Конспект урока на тему «У наших казаков обычай таков»


Конспект ООД в подготовительной к школе группе «У наших казаков обычай таков»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: бурка, газыри, глэчик, каракуль, коромысло, макитра, папаха, саманная хата, светлица, светелка, скрыня, черкеска.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: Костюм кубанской казачки для воспитателя; костюм кубанских казаков и казачек для детей; макет «Казачья изба»; фотографии кубанских казаков; аудиозапись песни Кубанского Казачьего Хора «Распрягайте хлопцы коней…»

Раздаточный материал: трафареты макитры, краски, кисти, салфетки, стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов быта казаков, макета «Казачья изба», физкультурная минутка: подвижная игра «Сон казака», пение частушек, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа: бурка, газыри, глэчик, каракуль, коромысло, макитра, папаха, саманная хата, светлица, светелка, скрыня, черкеска.


ХОД ООД:

Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…» (в исполнении Кубанского Казачьего Хора)

В зал входит воспитатель одетый в костюм кубанской казачки.

Казачка Наталья: Приветствуем вас, люди добрые! Доброго здоровья вам, гости дорогие!

Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим. Меня зовут казачка Наталья, я помогу вам окунуться в обычаи, традиции и быт наш казачий… Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом, встретить щедро, от души, с уважением большим, то гостей таких встречаем круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником, с караваем соль подносим, поклоняясь — гостить просим!

Ребёнок 1: Над станицей моей — солнце яркое

Над станицей моей — солнце жаркое,

А вокруг как ковер – зеленеют поля

Это – Родина моя!

Казачка Наталья: Хлопцы да девицы красные, как называется край, в котором мы с вами живём?

Дети: Краснодарский.

Казачка Наталья: А кто знает, как ещё называют наш край?

Дети: Кубань.

Казачка Наталья: А как называется город, в котором мы живём?

Дети: Армавир.

Казачка Наталья: А куда мы попали с вами, посмотрите внимательно.

Дети: В хату казака.

Свежие документы:  Классный час на тему "Поговорим о дружбе"

Казачка Наталья: А что такое хата?

Дети: Это дом где жили казаки.

Рассматривание макета «Казачья изба».

Казачка Наталья: Солнце окрашивает в жёлтый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом. Какого цвета были хаты?

Дети: Белого.

Казачка Наталья: Из чего делали хаты?

Дети: Из глины.

Казачка Наталья: В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.

Давайте дружно повторим, как называлась половина, где принимали гостей.

Дети: Светлица.

Казачка Наталья: Как вы думаете, что это? (показывает на печь)

Дети: Печь.

Казачка Наталья: Верно. А для чего в хате нужна была печь?

Дети: Чтобы было тепло, зимой на ней спали, для приготовления еды.

Казачка Наталья: Умницы. Казак не казак, если не может похвастаться своей скотиной. Казаки знали толк в ведении хозяйства, были очень трудолюбивы. Посмотрите, кто обитал на казачьем дворе?

Дети: Овцы, куры, лошади.

Казачка Наталья: Молодцы. «Своё добро нужно оберегать постоянным трудом» – говорили в станицах. Что же это значит?

Дети: Нужно много трудиться, чтобы хозяйство было в порядке.

Казачка Наталья: В казачьих семьях глава семьи — казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей — для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются  к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по — хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. (Рассматривание фотографий).

Казачка Наталья: Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре — большом, глиняном горшке. Ну а чай пили, конечно же, из самовара. Запомнили название посуды? Давайте повторим.

Дети повторяют.

Казачка Наталья: В прошлом в каждой казачьей семье было много детей. И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Первоклассники. Развитие личности ребенка в классном коллективе"

Подвижная игра «Сон казака».

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами: Кто с утра чертей гоняет,

 Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Кука-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

 Размычалисъ на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря»

Действие повторяется, «утку» казак забирает.

Надоело казаку «кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку»

Казак: я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Казачка Наталья: Хорошо поиграли, весело. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Но несмотря на длительное отсутствие, главным в семье был мужчина. После долгого похода казаки работали в поле, выращивали урожай.

Казачка Наталья: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о труде, о смелости казаков.
Дети: Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.
Не в усах казачья слава.
Казак и в беде не плачет.
Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и водица.
С песней и работа ладится.
Казачка Наталья: Ребята, а у казака кто был верным другом?
Дети: Конь был верным другом казака.
Казачка Наталья: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Казаки не расставались с ними ни в бою, ни в труде. Мальчишек с раннего детства учили верховой езде. А какие пословицы и поговорки о казацких лошадях вы знаете?
Дети: Без коня казак кругом сирота.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Казачка Наталья: Много пословиц вы знаете. Молодцы! Казаки умели не только воевать и трудиться, но и веселиться. Казак брал в руки гармошку, а казачки запевали шуточные песенки – частушки!

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Электрическое сопротивление. Закон Ома"

Ребенок 1:  Я частушку запеваю

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

Здесь народу очень много

Здесь народу сто один.

И из этого народа

Мне понравился один.

 

Ребенок 2: Мой милёнок по деревне

Ходит, улыбается.

Оказалось, зубы вставил —

Рот не закрывается.

 

Ребёнок 3: Говорят я боевая.

Боевой остануся.

Ох, и горе тому будет

Кому я достануся.

 

Ребёнок 4: Мы подружки боевые,

Боевые только две.

Мы нигде не подкачаем,

Ни в работе, ни в гульбе.

 

Мы кубанские девчата.

Мы нигде не пропадем.

Сами музыку играем

Сами пляшем и поем.

 

Ребенок 5: Тише, тише топайте,

Пол не проломите!

У нас под полом мышата,

Их не разбудите.

 

Ребенок 6: Хватит, хватит песни петь

Хватит, наигрались.

У нашего гармониста

Рученьки замаялись.

 

Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители!

Казачка Наталья: А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором. Помните, что казачки замешивали в макитре?

Дети: Тесто.

Казачка Наталья: Молодцы.

Роспись посуды. Выставка детских работ.

Итог:

(пока дети рассматривают свои рисунки, Казачка Наталья быстро переодевается в воспитателя).

Воспитатель: Ребятки, расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? Что больше всего вам понравилось? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, спасибо вам за ваши умения и старания.

Хлопцы и девицы, вот и пришла пора нам прощаться!









Список используемой литературы:


  1. Александров С.Г. «Народные подвижные игры кубанского казачества: учебно-методическое пособие» Краснодар: КГАФК, 1977.

  2. Губарев Г.В. Энциклопедия казачества, 2007.- 544 с.

  3. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Краснодар, 2005.

  4. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/.- Краснодар, 2003.

  5. Савельев Е.П. Казаки. История. Издательство: Спас Год: 1991 г.

  6. «Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с. : ил.

  7. Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.


































Приложение


Национальная одежда кубанских казаков

Национальная одежда кубанских казаков

Семейное фото кубанских казаков

Казаки возвращаются в родную станицу



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: