Конспект урока на тему «В гостях у самовара»


МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г.о. Звенигород

Педагог-организатор Агафонова Инна Олеговна


Тема: «В гостях у самовара»

Цели:

  • познакомить детей с историей русского самовара;

  • познакомить детей с историей появления чая, традициями чаепития;

  • учить детей чтить и уважать традиции русского народа;

  • развивать артистические способности, выразительность речи;

  • воспитывать культуру поведения учащихся за столом.


Слайд 1.

Слайд 2. Учитель: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать в гости к Слайд 3(загадка).

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Слайд 4(видео).

Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа, а ведь многим из них мы следуем и сейчас.


Ведущая 1 (обращается к Ведущей 2):Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?


Ведущая 2: Как о чем? О самоваре! Ведь сегодня он у нас в гостях. Или мы у него?


Слайд 5 (видео «Пых-пых самовар…»)


Слайд 6.Ведущая 1: Да, что ни говори, любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня.


Слайд 7. Ведущая 2: Или после бани.


Слайд 8. Ведущая 1: А в праздник? Вся семья у самовара. Да что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа.


Слайд 9. Ведущая 2: Что же это такое – самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод?


Слайд 10. Учитель: Самовар – водогрейный для чая, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри, — такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в

Толковом словаре В.И.Даля. В нем указано назначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

Слайд 11. Вот как размышлял писатель В. Кравцов: «У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас – без самовара».


Ведущая 1: Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта.


Ведущая 2: Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.


Слайд 12. Учитель: В России первое чаепитие состоялось в 1638 году.

А самовары появились в 1679 году. Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. К середине XIX века в Туле уже существовало около 80 самоварных фабрик. Как же выглядел самовар раньше? Слайд 13 («Первый самовар с трубой»).

Подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной, (Слайд 13.1) раздували огонь (часто сапогом), и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.


Ведущая 1: О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.


Ведущая 2: Ребята, а вы наверное тоже знаете стихотворения о Самоваре? Выходите, расскажите.


Ученики.

У меня есть друг зеркальный,

Сроду не был он печальный.

И хотя он очень рыжий,

Он не немец, не поляк –

В мире нет мне друга ближе:

Он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет,

Но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат,

Как сто лет тому назад!

Все его, кто с ним знаком

Почитают остряком.

Кто взглянуть в него захочет,

Непременно захохочет.

Ну-ка, быстро посмотри –

Узнаешь себя внутри?

Если нос у вас курнос –

Расплывется, как поднос!

Ну, а если длинный нос –

Он повиснет, как вопрос!

Узнаете эти груши?

Не пугайтесь – это уши.

Вы на друга дуться бросьте:

Заходите чаще в гости!

Все мальчишки здешних мест

Знают, что он шишки ест!

Он сперва воды напьется,

А потом глотнет огня,

А потом вдруг как займется

На крылечке у меня –

Засипит и забормочет,

Запоет и закипит!

Всех, кто чаю выпить хочет,

Он от пуза угостит!



Слайд 14. Ведущая 1: Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.


Ведущая 2: В Туле были изготовлены (Слайд 15) самовар-желудь, (Слайд 16) самовар-шар, (Слайд 17) в городе Самаре – самовар-петух.


Ведущая 1: А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей? Слайд 18.


Ведущая 2: Слайд 19. Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а самый большой -37 литров.


Учитель: Ребята. Посмотрите какие ещё самовары были изготовлены на Руси:

  • Слайд 20. Самовар Русское поле по форме напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы — ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре — медальоны «Косцы» и «На пашне».

  • Слайд 21. Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу, а ручки-шишки на крышке – выточены из слоновой кости в виде розеток цветков. Он был создан в 1870 году на фабрике братьев Баташевых, которые получили за его изготовление серебряную медаль на всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге.

  • Слайд 22. Самовар «Тула- город-герой» 7 декабря 1976-го года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Туле звания города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар «Тула — город-герой». Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: «Слава городу-герою Туле», а по бокам — «Туляк как родился, так за молот ухватился», «Издревле земля тульскими мастерами славится

  • Слайд 23. Самовар Петра IВ Оружейной палате Московского Кремля хранится самовар великого русского царя Петра I, вырезанный из прозрачного кварца.

  • Слайд 24. Самовар-паровоз Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном «котле», самовар пронзительно свистит.

Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер.

  • Слайд 25. Самовар из напёрстка Чтобы разглядеть изобретение «нового тульского Левши» Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!

  • Слайд 26. Самый большой самовар — В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар «поспевал» за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня! Этот «сувенир» был прислан в подарок председателю ВЦИК Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня.

    • Слайд 27. Самовар дорожный — Эти самовары необычны по форме, удобны в дороге ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке.

Слайд 28. Ведущая 1: Да и сейчас ни одно народное гуляние не проходит без него: и на праздничном столе, и просто так мы любим пить чай из самовара. Но самовар любит трудолюбивых, тех, кто рано встает, и наказывает лентяев и сонь.


Ведущая 2: Ребята, а вы знаете, что также существуют памятники самовару? Вот посмотрите некоторые из них. Слайды 29 – 37.


Ведущая 1: Говоря о самоваре, нельзя не сказать и о чае.


Ведущая 2: А когда и откуда к нам пришел чай?


Слайд 38. Учитель: Однажды 5 тысяч лет назад индийский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Секреты производства чая тщательно оберегались в Китае. Но одному англичанину удалось похитить небольшое количество семян чая и узнать тайну его сложной обработки. С тех давних времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком.


Ведущая 1: Я хочу открыть секрет

И полезней дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.


Ведущая 2: Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.


Ведущая 1: Какую же пользу приносит чай человеку?


Учитель: В японском лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела».


Ведущая 2: Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай. Слайд 39.

Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай. Слайд 40.


Ведущая 1: Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов – трех верхних листиков. Сорвешь их – и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.


Ведущая 2: Собирают с кустов листики вручную (слайд 41) и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство – впитывать всякий запах.


Слайд 42. Учитель: Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай — прекрасное противоядие при отравлении организма. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких. В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. Пить надо свежезаваренный чай.

Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи».


Ведущая 1: По русской традиции, чай – лучшее завершение праздничного обеда.


Ведущая 2: К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.


Ведущая 1: О чае и частушки поют!


Ведущая 2: И мы тоже такие знаем! Сейчас мы споём, а вы послущайте! Слайд 43.


Ведущая 1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

«Чайные» частушки!


Ведущая 2. В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.


Ведущая 1. Самовар блестит, кипя,

И чаек в нем пенится.

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!


Ведущая 2. Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай.


Ведущая 1: А как же пили чай на Руси?


Учитель: До чая у нас в стране употребляли различные напитки:

(Слайд 44, 44.1, 44.2, 44.3) квас, брусничную воду, морсы, овсяный кисель. Особой любовью пользовался (Слайд 45) сбитень – горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.

Но постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.


Ведущая 2: А какие пословицы и поговорки о чае вы знаете? Слайд 46.

Ведущие по очереди читают:

  • Где чай пьют – там и нам приют.

  • За чаем не скучаем.

  • Чай не пьешь – какая сила?

  • Выпьешь чайку – позабудешь тоску.

  • Самовар кипит – уходить не велит.


Слайд 47. Учитель: Трудно представить чайный стол без калачей – любимого народного лакомства. Утром и вечером на столе лежали баранки, сайки,

сушки. Непременно к чаю подавали молоко или сливки, варенье и сахар. Но сахар в чай не клали, пили вприкуску, его экономили. Ведь стоил он дорого. Некоторые виртуозы умели с маленьким кусочком выпить 7-8 стаканов.


Ведущая 1: А как пить чай с лимоном?


Слайд 48. Учитель: Ломтик лимона кладут в чай, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и оставляют на краю блюдца. Не рекомендуется доедать оставшийся после чаепития лимон, а корочку снова перекладывать в чашку.


Ведущая 2: Следует ли торт или пирог нарезать заранее, или это делается за столом во время чаепития?


Слайд 49. Ведущая 1: Торты подают к столу, заранее нарезав их на куски.


Слайд 50. Учитель: Чаепитие – это одна из форм общения. Его только нужно суметь организовать, чтобы было оно приятным и полезным. Как прекрасно, если в каждом доме появится еще один час, когда вся семья соберется вместе, чашка чая располагает к неспешной, задушевной беседе.


Ведущая 2: Трудно, наверное, найти человека, который бы отказался выпить чашечку, другую.

Ведущая 1: Вкусный, ароматный, просто божественный напиток вошел в нашу жизнь навсегда. А сейчас посмотрите клип про «Наш красавец самовар».


Слайд 51 (видео).


Учитель: На нашем занятии мы пели песни и частушки, рассказывали стихи. А теперь отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.


Слайд 52. Дети. Самовар.


Учитель. Чем является самовар для русского народа? Где был изготовлен самовар-желудь? А еще о каких самоварах вы узнали? Где был изготовлен первый самовар?


Слайд 52.1


Ведущая1:

Всем спасибо за вниманье, 
За игру, стихи и смех. 


Ведущая2:
Говорим мы: до свиданья! 
Снова в гости ждем вас всех!

















8


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Трудности и пути решения при сдачи ЕГЭ по информатики"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: