Конспект урока на тему «Шахматный всеобуч в начальной школе»



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением отдельных предметов»









«Основные направления работы

учителей начальных классов

МБОУ «СОШ № 26 г. Нижнекамска Республики Татарстан»

по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».















Учитель начальных классов: Быстрова С.В.







Нижнекамск 2012г.


Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств.

И.Г. Сухин


Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы, это и Интернет с его многочисленными сайтами. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – уже в 3–4 года.

На сегодняшний день в современной начальной школе на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке.

Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

Итак, ребенок должен, должен, должен… И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут прийти шахматы. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.

  • Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей:

  • способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы),

  • развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений,

  • учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,

  • содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Несомненно, что умение играть в шахматы поможет маленьким «теоретикам» отточить свой логический аппарат, а «мечтателям» позволит приобрести необходимую гармонию. Особые трудности подстерегают родителей и учителей, если их дети ярко выраженные «шустрики» – непоседливые, неугомонные, подвижные, гиперактивные, либо «мямлики» – медлительные, задумчивые, не сразу реагирующие на изменение ситуации.

Детям — «мямликам» требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. «Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи – он моментально «завянет» и откажется от дальнейших действий.

Другого рода трудности возникают у детей — «шустриков». Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым массу хлопот. Их трудно приучить к порядку, они нелегко привыкают к четкому режиму. «Шустрики» обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся и так же быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть на мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем-либо одном. В случае же неудач, а они происходят нередко, «шустрики» лишь слегка удивляются и очень быстро забывают об этом. Факт неудачи никак не влияет на их дальнейшее поведение, и часто именно у таких детей помногу раз повторяются одни и те же ошибки. Таким детям просто необходимо умение играть в шахматы.

Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумевается не столько игра как таковая, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат, как средства обучения, позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Многие полагают по старинке, что обучение игре в шахматы — это дополнительные занятия, проводимые после уроков.

А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком.

Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе. При этом очень многие директора школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат.

Очень точно об этом сказал В.И.Мечитов в журнале “64 – Шахматное обозрение” (1998, N7): “Еще не так давно приходилось доказывать, что шахматы важны для развития личностных качеств, а не ценны сами по себе. Сегодня вопрос так не стоит, практически любой директор школы готов включить в программу урок шахмат, если поступит предложение от внушающего доверие преподавателя. К сожалению, мало людей, желающих этим заниматься”.

В нашей школе, как и в других школах НМР практикуются занятия по Шахматному всеобучу “Шахматы – школе” по методике И. Сухина.

В рамках научной программы “Российская школа” в 1993 году, направление II Государственной научно-технической программы “Развитие образования в России” (проект “Шахматы детям”, шифр 1.1.2, N62) разработан учебно-методический комплект “Шахматы, первый год” – для первого класса общеобразовательной начальной школы.

В комплект вошли:

  • Программа “Шахматы, первый год”; опубликована в журналах “Начальная школа” (N9, 1994) и “Вестник образования” (N9, 1994).

  • Учебник для 1 класса “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”.

  • Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”.

Разработан учебно-методический комплект для 2 года обучения. Это:

  • Программа “Шахматы, второй год” (опубликована в журналах “Начальная школа” 1995, N8) и “Вестник образования” (1995, N12).

  • Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

  • Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”.

  • Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Каждая из указанных работ также получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”. Готовятся к изданию новые дидактические пособия и сборники.

Цель этих учебных пособий – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе.

Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать.

У нас шахматы имеют ещё большее значение, чем где-либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка всё делать на авось. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела.

В нашей школе уделяется большое внимание шахматному всеобучу. Занятия ведутся во 2 и 3 классах.

В школе оборудован специальный кабинет для занятий. Кабинет оснащен всем необходимым: имеются в наличие 2 демонстративные шахматные доски, учебные столы, которые будут переоборудованы в шахматные. Имеется шахматный уголок, стеллажи. Закуплены 20 комплектов шашек, 24 комплекта новых шахмат, 5 приборов шахматных часов, для учета времени при игре и 5 игр в лото. В школьную библиотеку выписан журнал «Шахматное обозрение».

Еженедельно по средам в школе проводится кружок «Академия шахмат».

Два раза в год проводим среди учащихся начальной школы соревнования на Первенство школы № 26 по шахматам.

Ребята, занимающие призовые места получают почетные грамоты и сладкие призы.

С этого года предусмотрено проведение занятий по обучению детей игре в шашки и в 1 классах. Недавно для первоклашек провели соревнования на Первенство школы № 26 по шашкам. Выявлены лучшие. Все победители отмечены почетными грамотами.

А наш маленький «Каспаров» Фалин Максим ученик 1 а класса подающий большие надежды, стал участником финала Первенства города по шахматам среди первоклассников и младше и занял 2 призовое место и выполнил 2 разряд.

Зная, как велико значение шахматного урока, влияние шахмат на развитие личности ребёнка, его психических процессов, формирование творческих способностей, воспитание важных личностных качеств, директор школы Пушканова М.С. предложила этом году создать курс ускоренного и углубленного обучения шахматной игре учащихся проблемного 3 б класса. Это мой класс, в котором 27 человек, из них 20 мальчиков и почти все гиперактивные «шустрики» и «сорванцы». Необходимо было направить энергию ребят в нужное русло, чтобы эта чрезмерная активность приносила положительные результаты. Так появился шахматный класс. Основной целью создания данного шахматного класса стало отслеживание у детей, играющих в шахматы, динамики развития психических процессов (влияние шахмат на повышение концентрации внимания, развитие памяти и мышления и произвольного поведения)

В классе появилась демонстрационная шахматная доска. Предусмотрен специальный уголок, для занятий и игр в шахматы, с познавательной литературой и стендами.

Дело стало за педагогом. Необходим был опытный педагог, который помог бы ребятам не только научиться играть в шахматы, но и увлечься игрой, а для этого нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. И такой педагог нашелся. Это тренер – преподаватель по шахматам 2 категории Хуснутдинова Ф.Н. Первая же встреча с волшебным миром шахмат стала для детей праздником. С большим воодушевлением делятся они со мной своими впечатлениями от занятий.

Занятия начались в середине ноября. Из 27 учащихся, на момент начала занятий, в шахматы умели «играть» 4 человека. Класс был условно разделен на 2 группы: начинающие и продолжающие (дети, знающие название фигур и их расположение на шахматной доске)

В классе было проведено психологическое тестирование, направленное на определение у детей тревожности, на выявление устойчивости и концентрации внимания, восприятия, на проверку уровня логического мышления, а так же на выявление состояния учащихся по отношению к коллективу. Дана предварительная оценка результатов исследований и она, как оказалось, ниже средней. На сегодняшний день в классе научились играть в шахматы все дети. Некоторые ребята из группы начинающих переведены в продолжающую группу. Как классный руководитель, хочу отметить, что дети с большим желанием посещают занятия, ведут записи в тетрадях, явно проявляют интерес к игре, многие уже увлечены шахматами. Если раньше на переменах дети бесцельно проводили время, то сейчас со звонком стремятся к игровому столу, играют в шахматы либо наблюдают за игрой одноклассников. Теперь мы сражаемся и выясняем отношения друг с другом по-другому.

Изменения в поведении и учебе заметили и родители ребят. На родительском собрании они высказали слова благодарности в адрес педагога. Дети стали инициаторами семейных шахматных игр по вечерам. А в семьях, где родители не умеют играть в шахматы, на помощь пришел компьютер.

Гарипов Зуфар после очередного выходного дня принес в класс любимую шахматную фигуру, сделанную своими руками – шахматного ферзя. Родилась идея сделать сказочную шахматную страну со своими королями и подданными. И вот что получилось. Дети проявили фантазию и смекалку. Фигурки сделаны и из бумаги, и из бросового материала, и из дерева и других материалов. Подключились и родители. Очень увлекательно и по-особому интересно сражаться на таком шахматном поле.

Приятной новостью стало известие о том, что ребята уже могут проверить свои знания и умения и помериться силами в первом шахматном турнире с ребятами — шахматистами из 32 школы. Первые соревнования проведены в феврале месяце. Они вызвали у ребят много эмоций. Более мотивированным стало желание научиться играть хорошо и выигрывать, стремление к желанной победе. В мае состоялась еще одна встреча. Ребята усердно готовились к ней. И результат на лицо. Разница в количестве набранных очков от бывших 3 до 8 к настоящему моменту. В классе было повторно проведено психологическое тестирование. Оценка выше средней. Дети стали более внимательными, повысилась самооценка у многих ребят, более значимым стало между детьми партнерство и сотрудничество.

Радостно отметить, что в этом году некоторые ребята отличились в школьных олимпиадах, стали проявлять активность в различных конкурсах и соревнованиях. Шахматы стали нашими большими друзьями, незаменимыми помощниками и учителями.

Закончить хочу словами благодарности:

  • директору школы Пушкановой Марине Сергеевне за прекрасную идею создания шахматного класса,

  • педагогу – тренеру по шахматам Хуснутдиновой Фиалке Назиповне

  • и этой древней и мудрой игре «Шахматы».





































Список используемой литературы:



  1. В. Третьякова «Учусь играть в шахматы»

М: «Просвещение», 1983

  1. В. Зак «Я играю в шахматы» Л: «Детская литература», 1985

  2. И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь»

М: «Просвещение», 1983


Свежие документы:  Викторина «В мире сказок»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: