Конспект урока по теме «Движение – это жизнь»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»









Конспект

урока

по теме

«Движение – это жизнь»



Автор: Билявская Наталья Витальевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Консультант: Матвеева Надежда Григорьевна,

учитель физики

высшей квалификационной категории














г. Лахденпохья

Республика Карелия

2012 г.



Город: Лахденпохья

ОУ: МКОУ «Лахденпохская СОШ»


Учитель: Билявская Наталья Витальевна,

учитель начальных классов


Консультант: Матвеева Надежда Григорьевна,

учитель физики


Класс: 4


Предмет: математика — физика


Тема учебного занятия: Движение – это жизнь.

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.


Тип учебного занятия: нестандартный урок

Цель урока: Знакомство с относительностью движения.

Образовательные:

  • Закрепить знание соотношения величин «скорость», «время», «расстояние».

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные компетентности: умение работать самостоятельно, в парах, в группе;

  • Осуществлять компетентностный подход: понимание жизненной важности изучаемой темы.

Развивающие:

  • Осуществлять метапредметные связи, осуществлять пропедевтику к изучению физики.

  • Расширить понятие о движении.

Оборудование:

— мультимедиапроектор, ПК, интерактивная доска.

— учебники «Физика 7 класс»

— тексты с задачами

— демонстрационные предметы:

Автомобиль – модель, макеты зданий, деревьев, глобус с прикреплённым человечком из конструктора «Лего», секундомеры – 3, рулетка -1, линейка -1, мячик

— выставка книг по теме: Движение – это жизнь



Ход учебного занятия:


  1. Организационный этап – 1 мин.


Цель этапа: Ввести учащихся в урок, настроить на работу.


Компетенции

методы

формы

УУД

знания

умения

словесный

фронтальный

Регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу

Организация внимания и внутренней готовности


Умение организовываться

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…



Подготовка к работе.


  1. Этап подготовки к работе на основном этапе – 2 мин.


Цель этапа: Учить формулировать тему урока.

Компетенции

методы

формы

УУД

знания

умения

Словес ный

Фрон таль ная

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению


Учатся формулировать тему урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тему урока вы должны отгадать. Подсказки: то, что на 3 слайде написано,

1. Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты.

2. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!

Итак, тема сегодняшнего урока –

Движение – это жизнь”. (Слайд № 3)



Ученики пытаются сформулировать тему урока







  1. Этап усвоения новых знаний – 10 мин.


Цель этапа: Расширить понятие о движении, познакомить с относительностью движения.


Компетенции

методы

формы

УУД

знания

умения

Частично- поисковый

Исследовательский

Беседа

Работа с книгой

Работа с картой

Наглядный

Практический

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Коммуникативные,

Личностные

относительность движения, механическое движение



Умение, пользуясь таблицей, учебником, демострациями, практическими опытами добывать знания, делать предположения и выводы.


Деятельность учителя

Деятельность ученика


1. Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется, что такое движение.

(Слайд № 4)


Ученик читает: «Движение – это изменение положения предмета или его частей, перемещение, состояние – противоположное покою» (Словарь русского языка – АН – М, 1985)

— Но мы сегодня не случайно проводим урок в кабинете физики. Как вы думаете, почему?

— Тема «Движение» изучается в 7 классе по предмету, который называется физика. Поговорим о движении с точки зрения физики.

2.Проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 5)

Ученики предполагают, выдвигают гипотезы.

(Коммуникативные УУД,

Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу)

3. Относительность движения: Если машина далеко, то мы не можем понять, движется она или нет. Чтобы понять движется машина или нет, мы должны пронаблюдать, как меняется её положение относительно столбов, домов, деревьев. (Слайд № 6)

4. Демонстрация с машинкой: на столе учителя расставлены модели домов.

— Что происходит с машиной?

— В каком состоянии находятся дома.

— Как доказать, что машина движется, меняет своё положение относительно домов?

Т.Е. в физике движение любого тела – предмета рассматривается с изменением положения относительно других тел – предметов.

Познавательные УУД




Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения


Мимо домов ученик продвигает модель машины.

— Она движется.


— Дома находятся в состоянии покоя.

— Машина движется, меняет своё положение относительно домов, удаляясь от дома № 1 и приближаясь к дому № 5.


5. Работа над определением «механического движения» :

Учебник с. 30 в рамке определение: Изменеиие с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением.

— Какое слово самое важное?

(Слайд № 6)

Работа в парах

Познавательные УУД







— Относительно



6. Использование опыта учеников:

— Скажите, вы сейчас движетесь?

Давайте представим себя на планете Земля.

— Демонстрация с глобусом.

К глобусу прикрепляю человечка из конструктора «Лего», вызываю ученика, прошу вращать глобус.

Какой делаем вывод?

— Значит, относительно Солнца мы движемся!

— А относительно Земли?

(Слайд № 7)

7. Встаньте! Подвигайтесь по классу — Физминутка! Под музыку!

— Что мы выполняли во время физминутки?

Зачем нужно двигаться человеку?

— Животным?


Относительно шкафов, окон мы находимся в состоянии покоя.




Ученик вращает глобус с человечком.



— Земля вращается, т. е. движется!




— Человечек оставался в состоянии покоя относительно Земли



Ученики выполняют движения, которые показывает учитель под музыку.

— Движения. Мы двигались относительно окон, парт, шкафов

— Чтобы быть здоровым!


— Чтобы выжить, найти пищу, спастись от хищника.

8. Примеры механического движения:

1. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета

2. Колебания маятника: показ

3. Течение воды: показ

4. Перемещение воздуха (ветер): «создать ветер» — помахать тетрадью

(Слайд № 8, 9)








«Создают ветер»

III. Этап закрепления, повторения знаний: 10 мин.

9. Повторение: Какие величины движения вы знаете из математики? (Слайд № 10)

— Тест на нахождение V, T, S – выход в интернет – показ на интерактивной доске. (Слайд № 11)

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

Если связи с интернетом не будет, можно использовать карточки с формулами: s = v . t

v = s : t t = s : v



10. Слайд № 12: Почему за разное время перемещаются вокруг Земли эти тела?

— Что называется скоростью? (Слайд № 13)

11. Работа в парах: стр. 37 (Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник за­дач по физике. — М.: Просвещение, 2001).

Прчитайте, как называется таблица. (Слайд № 14)

— В физике основной единицей скорости является м/с.

Задания:

  • У кого самая маленькая скорость?

  • Самая большая скорость?

  • Во сколько раз скорость мухи меньше скорости скворца?

  • Переведите скорость Земли в км/ с

-Движение характеризуется тремя величинами: скорость, время, расстояние.


Ученики вставляют в формулу пропущенные буквы V, S, T.



— Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

— Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

— Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.




— Разные скорости движения.


— Расстояние, пройденное за единицу времени





Таблица «Средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света»





-У улитки – 1 мм/с (Слайд № )

— У света и радиоволны – 300 000 000 м/с


— В 4 раза


30 км/с

12.Индивидуальная работа:

На партах карточки с задачами.

Загадка 1-ая: (Слайд № 15)

Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес, Накорми его бензином, на копыта дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

побежит… (Автомобиль.)

(Слайд № 16) Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч = …с? (216000 м)

Загадка 2-ая: (Слайд № 17)

Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится. Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд. Хороша, как чудо света! Что ж летит, ответь? (Ракета.)

(Слайд № 18 )Задача. Ракета движется со скоростью 7 000 м/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с)

Загадка 3-я: (Слайд № 19)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой, Трамваю не угнаться за этой тараторкой. В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.)

(Слайд № 20) Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч)

Нужно ли записывать решение задачи?

Личностные УУД: учебно – познавтельный интерес к учебному материалу, повышение мотивации









Автомобиль

Решение: 2ч = 7200 с

30 х 7200 = 216000 (м) – расстояние











Ракета



280.000 : 7000 = 40 (с) – время







— Мотоцикл





— 100 км/ч

— Нет.

13. Работа в группах:10 мин.

Задание 1 группе:

С помощью рулетки измерить расстояние в метрах от одной стены до другой. При помощи секундомера замерить, сколько времени потребовалость, чтобы пройти этот путь. Найти скорость движения. Записать.

Задание 2 группе:

Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного листка по отдельности.

Задание 3 группе:

Измерьте ширину шага кого – нибудь из учеников. Сосчитайте, сколько шагов нужно пройти от окна до двери около доски. Вычислите, какое расстояние между окном и дверью.

Задание 4 группе:

Найти материал о Ломоносове Михаиле Васильевиче в энциклопедии.

Задание 5 группе:

Найти в интернете материал о Галилео Галилее.

— Отчёты групп о работе. 3 мин.

1, 3 группы получают карточку с задачей, решает, относят консультанту – учителю физики, приглашённому на урок.

2 группа, демонстрируя опыт с листком бумаги, объясняет, почему скомканный лист падает быстрее. Если ребята испытывают затруднения, то учитель физики – консультант, помогает ребятам. (У скомканного листка площадь сопротивления меньше, чем у не скомканного, и он падает быстрее).

4 группа: (Слайд № 21) — 2012 год – год Российской истории. Михайло Васильевич Ломоносов — Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича 8 ноября 1711г в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.

В XVIII в. в русский язык ввел слово “физика”, когда издал в переводе с немецкого первый в России учебник физики.

5 группа: Из интернета или энциклопедии: Галилео Галилей — итальянский физик, астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах в городах Пизе, Падуе, был придворным математиком герцога во Флоренции.

Дал ответ на вопрос “Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?”. Он писал: “Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то … движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца”.

IV. Итог урока: 2 мин.

— Ответы на проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 22)

V. Рефлексия деятельности: 2 мин.

На доске прикреплены три дороги. Выбрать дорогу с понравившейся надписью, прикрепить смайлик. (Слайд № 23)

(Слайд № 24) Спасибо за работу!

(Слайд № 25) Литература, интернет – ресурсы.



Литература:

1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6—7 классах. — М: Просвещение, 1974.

2. Горев А. Занимательные опыты по физике. — М.: Просвещение, 1985.

3. Истомина Н. Б. Математика — Учебник 4 класс – М: Просвещение, 2009

4. Кабардин О.Ф., Кабардина СИ., Ор­лов В.А. Задания для итогового контроля зна­ний учащихся по физике в 7—11 классах. — М.: Просвещение, 1995.

5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник за­дач по физике. — М.: Просвещение, 2001.

Интернет – ресурсы:

http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/3a6fd403-ca56-4831-8584-f345ac365563/%5BNSMATH_3-98-116%5D_%5BIM_109%5D.html — Тест на нахождение V, T, S

http://astro.unialtai.ru/pub/article.html?id=5 — Краткая биография Михайло Васильевича Ломоносова

http://toname.ru/biography/galileogalilej.htm — Краткая биография Галилео Галилея

http://gifanimation.ru/images/planety_new/76.gif — Машина вращается вокруг Земли

http://gifanimation.ru/images/derevo_new/cascate0.gif — водопад

http://900igr.net/datai/obg/Avtomobil/0032-045-Esliesttebe-14-letkupibolshojvelosiped.gif — машина

http://miranimacii.ru/_ph/23/1/427450658.jpg — корабль

http://www.anglaisfacile.com/cgi2/myexam/images/22085.gif -человек

http://miranimacii.ru/_ph/23/2/960928597.gif — велосипед

http://gifanimation.ru/images/predmetyi_new/BALL4.GIF — мяч

http://gifanimation.ru/images/raznoe_new/SPIRAL2.GIF — лабиринт

http://gifanimation.ru/images/koshki_new/animals093.gif — тигр

http://animaciigif.ru/_ph/34/2/685297609.gif -самолёт

http://gifanimation.ru/images/planety_new/109-1.gif — планета Земля

http://videotubru.yandex.net/i?id=89107316-06-12&n=2 — фото Юрия Гагарина

http://900igr.net/datas/astronomija/Planety-1/0002-002-PlanetySolnechnojsistemy.jpg — Солнечная система

http://gifanimation.ru/images/pticy_new/ptisa048.gif — птица

http://img01.chitalnya.ru/upload2/778/579335187096148736.gif — машина движется относительно елей

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Rocket.gif — ракета

http://www.vsyaanimaciya.ru/_ph/127/2/38773453.gif — мотоцикл

http://gifanimation.ru/images/lica_new/36_2_25.gif -смайлик с рукой

http://gifanimation.ru/images/lica_new/36_12_3.gif -смайлик в шляпе



Свежие документы:  Урок самопознания во 2 классе. Тема. Добротой себя измерь.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: