Конспект совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы
МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка» республика Хакасия г. Абакан, Галкина Р.А., воспитатель
Тема: «Поможем Мишке» (в рамках проекта ««Наши зеленые друзья»).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: создание условий для развития познавательного интереса посредством экспериментирования.
Задачи:
создать условия для приобретения опыта:
— заинтересованного участия в детском экспериментировании;
— распознавания состояния комнатного растения по внешнему виду, умения устанавливать закономерности, взаимосвязь строения и функций стебля;
— применения конструктивных способов взаимодействия ребенка со сверстником в паре (договариваться о совместных действиях в паре)
— участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения;
— проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия к привлекательным персонажам);
обеспечить условия:
— для развития любознательности, сосредоточенности, внимания;
— для побуждения детей к речевой активности (умение высказывать предположения и делать простейшие выводы) и обогащению словарного запаса по теме;
— для выполнения отдельных трудовых действий, используя модель трудового процесса;
воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Организация детских видов деятельностей:
— коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками);
— исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи | |
Организационный момент |
| «На окне в горшочке Поднялся цветочек. (Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.) К солнцу потянулся, Солнцу улыбнулся (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.) К солнышку листочки Повернёт цветочек. (Ладони развернули вверх.) Развернёт бутоны, В солнышке утонет». (Соединят руки над головой, медленно разводят в стороны.) | Дети выполняют движения под слова физкультминутки | Условия для положительного эмоционального настроя перед деятельностью |
Мотивационно-ориентировочный этап
| Мягкая игрушка «Мишка», картинка комнатного растения «Бальзамин», комнатное растение «Бальзамин» | Воспитатель обращает внимание детей на пришедшего гостя Мишку. — Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! (Приходит игровой персонаж — Мишка, грустный, с картинкой и комнатным растением. Здоровается с детьми). | Дети обращают внимание на Мишку и здороваются с ним.
|
|
— Что-то наш Мишка грустный. Давайте спросим, что у него случилось. | Дети задают вопросы Мишке.
| Условия для приобретения опыта: участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения | ||
Мишка: Мне на день рождения подарили комнатное растение, оно было таким красивым, как на картинке (показывает картинку растения), а теперь стало вот каким (показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и грущу. | Выслушивают Мишку.
| Условия для мотивации к деятельности
| ||
— Дети, какое комнатное растение нам принёс Мишка? Вам жалко бальзамин? | Отвечают на вопросы воспитателя. | Условия для развития умения распознавать состояние комнатного растения по внешнему виду
Условия для проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия привлекательным персонажам) | ||
Совместно с воспитателем жалеют Мишку. (Давайте его пожалеем, скажем, ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.) | ||||
— Почему Мишкино растение стало таким? Что он забыл сделать? | Предположения и высказывания детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей | ||
Мишка: — А я не умею поливать, и теперь, наверное, моё растение погибнет. |
|
| ||
— А мы можем помочь Мишке? — Как? — Что мы скажем Мишке? | Предположения и высказывания детей. | Условия для стимулирования речевой активности | ||
Поисковый этап
| Мольберт с карточками (моделями)
| — В каком состоянии сейчас находится растение у Мишки? | Высказывания детей. | Условия для заинтересованного участия в элементарной познавательно-исследовательской деятельности |
Совместно с воспитателем проводят исследование растения: состояние листьев, стебля, земли. Проговаривают результаты исследования: листочки повяли, стебли подсохли, земля светлая и сухая. | ||||
— Чтобы не забыть, какое растение сейчас¸ поставим карточку (модель – растение в неблагоприятном состоянии). | Размышления и ответы детей | Условия для развития познавательного интереса
Условия для проявления поисковой активности
Условия для поддержки речевой активности | ||
Растению нужно скорее помогать. Чтобы не забыть, что растение нужно полить, поставим карточку (модель трудовых действий). | ||||
Для этого надо правильно выбрать инструменты. Какой инструмент мы выберем (модель – лейка)? | ||||
— Каким станет растение, если мы правильно его польём? Чтобы не забыть об этом, поставим карточку (модель – растение в хорошем состоянии). | Дети объясняют конечный результат помощи растению (растение чувствует себя хорошо, когда листики и стебелек смотрят вверх и земля чёрная и влажная). | |||
Дети совместно с воспитателем составляют на мольберте модель исследования. | Условия для развития умения и работать по моделям | |||
Практический этап |
| — А как же вода из земли попадает к листочкам? — Что для этого должно быть в стебельках? — Сейчас мы с вами посмотрим, есть у стеблей отверстия или нет. Для этого нам нужно разделиться на пары. (Воспитатель предлагает детям разделиться на пары самостоятельно (по симпатии)). | Предположения и высказывания детей. Разделяются на пары. | Условия для развития познавательного интереса
Условия для развития, стимулирования речевой активности
Условия для развития любознательности |
|
| — Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с комнатным растением? (Нельзя брать стебли растения в рот.) (Взрослый подключается поочередно к работе каждой подгруппы). |
| Условия для закрепления правил безопасности при экспериментировании
Условия для развития применения конструктивных способов взаимодействия ребенка со сверстником в паре (договариваться о совместных действиях в паре)
Условия для развития навыков мыслительной деятельности
Условия для развития умения устанавливать закономерности, взаимосвязь строения и функций стебля
Условия для развития умения делать простейшие выводы
Условия для развития речевой активности |
На 6 столах для эксперимента расположены: срезы стебля бальзамина, розетки, лупы, модель строения стебля.
| Эксперимент Цель: установление и подтверждение, что стебель может проводить воду к листьям и, что строение стебля обусловлено его функциями. Воспитатель показывает модель строения стебля. — Какой вывод мы можем сделать? | Дети проводят эксперимент: рассматривают срез стебля растения через лупу. Сжимая пальцами стебель, выясняют, что в нём есть вода. | ||
Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что вода по стеблю поступает к листьям через отверстия. | ||||
— Ребята, мы установили связь между состоянием растения и потребностью его во влаге. Теперь можем приступить к поливке растения. — Как вы полагаете, ребята, какие комнатные растения любят, чтобы их часто поливали, а какие не любят? (Комнатные растения, любящие воду, имеют много мелких тонких лиcтьев, их нужно чаще поливать. А растения, имеющие плотные, толстые, кожистые листья, не нуждаются в частой поливке). А Мишкино комнатное растение любит, чтобы его часто поливали? | Размышления и ответы детей. | Условия для побуждения детей к речевой активности (умение высказывать предположения)
Условия для обогащения словарного запаса
| ||
|
| Мишка: А я не умею поливать комнатные растения. Но думаю, что их так поливают. (Показывает: берет лейку одной лапой, льет воду на листья, под корень и выливают сразу всю воду из лейки). | Слушают Мишку. | Условия для развития внимания, сосредоточенности |
Стол с клеенкой с лейками. 6 столов с клеенками, комнатными растениями, моделями (карточками) | — Правильно, ребята, Мишка полил свое растение? — Почему нельзя лить воду на поверхность листьев? — И почему нельзя поливать растение под корень? — Ребята, ведь у нас в группе тоже есть зеленые друзья (комнатные растения) и они нуждаются в нашей помощи. Чтобы правильно за ними ухаживать, нам необходимо определить и показать на моделях (карточках) (лейка налита до верха; наполовину), какие растения нужно часто и обильно поливать, а какие реже и по не многу. — По парам пройдите к любому столу с комнатным растением и попробуйте определить, какой уход ему требуется. | Высказывания детей. Дети объясняют, как нужно поливать правильно. (Держать лейку двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу (иначе сильная струя воды размоет землю и обнажит корни), подождать, пока вода впитается и появится на поддоне). Дети по парам, самостоятельно определяют, как ухаживать за комнатным растением (поясняют, всем, ориентируясь на модель трудового процесса (лейка с определенным количеством воды)). Выбирают лейку с необходимым уровнем воды для данного растения и выполняют полив. | Условия для развития, стимулирования речевой активности
Условия для выражения детьми своих мыслей
Условия для развития применения конструктивных способов взаимодействия ребенка со сверстником в паре (договариваться о совместных действиях в паре)
Обеспечить условия для выполнения отдельных трудовых действий, используя модель трудового процесса | |
Рефлексивно-оценочный этап
|
| Мишка: Спасибо вам, ребята, теперь мой зелёный друг всегда будет чувствовать себя хорошо. Вы научили меня ухаживать за ним. Я очень этому рад. Теперь смогу приобрести себе еще комнатные растения и заботиться о них. |
| Условия для воспитания бережного отношения к комнатным растениям и желания ухаживать за ними |
— Ребята, помогли мы Мишке и его зелёному другу? Как? — Что интересного вы сегодня узнали?
|
| Условия для выражения детьми своих мыслей, чувств
Условия для развития речевой активности |