Конспект урока на тему «Жила – была баклуша»


Михеева Ирина Михайловна




Михеева Ирина Михайловна,

воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с №18 «Рябинка» г.Омутнинск.



Конспект комплексного занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Жила-была баклуша»





































Конспект урока на тему

«Жила – была баклуша»

Программное содержание:

Образовательные задачи: формировать представление детей о труде взрослых: работа резчика по дереву; расширять представление о народных промыслах: мастер по дереву.

Развивающие задачи: Обогащение словаря за счёт слов: чурка, чурбак, чурочка, баклуша, народное выражение «бить баклуши»; продолжать формировать интерес детей к конструированию (строить постройки по схеме), к изобразительной деятельности. Учить видеть красоту окружающего мира и передавать его в своих работах;

Воспитательные задачи: формировать привычку убирать за собой своё рабочее место.

Оздоровительные задачи: поднимать эмоциональный настрой детей.

Материал к занятию: компьютер, интерактивная доска, деревянная посуда, строительный набор, вырезанные из бумаги ложки, краски (гуашь), кисточки, стаканчики с водой, тряпочки.

Ход занятия.

В.: Ребята, я хотела рассказать вам сказку. А начало в ней такое: «Жила – была баклуша …». Потом подумала: а вы знаете что такое «баклуша»?

Нарисуйте на листочках баклушу, как вы её понимаете.

Дети рисуют, а потом объясняют, почему именно этот предмет называется баклушей.

В.: Есть такое выражение «бить баклуши». Объясните, что бы это могло значить? ( ответы детей). Хорошо, но мне придётся рассказать вам историю о том, откуда пришло выражение «бить баклуши» и что такое баклуша на самом деле.

Показ первого слайда.

Жил-был в одном селе Иван Васильевич. Все односельчане уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши. Начиналось битьё баклуш у Ивана Васильевича с того, (показ второго слайда) что он брал в одну руку топор, в другую – острозубую пилу и отправлялся в берёзовую рощу. Там он начинал рубить и подпиливать облюбованную заранее берёзку. Именно берёзку. Ведь бить баклуши Иван Васильевич любил именно берёзовые – самые для его дела подходящие.

— Берёза, — говорил Иван Васильевич, — дерево удивительное: и весёлое, и плакучее, и для всякого дела – случая. И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятаны сорок поделок: (показ посуды из дерева) чашки, плошки, миски и ложки!..

Показ третьего слайда.

После чего принимался Иван Васильевич напиленные чурбаки разбивать топором на мелкие чурочки, которые в народе называют баклушами. Потом доставал острый как бритва ножик и, чуть слышно приказывая ему: «Прошу, Гришка, не бери лишка!» — начинал снимать все ненужное:(показ четвёртого слайда) сучки –ножиком, горбыльки — кривым резаком, неровности — бруском, а черенки ложек – аккуратно вытачивать пилкою.

Свежие документы:  Классный час в 4 классе "Освобождение Симферополя"

Затем из баклуш Иван Васильевич начинал делать ложки., покрывал их олифой — вареным льняным маслом, чтобы ложка была ни для чего жидкого непроницаемой. Затем Танюшка и Василек, дети Ивана Васильевича занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи. Легкими и удобными выходили из жаркой печки деревянные ложки.

Попробуйте, ребята, построить печку вот по этой схеме.

Конструирование печки по схеме.

А теперь, вернёмся к выражению « бить баклуши». В ту пору, когда жил Иван Васильевич, это выражение означало раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них мелких щепных изделий. В наше время оно приобрело новый смысл. Ведь бить баклуши означает сегодня бездельничать, ничего не делать, потому что со стороны эта работа казалась пустячной, хотя она, как мы теперь знаем, требовала и тонкого расчета и умелых рук и немалого усердия.

А сейчас давайте раскрасим ложки, сделанные Иваном Васильевичем из баклуш красивыми узорами. (Раскрашивание ложек.)











Список использованной литературы

— использованы ресурсы Интернета: википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%F0%EA%E0





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: