важно вспомнить, что одним из источников познавательного общения является семья ученика. Многие родители учащихся начальной школы с готовностью откликаются на растущие познавательные интересы своего ребенка своевременной помощью. Они помогают ребенку, выполняющему исследовательское задание, сориентироваться в домашней библиотеке, посетить библиотеку общественную, использовать доступный семье компьютер как средство поиска информации. Это участие нужно поощрять, обучая ребенка искусству диалога.

Познавательная тематика укрепляет и развивает отношения ребенка со своей семьей, выводя семейное общение на новый уровень интересов. Так с помощью детского исследования «С каким человеком хочется дружить?» (Приложение 7) можно выйти на серьезное и заинтересованное обсуждение вопросов межличностных отношений как в детском, так и во взрослом коллективе (коллективе родителей учеников).

Внимание учителей и учащихся к информационно-поисковой деятельности стимулирует детское познавательное общение (друг с другом, с семьей, со взрослыми), расширяя и развивая информационные потребности и умения, совершенствуя языковую и коммуникативную компетентность младшего школьника.

Таким образом, путь к устранению противоречия между стремлением детей к общению и ограниченными возможностями классно-урочной системы видится в развитии условий для проявления познавательного сотрудничества в школе и, что еще важнее, в поощрении познавательно-ориентированного общения во внешкольной жизни ученика.

Ведущей идеей федеральных государственных образовательных Стандартов в области начального общего образования является развитие у младших школьников «умения учиться»[19], которое возможно лишь при достаточно высоком уровне учебной самостоятельности обучающихся.

В практике начального образования традиционно слишком много делается на уроке под руководством и при участии учителя. Даже используя методы обучения, мобилизующие активность детей, учитель начальных классов чаще всего использует на уроке следующие схемы взаимодействия школьников с информационными источниками:


Схема 1







Схема взаимодействия с информационными источниками в этом случае может оказаться примерно следующей:




Схема 2


Взаимодействие с информационными источниками




























Следует в равной мере позаботиться о мотивах, и о способах реализации самостоятельных познавательно-поисковых действий школьников.

Вкус к работе с информационными ресурсами проявляется:

в стремлении ученика искать необходимую информацию, используя для этого все доступные источники;

— в наличии избирательного отношения школьника к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;

-в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.

Задача учителя — развивать, совершенствовать, корректировать информационные вкусы воспитанников, помогать школьникам освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.

Таким образом, гармоничное развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как:

1. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.

  1. Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.

  2. Доступность информационных ресурсов.

4. Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.

5. Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников информационной средой.

6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.

7. Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.


3. Возможности формирования информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Принципиальная особенность новых стандартов — требования к метапредметным результатам образования.

Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации.

В начальных классах у школьника имеется не так уж много шансов проявить информационно-поисковую самостоятельность: классно-урочная система в значительной степени ограничивает возможность организации индивидуальной и групповой работы учащихся с любыми источниками информации, кроме учебника. Эти шансы возрастают в случае, когда на помощь учителю приходит метод проектной деятельности.

Проектный метод, возникший на рубеже XIXXX веков благодаря идеям и научным изысканиям Д.Дьюи, В.Килпатрика, несет в себе идею развития практической самостоятельности и личного опыта детей. Вильям Килпатрик называл проектом любую деятельность, выполненную «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом [10]. Сегодня во всем мире метод проектов, несмотря на его более чем столетнюю историю, переживает второе рождение, так как способность человека самостоятельно учиться и решать многочисленные практические задачи в условиях быстро меняющегося постиндустриального общества становится особенно востребована.

В Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования отмечено, что младшие школьники должны приобрести «первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов»[12]. Учебный проект — «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласо­ванные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта»[21].

Проектная методика хорошо сочетается с идеями личностно-ориентированного обучения. В основе проектной деятельности лежит «развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения сформулировать и решить проблему» [21].

Основная ценность проектного метода состоит в его практической направленности, нацеленности на реальный, ощутимый результат, которого можно достичь не иначе как научившись общаться, договариваться, отстаивать свое мнение, участвовать в коллективных делах, доводить начатое дело до конца. Учебное проектирование способствует развитию у детей и подростков наиболее важных в условиях информационного общества качеств личности: деловитости, инициативности, самостоятельности в принятии решений, творческого подхода к делу, ответственности.

Проектная деятельность предполагает наличие нескольких этапов:

  • Подготовительный этап, включающий в себя определение темы (проблемы), целей, содержания проекта.

  • Планирование проекта (анализ проблемы, выдвижение гипотез, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов, деление по группам, распределение работы между группами).

  • Выполнение проекта (сбор информации, реализация идей проекта, оформительская работа).

  • Защита проекта (представление результатов).

  • Рефлексия (оценка и самооценка качества проведенной работы).

В начальных классах игровые проекты постепенно уступают место учебно-познавательным: информационным, исследовательским. Для учебно-познавательных проектов характерна четкая, спланированная структура действий (с возможностью ее последующей корректировки). Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, на тщательный анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Исследовательский проект приближен по структуре к логике научного исследования, то есть строится на основе некого предположения (гипотезы), продуманных методов деятельности, заранее оговоренных требований к оформлению результатов. Итогом исследовательского проекта, помимо анализа и обобщения фактов, являются собственные рассуждения и выводы школьников по поводу найденной информации, заключение о правомерности высказанной ранее гипотезы.

Презентация итогов учебно-познавательного проекта может осуществляться в виде электронных и видеоматериалов, выставки, самостоятельно оформленной печатной продукции или самодельных рукописных изданий, в виде устных сообщений.

Проектная деятельность при правильной ее организации является эффективным средством воспитания и самовоспитания школьников. Темы проектов часто отражают направления работы педагога с классным коллективом: «Характер», «Общение», «Дружба», «Знакомство с профессиями», «Гостевой этикет».

Темы проектов могут быть связаны с формированием у младших школьников здорового образа жизни, а также навыков их безопасного поведения на улице и в быту: «Ходи по улице с умом», «Огонь», «Быть самостоятельным», «Вредные привычки».

Через проектную деятельность ребята могут пополнить свои знания о родной стране, ее истории и традициях: «Государственная символика», «Золотое кольцо России», «Детство и война» и т.п.

Как правило, наиболее активно и заинтересованно дети участвуют в проектах краеведческого характера: «Царевококшайск», «Символика Ресбулики Марий Эл», «Район, в котором я живу», «Улицы моего поселка», «Герои-земляки», «Памятники Йошкар-Олы», «Край лесов и озер» и др.

Учебное проектирование способствует формированию познавательных ууд (общеучебных).

Диагностика познавательных УУД (Общеучебные)

Уровни

0,5 (недостаточный)

1 (критический)

2 (оптимальный)

Смысловое чтение. При чтении с трудом выделяет главную мысль.

Преобразование информации. С трудом анализирует рисунки или составляет их; практически не способен самостоятельно построить рисунок по тексту.

ТСО. Использует ТУ, РС только как пользователь: без учебных и познавательных целей.

Наблюдение. Не умеет осмыслять конкретную информацию, полученную путем наблюдения или непосредственных ощущений.

Смысловое чтение. Может проанализировать прочитанное по вопросам. Преобразование информации. При небольшой помощи учителя может справиться с преобразованием информации из вербальной в графическую или символическую.

ТСО. При использовании ТУ, РС способен работать с ними как с источниками знаний, но требует постановки учебной задачи учителем.

Наблюдение. Умеет наблюдать, может перевести ощущения в осознанную смысловую информацию, однако, требует педагогической помощи — алгоритмов, вопросов.

Смысловое чтение. Легко справляется с заданиями, требующими осмысления нового текста. Преобразование информации. Легко «читает» схемы, рисунки, формулы, преобразует их в текст. Способен без ошибок проделать обратную процедуру.

ТСО. Способен использовать самостоятельно технические средства для поиска информации, для оформления работ.

Наблюдение. Легко осмысляет информацию, полученную непосредственно через эмоции и органы чувств: осязание, обоняние, зрение.







Из диаграммы видно, что познавательные ууд у обучающихся 2б класса (2012-13уч.г.) постепенно формируются, обучающиеся формулируют познавательные цели, способны найти и выделить нужную информацию, преобразовав ее. Школьники ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе компьютера).

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет — учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин. Назовем лишь часть возможных тем.

Естествознание. «Воздух — рубашка Земли», «Космос», «Полезные ископаемые», «Океанские животные-чудовища», «Лесная школа», «Следы зверей», «Грибное царство», «Здоровая планета».

Литературное чтение. «Осень и творчество», «Пословицы», «Фразеологизмы», «Литературные жанры», «По дорогам сказок», «Кириллица».

Русский язык. «Древняя письменность», «Звуки-«двойняшки», «В царстве трех склонений», «Типы орфограмм», «Непроверяемые написания».

Математика. «Сказочные числа», «Геометрические фигуры», «Секреты сложения», «Единицы времени».

Технология. «Изготовление бумаги», «Рождение ткани» и др.

Проекты дошкольников и младших школьников различаются не только по структуре и содержанию. Возрастает самостоятельность детей как участников проекта. Уровень, самостоятельности младшего школьника в проектной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько учитель готов отказаться от привычной для себя роли командира и информатора в пользу новой роли: помощника и консультанта для детей.


Диагностика регулятивных УУД

Уровни

0,5 (недостаточный)

1 (критический)

2 (оптимальный)

Самостоятельно планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, контролировать выполнение и оценивать адекватно результаты своей работы практически не может, все это делает только с помощью учителя.

Может сам организовать рабочее место, работает по плану, способен к самоконтролю по алгоритму, но самостоятельно ставить учебную задачу и выбирать оптимальный способ работы не может.

Приняв и осознав цель работы, может самостоятельно приготовить рабочее место, спланировать последовательность действий, выбрать оптимальный способ работы, оценить результат.









Из диаграммы видно, что регулятивные УУД у обучающихся 2б класса (2012-13 уч.г.) постепенно формируются. Обучающиеся определяют последовательность промежуточных целей с учетом их конечного результата, составляют план и последовательность действий, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


Диагностика коммуникативных УУД

Уровни

0,5 (недостаточный)

1 (критический)

2 (оптимальный)

Речь развита плохо, в диалоге участвует односложными ответами, работая в группе, только слушает. Навык активного слушания не сформирован не отслеживает логику рассказа, не задает вопросов по ходу рассказа учителя.

Устный полный ответ может построить только по алгоритму. В группе может участвовать в дискуссии. Услышанное анализирует, иногда может задать вопросы.

Свободно рассуждает на заданную тему в рамках полученных знаний. В диалоге активен, умеет внимательно слушать собеседника. В группе может организовать обсуждение.








Из диаграммы видно, что коммуникативные УУД у обучающихся 2б класса (20112-13уч.г.) развиваются и формируются.

Длительные проекты осуществлять легче, чем краткосрочные. Дефицит времени всегда мешает качеству работы. Только по мере приобретения опыта в организации и проведении долгосрочных проектов учитель становится более-менее подготовленным к проведению урока в режиме проектной деятельности. За 40-45 минут можно выполнить лишь мини-проекты. Для этого должны быть «под рукой» все необходимые источники информации, должно быть сформировано умение детей самостоятельно и оперативно работать в группах (всем одновременно учитель помочь не сможет).

Возможная тематика мини-проектов в рамках урока:

ТЕМА

ПРОБЛЕМА

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Что общего между дедушкой и ракетой? (Урок русского языка)

Как научиться безошибочно определять имена существительные I склонения?

Учебник, наборы слов на карточках, картинки с изображением используемых понятий, частично заполненные круговые модели трех множеств: I, II, III склонения — для игры «Слово, найди свой круг».

Главная морфема

(Урок русского языка)

Какая часть слова определяет его смысл?

Морфемы в виде кирпичиков для «строительства» слов (по 10 приставок, суффиксов, корней, окончаний). Учебник. Словарь. Книги В.В. Волиной. Консультанты-старшеклассники.

Какая ягода самая полезная?

(Урок естествознания)

Зачем и как надо охранять ягодники?

Учебник. Энциклопедии.

Книги о природе родного края. Карта.

Видеосюжет о ягодных кустарниках.

Хитрые задачи

(Урок математики)

Какой способ решения задач данного типа самый удобный?

Учебник. Перечень номеров нескольких задач одного типа. Инструкции, схемы, образцы разных способов решения задач одного типа.

Учебное проектирование является средством организации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках разных учебных дисциплин найдется место проектированию.

Проектный метод именно в начальной школе позволяет выйти на высокий уровень интеграции учебных дисциплин: ведь весь учебный процесс находится в руках одного учителя. Проект (например, по естествознанию) может найти продолжение на других уроках и приобрести черты проекта интегративного (междисциплинарного) характера.

Таким образом, проектирование — инструмент развития познавательной самостоятельности и социальной активности младших школьников.

В рамках экспериментального исследования, имеющего своей целью формирование навыков информационной культуры средствами проектно-исследовательской деятельности младших школьников, мы использовали следующую технологическую цепочку:

-Информационный поиск (Искусство ведения беседы, получение информации с помощью вопросов, умение слушать и слышать, умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме).

-Предметно-аналитическая деятельность (Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче, составление суждений и умозаключений, искусство ведения спора: аргументы и контраргументы)

— Перекодировка информации (Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа)

— Хранение информации (Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией, рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого его использования.)

Нами было выявлено, что при правильной организации проектно-исследовательской деятельности у младших школьников формируются следующие УУД:

личностные (самоопределение — формирование основ гражданской идентичности личности);

познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно — следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы)

коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);

регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).

Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность — гражданина России.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования [1; 2; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 20] позволяет утверждать, что формируя информационной культуру младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности происходит не только процесс совершенствования информационных знаний и умений обучающегося, но и формируются особенности его информационного мировоззрения, информационных вкусов и потребностей, его готовности относиться к информации избирательно, в соответствии с принятыми нормами и ценностями человеческого общества.

С точки зрения многих исследователей, информационная грамотность является составной частью информационной культуры личности. Основу информационной грамотности составляют информационные умения (поисковые и аналитические).

Быть информационно грамотным — это значит уметь анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные схемы; осуществлять компьютерный поиск ключевых слов в тексте; поиск информации на компакт-дисках; создавать на компьютере несложные информационные объекты; получить представление о возможных источниках информации, способах ее поиска; приобрести опыт получения информации из различных источников; анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные системы, и т. д.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации; её использование в учебной деятельности и повседневной жизни; формирование первоначальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры; формирование навыков, позволяющих обеспечить алгоритмизацию в обучении математике, русскому языку и другим предметам; развитие внимания, памяти, логического мышления.

В любом возрасте очень важна грамотная мотивация. Что же тогда говорить о младших школьниках, для которых обучение через интерес даёт потрясающие результаты?! Именно разумное применение информационной деятельности в образовательном процессе должно помочь обучающимся в формировании позитивного отношения к учёбе.

Нами было выявлено, что наибольшее значение для эффективности формирования информационной культуры является комплексность взаимодействия таких факторов как: изучение информатики с начальной школы, развитие индивидуальных способностей личности, формирование межпредметных связей, формирование операционного стиля мышления, высокая информационная культура педагога. О воспитании в школе информационной культуры речь может идти лишь тогда, когда учащийся имеет возможность применить свои знания и умения из области информатики при изучении других дисциплин.

Анализ результатов применения проектно-исследовательской деятельности в практике работы в начальных классах на базе МОБУ «Руэмская средняя общеобразовательная школа» позволяет утверждать, что использование данной деятельности так же способствует формированию информационной культуры обучающихся начальной школы.

Младшие школьники учились:

  • обработке и поиску информации: подбирать оптимальный по содержанию эстетическим параметрам и техническому качеству результат видео записи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты); описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем. использую ИКТ; собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, в ходе опроса людей; редактировать текст, цепочки изображений; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернетом, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников;

  • созданию, представлению и передаче сообщений: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и представлять презентицию перед небольшой аудиторией.

При освоении личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД предполагается формировать:

-критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

-основы правовой культуры в области использования информации;

-практические навыки поиска, фиксации, структурирования информации, опыт общения школьников в цифровой среде (электронная почта. чат. форум. блог).

В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект формирование информационной культуры средствами проектно-исследовательской деятельности дает тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт — личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

Таким образом, ориентировка младших школьников в информационно — коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Библиография:

  1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. — М.:Просвещение, 2009. — 120с.

  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. — М.:Просвещение, 2008. — 151с.

  3. Беспалько, В.П. Программированное обучение (Дидактические основы) /В.П.Беспалько. — М.:Высшая школа, 1970. — 286с.

  4. Витухновская, А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы //Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001.№1. С.28-31.

  5. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках образовательных учреждениях: учеб. пособие /Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова. — М.: Школьная б-ка, 2003. — 34с.

  6. Глоссарий ФГОС.- Режим доступа: https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

  7. Громова, О.К. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке: Курсы повышения квалификации. педагогический университет «Первое сентября»- Режим доступа: https://lib.1september.ru/2006/17/16.htm

  8. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя / Л.В.Жарова. — М.: Просвещение, 1993. — 205с.

  9. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретическо-экспериментальное исследование /П.И.Пидкасистый П.И. — М.:Педагогока, 1980.-126с.

  10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов /Н.Ю.Пахомова. — М.:АРКТИ, 2003. — 112с.

  11. Примерные программы общего образования: В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение, 2008.- 287с.

  12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа /Сост. Е.С.Савинов. — М.: Просвещение, 2010.-40с.

  13. Примерные программы начального общего образования. — Режим доступа: https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768

  14. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования. — Режим доступа: https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452

  15. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учеб. пособие /Т.Е.Соколова. — Мурманск: МОИПКРО, 2004. — 27с.

  16. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения: познавательное общение в начальном образовании: Учебно-методическое пособие / Т.Е.Соколова. — Самара: учебная литература: Федоров, 2007. — 160с.

  17. Соколова, Т.Е. Комплексное использование источников информации на уроках в начальной школе /т.Е.Соколова. — Самара: Учебная литература: Федоров, 2007. — 96с.

  18. Федеральный государственный стандарт общего образования — Режим доступа: https://standart.edu.ru

  19. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. А.М.Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 59с.

  20. Шорохова, Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающегося в условиях дистанционного обучения /Межрегиональная научно-практическая конференция (заочная) 2007 «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы». – Режим доступа: https://www.muh.ru/arch/2007/konf_mShorohova.htm?user=a62cf74cc9be19d45d608226d0588364

  21. Intel©.»Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. — М.: Русская редакция, 2004. — 368с.

32


Свежие документы:  внеклассное мероприятие "Все работы хороши"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: