Конспект урока на тему «Формирование речевой деятельности младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65» г. Кемеров









Формирование речевой деятельности младших школьников









подготовила

Антонова Инна Геннадьевна

учитель начальных классов























2013

Формирование речевой деятельности младших школьников


Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся развитие речевой деятельности. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

  1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

  2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

  3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

  4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

  5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

  6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

2. Лексический уровень (словарная работа). Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьником стоят две задачи:

    1. Количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения, их экспрессивных окрасок.

    2. Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Источниками обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей являются:

Речевая среда в семье, среди друзей.

    1. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.

    2. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).

    3. Словари, справочники.

3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:

      • установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

      • толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;

      • систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;

      • составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;

      • выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

      • исправление речевых ошибок в словообразовании;

      • редактирование текста.

4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:

      • устный пересказ прочитанного в различных вариантах;

      • различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;

      • различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;

      • сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

      • записи по наблюдениям, ведение дневников;

      • различные виды драматизации, инсценировка рассказов;

      • статьи в газеты, отзывы о прочитанном.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

      • во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

      • во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

      • в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

      • в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому необходимо тщательно готовиться к уроку, продумывать ход изложения материала, вопросы к учащимся, работать над точностью формулировок. Контролировать речь учащихся, исправлять недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области.



Список литературы.

  1. Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» — М., Просвещение, 1998 г.

  2. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» — М., Просвещение, 1980 г.

  3. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» — М., Просвещение, 1984 г.

  4. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».

  5. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» — М., Просвещение, 1991 г.

  6. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».

  7. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» — М., Просвещение, 1980 г.

  8. «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./


Свежие документы:  Сценарий праздника прощания с начальной школой «Трубка Шерлока Холмса»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: