Конспект урока на тему «Накануне Рождества»











КОНСПЕКТ НОД

по народной культуре

«Накануне Рождества…»

Воспитатель: Жабина И.И.













МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»

г. Новомосковск, 2014

Программное содержание:


1.Образовательные задачи: уточнить представления детей о смысле проведения традиционных народных праздников (Рождество, Святки);

продолжать учить различать предметы быта по назначению, материалу, соотносить их с определённым ремеслом;

учить создавать коллективную композицию на заданную тему.

2.Развивающие задачи: развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.

3.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным традициям.

4.Коррекционные задачи: развивать двигательную активность (через смену поз, включение игровых действий), мелкую моторику пальцев (ручной труд, пальчиковая гимнастика).


Оборудование: д/и «Четвёртый лишний; атрибуты для колядования: маски коня, журавля, козы, медведя, борода, фуражка, платок, трещотки,

деревянные ложки; ватман, вата, колокольчики из картона, фольга, силуэты ангелов из бумаги, цветная бумага, ткань, нитки, клей, кисти, ножницы, пастель, фломастеры, цветные карандаши, фишки – звёздочки, колокольчик,

печенье.


Предварительная работа: разучивание колядки, знакомство с обычаями празднования Рождества и Святок, со старинными ремёслами.









Ход НОД:


1.Орг. момент. Дети заходят в «избу».

Воспитатель:

Наша изба ровна тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всём тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Ой, ребятушки, на улице холодно, мороз, а в нашей избе тепло, уютно,

почему? (ответы детей). Давайте ручки погреем у печки.


Пальчиковая гимнастика

Ой, ты, печка – сударыня, растирают ладони

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки, «варят кашу»

Обогрей, освети,

Полечи и спаси, гладят ладони

В дом богатство неси! раскрывают ладони



2.Беседа о Рождестве, Святках.

— Вот и согрелись, садитесь рядком, поговорим ладком. Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему говорится в народе «Лето для старанья, зима для гулянья»? ( Потому что летом очень много работы: надо хлеб посеять и собрать урожай, накосить сена, собрать грибы, ягоды, засушить их, засолить. А зимой у крестьян забот меньше, можно и погулять, и повеселиться).


Вот как разумно в народном календаре распределено время для труда и отдыха. Скажите, а какой старинный праздник приближается? (Рождество).

Как его отмечали? ( На Рождество дети ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, а потом поздравляли хозяев дома, желали им добра, благополучия, исполняли песни – колядки. За пение колядок хозяйки выносили детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков).

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером"

— Как назывались следующие две недели? (Святки). Что делали в эти дни?

(На Святки было принято рядиться. Ряженые козой, медведем, журавлем, конём ходили по деревне. Пели, плясали, смешили хозяев, желали им счастья.)


Динамическая пауза «Коляда»

Давайте представим, что уже наступили Святки, вспомним как колядовали.

Сначала нарядимся (в маски), возьмем в руки народные инструменты (спросить детей названия) и споем колядку.


Коляда, коляда! Накануне Рождества,

Коляда пришла, Рождество принесла!

Коляда, коляда, подавай пирога,

Неси — не тряси, давай не ломай!

Будете нас дарить – будем вас хвалить, (проговаривают)

А не будете дарить – будем вас корить.


3.Игра «Четвёртый лишний»

— Но праздник ещё не скоро наступит, как вы думаете, что делали люди зимой в деревнях, когда урожай уже собран, а до праздников ещё далеко,

Чем занимались женщины? (пряли, ткали, вышивали). А мужчины?

(плотничали, занимались гончарным, кузнечным делом).


Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний».

Каждый ребенок получает карточку, на которой изображены 4 предмета

(3 из одного материала). Пример правильного ответа: лишний предмет – прялка , потому что она вырезана из дерева плотником, а остальные предметы – подкова, серп, топор выкованы кузнецом из металла и т.д.

Кто ответит правильно – получает фишку — звёздочку.


4. Коллективная работа «Рождество» (смешанные техники)

— Скажите, а чем могли заниматься ребята по вечерам в ожидании праздника, когда ещё рано спать? (Мастерить игрушки, помогать родителям). Давайте тоже будем готовиться к Рождеству и создадим красивую картину об этом празднике. Что мы можем изобразить? (ель, колокольчики, ангелов, звёзды, снег, месяц).

Гимнастика для глаз «Следи за звездой» (у каждого ребёнка индивидуальная звёздочка, следить за осанкой детей)

Самостоятельная деятельность детей.

Например, снег из ваты, месяц из ткани, звёзды из фольги, ели – приёмом обрывания, кусты – «рисование нитью», силуэты ангелов раскрасить и приклеить, колокольчики украсить узорами (Дети должны сами выбрать материал и предмет изображения, поощрять нестандартные решения).


5.Итоги НОД.

Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, представить праздник Рождество (звонит тихонько в колокольчик и угощает детей печеньем в виде животных).

После занятия композиция вывешивается в приёмную группы, воспитатель по желанию подписывает поздравление родителям с праздником.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: