Конспект урока на тему «Становление речи старших дошкольников средствами устного народного творчества»


Становление речи старших дошкольников

средствами устного народного творчества.

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Главной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.  

 Важнейшим источником для этого являются произведения устного народного творчества пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки, потешки, считалки, сказки.


Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Уже более 19 лет я работаю в детском саду учителем-логопедом. Кроме адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада, я использую общеобразовательную Программу, по которой работает наш детский сад. Это программа «ДЕТСТВО». ФГОС определяет в части образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего возраста следующие задачи:



  • Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.

  • Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

  • Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

  • Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

Моя работа строится по групповому и индивидуальному методу. На групповых и индивидуальных логопедических занятиях я используюпроизведения народного фольклора во всех направлениях коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, которые предполагают комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче.

Большую роль в художественно-эстетическом развитии дошкольников играет правильно организованная развивающая среда.

В нашей группе создан центр речевого развития, который имеет большое значение для повышения мотивационного интереса, создана библиотека, в которой подобраны книги с произведениями устного народного творчества, сказки на автоматизацию звуков речи, в том числе книги-раскладушки, раскраски. Все книги с яркими, содержательными иллюстрациями. Оформлены альбомы-передвижки, картотеки по пословицам и поговоркам, загадкам, чистоговоркам и потешкам. Использование, которых помогает детям легче и быстрее запоминать сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки и чистоговорки.

В группе имеется большая медиотека: кассеты, диски с музыкальными фольклорными произведениями, колыбельными песнями, сказками.

Нами подобраны настольно — дидактические игры на содержание произведений устного народного творчества: «Составь узор», «Собери картинку», лото «Русские узоры», «Собери пословицу, «Составь чистоговорку» и др., которые я использую на занятиях. Данные игры положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию фонетико-фонематической стороны речи, развитию интеллектуального мышления, вырабатывают умение сосредоточиваться на решении определенной задачи. 

В нашем детском садусоздан мини-музей «Изба», где представлены предметы русского быта, детали народной одежды, изделия декоративно-прикладного искусства, костюмы, иллюстрации к речевому фольклорному материалу.Все это является эффективным средством формирования художественно-эстетического восприятия детей.

Отбор содержания произведений устного народного творчества для логопедических занятий осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом уровня речевого развития детей.

В своей работе я использую следующие формы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, потешки, сказки.
Для автоматизации звука в словах, например, можно использоватьзагадки.Опыт работы показывает, что отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов(например, слово «идти» — идти может не только человек, но и часы). Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.
После автоматизации звуков в словах мы переходим к его автоматизации в предложении. Для этих целей в устном народном творчестве существуют такие замечательные произведения, как пословицы, чистоговорки и поговорки. 
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В них содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств. Я заметила, что пословицы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка. Работу над пословицами, чистоговорками и поговорками начинаю с объяснения их смысла. Затем, предлагаю ребенку проговаривать пословицу, четко произносить автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит пословицы, чистоговорки и поговорки, использованные на занятии. Закрепляется их текст в домашнем задании. 
Скороговорки являются просто отличным логопедическим материалом, созданным народом. Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат (темп, ритм, силу голоса).
Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но после прочного усвоения ребенком текста, ему предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп.
Дети очень любят сказки. С ними ребёнок встречается с самого раннего возраста, слушая сказки, он испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживают за их неудачи. Сказка побуждает творческую активность ребёнка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. 
Но это еще незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь.Дети проявляют инициативув ролевом диалоге, меняют интонации голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа, проявляют способность передавать действия, отношения, характеры и настроения героев сказки.

Логопедические занятия чаще всего проводятся за столом. Очень важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их.Поэтому, во время занятий я стараюсь часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.   Детям нравятся подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Приведу пример физминуткииз комплекса «Прогулка в лес»:

1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.П. — основная стойка. 1 — вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — выдох — наклон туловища влево, вернуться в и.п.

2. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

И.П. — ноги врозь, руки опущены. 1 — вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед; 3 -4 — вдох — вернуться в и.п. — выдох.

3. «Стоит Аленка, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан».

И.П. — ноги врозь, руки опущены. 1 — вдох — руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 — выдох — руки вперед — вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 — повторить, вернуться в и.п.

4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди)

И.П. — ноги вместе, руки за голову. 1 — вдох —  подняться на носки; 2 — выдох — присед; 3-4 — повторить, вернуться ви.п.

5. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех)

И.П. — руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться ви.п.

Также на занятиях включаю логоритмические упражнения, основанные на потешке в качестве физминуток. 

Например:

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котик лапкою скребет,

Половичку курочка веничком скребет.


Таким образом, использование средств устного народного творчества:пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки и сказки развивают звуковую культуру речи, грамматический строй речи, расширяют словарный запас. А сказки улучшают связную речь и оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Матрёшка-символ материнства. Содержит мастер-класс"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: