Конспект урока на тему «Речевая готовность ребенка к школе»


РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

(консультация для родителей).

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать знания. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

  1. Правильность произношения звуков.

  2. Умение различать звуки речи на слух.

  3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

  4. Состояние словарного запаса.

  5. Сформированность грамматических систем.

  6. Владение связной речью.

Далее приведён дидактический материал для развития всех названных сторон речи.


Упражнения для закрепления правильного произношения звуков и формирования фонематического восприятия.

Необходимо подобрать картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Ц), а также звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й. Каждый из этих звуков находится в трёх положениях в слове: в начале, в середине, в конце. Например:

С – Сук, коСа, автобуС;

СЬ – Сетка, оСёл, гуСь;

З – Зонт, коЗа;

ЗЬ – Земляника, обеЗЬяна;

Ц – Цапля, кольЦо, огуреЦ;

Ш – Шуба, ШиШка, Душ;

Ж – Жук, еЖи;

Ч – Чайник, боЧка, клюЧ;

Щ – Щётка, яЩик, клеЩи;

Р – Рука, аРфа, тигР;

РЬ – Репа, гРиб, фонаРЬ;

Л – Лук, воЛк, стоЛ;

ЛЬ – Лента, кошеЛёк, соЛЬ;

Й – Яблоки, маЙка, ЗмеЙ.


Определите, какой звук встречается чаще всего.

Шла с базара кошка, у кошки – лукошко. «ш»

У ежа – ежата, у ужа – ужата. «ж»

Забавной обезьяне, бросили бананы,

бросили бананы, забавной обезьяне. «з»

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. «д»


Цепочка слов.

Составьте цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Например: самолёттарелкаарбуз и т.д.


Сосчитай слоги.

Хлопните столько раз, сколько слогов в слове.

Например: мак, кошка, гусь, карандаш, лиса, банка, баран, барабан и т.д.


Упражнения для формирования грамматического строя речи и обогащения словаря.

Поставь вопрос.

Необходимо подобрать предметные картинки. Назовите, что изображено на картинках. Поставьте к ним вопрос.

Например: Кто это? – Корова. Кто это? – Ласточка. Кто это? – Мальчик. Кто это? – Собака. Что это? – Дом. Что это? – Лодка. Что это? – Шкаф и т.д.


Ответь на вопрос.

Необходимо подобрать сюжетные картинки. Назовите, что изображено на картинках. Ответьте на вопрос одним словом.

Например: Что делает мальчик? – Рисует. Что делает заяц? – Убегает. Что делает бабушка? – Вяжет и т.д.


Какой?

Необходимо придумать к изображённым предметам по 3 слова, к каторым можно задать вопрос: какой?

Например: лимон какой? –жёлтый, кислый, полезный.

Тигр какой? – злой, полосатый, сильный и т.д.


Сколько?

Сколько изображено предметов? (Обратите внимание на правильное окончание называемых ребёнком существительных).

Например: Одна ложка. – пять ложек. – девять ложек.

Одна вилка. – три вилки. –пять вилок.

Одна груша. –пять груш. — семь груш.

Одно яблоко. – три яблока. – пять яблок.

Один помидор. -два помидора. – шесть помидоров.


Что из чего сделано?

Если тарелка сделана из стекла, то какая она? Тарелка … (стеклянная).

Если мяч сделан из резины, то какой он? Мяч … (резиновый).

Если стол сделан из дерева, то какой он? Стол …(деревянный) и т.д.


Противоположности.

Подбери слово с противоположным значением.

Например: холодно — … высоко -…

быстро -… далеко -…

день — … справа -…

впереди -… светло -…


Продолжи предложение.

Хлеб лежит в … (хлебнице).

Масло лежит в … (маслёнке).

Гриб, растущий под берёзой, называют … (подберёзовик).

Этот кот был просто огромным, не кот, а …(котище).


Классификация.

Корова, лошадь, коза, кот, собака – домашние животные.

Тигр, лев, волк, лиса, заяц -…

Орёл, голубь, стриж, цапля -…

Яблоко, груша, мандарин, апельсин -…

Посуда –тарелка, чайник, чашка, кастрюля.

Одежда — …

Обувь — …

Домашние птицы -… и т.д.


Упражнения для развития связной речи.

— Рассказ ребёнком о любимой игрушке.

— Составление рассказа по картинке.

— Составление рассказа по серии картинок.


— Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

— Рассказ о событиях прошедшего дня.

— Заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?) и т.д.


Данные игры и упражнения рекомендуется проводить на прогулках, в процессе наблюдения, при общении с ребёнком. Желаю удачи!






Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Понятие о словах, обозначающих действия предметов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: