Конспект урока на тему «Мы к друзьям спешим на помощь»





Конспект урока на тему «Мы к друзьям спешим на помощь»




Подготовила и провела:

педагог-психолог Сорокина О.А.




Цель: развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи:

  1. развитие логического и наглядно-действенного мышления;

  2. развитие общей осведомленности;

  3. развитие творческого воображения;

  4. развитие произвольного внимания;

  5. совершенствование графических навыков;

  6. развитие умения ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

  7. воспитание отзывчивости;

  8. формирование социальных навыков: умения позитивно взаимодействовать друг с другом;

  9. формирование навыков эмоциональной саморегуляции;

  10. формирование умения преодолевать трудности.


Оборудование:

    • музыкальный центр;

    • кассета с записью звуков моря;

    • конверты;

    • игрушка «Ворона»;

    • изображения персонажей сказок, острова, корабля, солнца, тучи, пальмы, кита;

    • сундук;

    • карточки для игры «Сложи корабль»;

    • карточки для графического диктанта;

    • карточки для игры «Пройди лабиринт»;

    • два карандаша: простой и красный.













Ход занятия


    1. Вводная часть


Цель – создание положительного эмоционального фона.

Форма проведения – игра «Конверт».

Оснащение – 3 конверта.

Продолжительность – 3- 4 минуты.


Дети выходят на ковер, на ковре лежат 3 конверта.

Психолог: Ой, ребята, смотрите: конверты, давайте с ними поиграем.


Игра «Конверт»

Сценарий игры: Дети становятся в круг. Конверты раздает ведущий. Дети будут передавать их в правую сторону по команде ведущего «Раз, два, три, конверт, лети!», а со словами «Раз, два, три, конверт, замри!» игра останавливается. Те дети, у которых оказались конверты, по очереди, должны произнести пожелания рядом стоящему человеку справа. Конверты перемещаются по кругу 3 раза.

Психолог: Сейчас наши конвертики полетят по кругу в правую сторону по команде: «Раз, два, три, конверт, лети!», но как только закончится следующая команда «Раз, два, три, конверт, замри!», игра останавливается и те, у кого оказались конверты по очереди, должны произнести пожелания рядом стоящему человеку справа.

Психолог: Молодцы!

(Конверты отдают психологу)

Психолог: Ой, ребята, смотрите, а это не просто конверты, а два письма, давайте сядем за парты и посмотрим, кто нам написал.


    1. Основная часть


Структура:

  1. Игра «Заколдованные герои сказок».

  2. Игра «О чём поведала ворона»

  3. Игра «Сложи корабль»

  4. Динамическая пауза

  5. Упражнение «Проложи маршрут»

  6. Игра «Разложи карту»

  7. Игра «Пройди лабиринт».


Общая продолжительность – 20 минут


      1. Игра «Заколдованные герои сказок»

Оснащение – письмо

Психолог: Ребята, в этом письме герои сказок просят о помощи! Поможем им?

ответы детей: да, конечно.

Психолог: Тогда сегодня мы с вами превратимся в спасателей. Дело в том, что героев сказок заколдовал Злой волшебник и дал им заколдованные имена, они просят помочь им отгадать и вспомнить их настоящие имена.

Давайте поможем нашим любимым героям и попробуем отгадать их настоящие имена!

1. Синяя косыночка – Красная Шапочка

2. Девочка с ладошку – Мальчик с пальчик

3. Мышка босиком – Кот в сапогах

4. Нестойкий деревянный человечек – Стойкий оловянный солдатик

ответы детей

Психолог: Какие вы молодцы!


      1. Игра «О чём поведала ворона»

Оснащение – письмо.


Психолог: А вот второе письмо. Его нам написала Ворона. Слушайте и запоминайте!

Слушайте, дети, внимательно!
Запомните все обязательно!
Я только что видела издалека:
Солнце над морем и облака,
По синему морю плавает кит,

В море маленький остров лежит,
А на острове Красная Шапочка и Мальчик с пальчик,
Оловянный солдатик и Кот в сапогах,

Их похитил Злой волшебник!
Помогите им скорей!


Психолог: Вы запомнили, о чем написала Ворона?

Ответы детей: перечисляют то, что ворона видела издалека

Психолог: Давайте проверим, что вы запомнили. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них правильно ответить.

  • Кто и кого похитил?

Ответы: «Злой волшебник. Красную шапочку, Мальчика с пальчика» и др.

  • Где эти герои?

Ответ: «На острове»

  • А остров где?

Ответ: «В море»

  • О чем ещё говорила Ворона? Что она видела издалека?

Ответы: «Солнце, облако, море синее»

Психолог: Какие вы молодцы! Все запомнили. Что же мы будем делать? Ведь герои сказок в беде.

Ответ детей: «Нужно спасти героев!»

Психолог: А как можно добраться до острова?

Ответы: «Долететь, доплыть на лодке, катере, корабле».

Психолог: Правильно! Давайте построим корабль!



      1. Игра «Сложи корабль»

Оснащение – чертеж корабля, состоящий из 6 – 9 частей

Психолог: Что ж, ребята, не будем терять время. У вас на столе лежит конверт с № 1. У меня есть чертеж корабля, а у вас детали, из которых можно собрать корабль.

— Дети, проверьте, чтобы корабль был собран правильно.

— Корабли готовы? Выходим в море!



      1. Динамическая пауза

Оснащение – магнитофон; фонограмма.

Психолог: А теперь наш корабль отправляется в плавание.


Исходное положение: (дети стоят, ноги на ширине плеч)

    • Волны поднимаются! (Руки через стороны вверх)

    • Волны опускаются! (Руки вниз)

    • Ветер дует все сильней, (Руки вверх, движения руками из стороны в сторону)

    • Наш корабль качается. (Руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

    • Все равно мы доплывем (Имитация плавательных движений руками)

    • И друзей своих спасем! (Руки вверх, хлопки над головой)


Психолог: Молодцы!


  1. Упражнение «Проложи маршрут»

Оснащение – карточки в клеточку на каждого ребенка.

Психолог: Ребята, но, чтобы нам не сбиться с курса, не проплыть мимо острова, нужно проложить маршрут корабля на карте.

Дети, возьмите конверты с № 2, найдите начало пути корабля, возьмите простой карандаши: поставьте на точку. Готовы?

Начали: одна клеточка вправо, две вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, три вниз, две вправо, две вверх, одна влево, одна вверх, 2 вправо, 3 вниз, 2 вправо, а теперь повторите путь без ошибок.

У всех получилось. Молодцы!


Слышите, кто-то стучится и просится к нам на корабль.

Вороны: «Дорогие ребята, разрешите мне лететь рядом с кораблём и рассказывать вам, что я вижу впереди? Чтобы помочь вам доплыть до острова»

Психолог: Разрешим?

Ответы детей: да

Психолог: Мы будем очень внимательно тебя слушать и на нашей карте (показывает доску), отметим твои координаты.

Психолог: Согласны, ребята?

Ответы детей: да, мы согласны

Психолог: Вы поможете мне расставить правильно координаты по тому, что видит ворона?

Ответы детей: да



6. Игра «Разложи карту»

Оснащение – карточки с картинками: изображения персонажей сказок, острова, корабля, солнца, тучи, пальмы, кита;


Вызываются дети по очереди и выкладывают на доске по описанию:

Психолог: Аня, помоги мне, подойти к нашей карте…и слушай ворону:


Справа вверху вижу солнце;
Слева вверху – облака;


Посередине океана показался остров;
Справа от острова по морю я вижу кита;

В центре острова растет пальма;
Справа от пальмы – Красная Шапочка и Мальчик с Пальчик,


Между Красной Шапочкой и мальчиком с пальчиком
Стоит Стойкий оловянный солдатик.


На пальме притаился Кот в сапогах.
Слева к острову причаливает корабль.


— Доплыли! Молодцы!


Психолог: Вот и остров, который мы искали.

Психолог: Но дело в том, ребята, что путь нашим героям к кораблю преграждает лабиринт, где прячется Злой волшебник.

Психолог: Поможем героям пройти лабиринт и попасть на корабль?


Ответы детей: поможем


      1. Игра «Пройди лабиринт»

Оснащение – карточки с лабиринтом на каждого ребенка, красный карандаш.


Психолог: тогда возьмите конверт № 3 и красный карандаш. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы они не попали к Злому волшебнику.

— Получилось?

— Ура! Все на корабле! (разложить на доске корабль и героев сказок).

— Возвращаемся домой!



Завершающая часть


Структура:

  1. Психогимнастика «Корабль».

  2. Упражнение «Добрые слова».

  3. Игра «Где, чей дом?»

  4. Анализ занятия.


Общая продолжительность – 8-10 минут


1. Психогимнастика «Корабль»

Оснащение – магнитофон; фонограмма.

Участники встают в круг и берутся за руки

Психолог (тихим голосом): «Мы с вами – один большой корабль». Давайте возьмемся крепко за руки и погудим тихонечко как корабль «ту-у-у-у-у-у».

А теперь представим, что наш корабль качает по волнам, поднимите руки вверх то вправо, то влево. Шаг – влево, шаг – вправо, а теперь с опущенными руками.


  1. Упражнение «Добрые слова»


Психолог: Наше путешествие подошло к концу. Персонажи сказок спасены! Но как они напуганы! Чем мы можем помочь им? Можно сказать им добрые слова, комплименты…..



  1. Игра «Где, чей дом?»

Оснащение – картинки с персонажами сказок.

Психолог: Дети, теперь, поможем нашим персонажам отправиться по домам. Все ли они пойдут вместе? Где, чей дом, чья сказка? Подскажите мне, ребята, кого мы отправим в эти сказки:


  1. «Мне очень приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к Бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности….» (Красная Шапочка)


  1. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь….» (Кот в сапогах)


  1. «И неказист, и ростом мал.
    Зато умен, зато смышлен,
    И сердцем добрым наделен.
    И если вдруг беда нагрянет,
    Опорой старшим братьям станет,
    Он их от гибели спасет
    И счастье дому принесет». (Мальчик с пальчик)


  1. «Его мама – старая оловянная ложка. Он был очень смел. Его путешествие было охвачено страхом, но он не терял надежду. А всё что от него осталось – маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелая, черная, как уголь, брошка » (Стойкий Оловянный солдатик)


Анализ занятия:

Психолог: Вот наши герои и вернулись домой. А вам, ребята, понравилось путешествие? Что больше всего вам понравилось? Что показалось вам трудным? А как мы с вами преодолевали эти трудности?

Ведущий натыкается на сундук.


Психолог: Ой, а это что такое?

Ответы детей: сундук

Психолог: Правильно сундук. Посмотрим что там внутри?

Ответы детей: монеты

Психолог: Здесь записка: «Дорогие ребята, спасибо вам за помощь, примите в награду от нас подарок».

Психолог: Вы заслужили этот подарок!

Психолог: Ребята, спасибо вам за помощь, вы были очень отзывчивыми, добрыми, сообразительными, внимательными. До свидания!


Литература:

  1. Абдурасулова Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) //Психолог в детском саду. — 1999. — №3-4. — С.62-64.

  2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. — СПб: Дельта, 1998. — С. 4-9.

  3. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004г. — С. 3-10.

  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. — С. 15.



Свежие документы:  Исследовательская работа на тему: «Мои домашние любимцы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: