Конспект урока «Волшебница Зима»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 комбинированного вида

Печенгского района Мурманской области











Конспект урока

«Волшебница Зима»







подготовила

воспитатель

Кириченко Лариса Владимировна













пгт. Никель
2014

ЦЕЛИ:

— уточнять и расширять словарный запас по теме «Зима»;

— совершенствовать грамматический строй речи (управлять детей в образовании прилагательных от существительных, образовании однокоренных слов);

— совершенствовать навыки построения развернутой, грамматически правильно оформленной фразы;

— развивать речевую активность, диалогическую речь;

— развивать фонематические процессы, слуховое внимание, память, мышление;

— учить отвечать на вопросы полными предложениями.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 часть:

— Я сейчас загадаю вам загадку, а вы послушайте ее внимательно и ответьте, про какое время года говорится в ней:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица.
Белокожа, белолица,

Вот махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

— Что за царица сидит в санях? (Зима).

— Что за тройка белых скакунов примчалась к нам с Царицей- зимой? (Три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)

— Назовите первый зимний месяц (Декабрь)

— Почему про декабрь в народе говорят: «Расстилает белые холсты и наводит ледяные мосты?» (В декабре выпадает снег и водоемы покрываются льдом).

— Назовите второй месяц зимы. (Январь). Как про него говорят в народе? Январь – просинец, как вы думаете, почему? В январе день прибывает, небо становится особенно синим, появляется солнце. А еще про него говорят «Январь — году начало, зиме – середина».Почему? (Потому что в январе мы встречаем Новый год и это второй месяц зимы).

— Третий месяц зимы — февраль. У него тоже есть красивое народное название, вы его знаете? Ветродуй, вьюговей. Такие похожие друг на друга слова, о чем они говорят? (Потому что часто дуют ветра). Молодцы! Много сложных слов о зимних месяцах вы смогли объяснить.


2 часть:

— А сейчас я предлагаю вам с зимними словами поиграть, я назову вам два слова, которые отвечают на вопрос «Что?», а вы одно их них превратите в слово-признак, которое отвечает на вопрос «Какой?».

1). Зима и месяц – зимний месяц.

2). Холод и лед – холодный лед.

3). Колючка и иней – колючий иней.

4). Лед и замок – ледяной замой.

5). Пух и снег – пушистый снег.

6). Зима и вечер – зимний вечер.

Свежие документы:  Классный час «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе»

?). Серебро и сосулька – серебряная сосулька.

8). Снег и зима – снежная зима.

9). Мороз и узор – морозный узор.

10). Круг и снежок – круглый снежок.



Зима – очень красивое время года, художники изображают ее загадочной, волшебной на своих полотнах, а поэты посвящают ей свои чудесные строки.


Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо, падает, ложится…



Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно. И.З. Суриков.


— Растут ли деревья зимой? (Нет). Почему? ( Потому что зимой не достаточно тепла, влаги и света для роста деревьев).

— Я вам хочу показать одно необычное дерево, которое можно растить круглый год, Только ни листочки на нем, ни цветочки на нем, ни плоды, а растут на нем слова. Давайте подумаем, какие слова — приятели можно вырастить из слова «снег».

Дети крепят к дереву магнитом картинки, обозначающие однокоренные слова – снежок, снежинка, снегопад, снегурочка, снеговик, снегокат, подснежник, снегирь, снегоход.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Солнце землю греет слабо, (руки верх и вниз).

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону).

Во дворе у Снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя).

Побелел морковный нос, (дети показывают нос).

В речке встала вдруг вода

Неподвижно и тверда, (прыжки на месте).

Вьюга злится, снег кружится, (кружатся дети).

Заметает все кругом

Белоснежным серебром, (имитируют движения руками).


На доске плакат с изображением диких животных: волка, лисы, белки, зайца, медведя, ежа, носорога, белого медведя, песца, жирафа.


-Ребята давайте посмотрим в подзорную трубу и попробуем разглядеть:

следы каких диких животных можно встретить зимой в лесу? (Лисы, волка, зайца, песца, белки.)

какие животные впадают зимой в спячку? (Медведь и еж).


Назовите животных, которые меняют цвет шерсти? (Лиса, заяц, белка)

— Ребята, а каких животных мы не назвали? Почему? (Потому что это носорог и жираф это животные жарких стран, а белый медведь живет на краю севера, в Арктике).

А теперь попробуем внимательно рассмотреть птиц на ветках деревьев.

— Кто назовет зимующих птиц? (Воробей, ворона, сорока, синица, голубь).

— А каких птиц мы не назвали, почему? (Ласточка и аист перелетные птицы).


3 часть

— А вам нравится зима? Почему? (Можно кататься на санках, коньках, лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки).

Свежие документы:  Сценарий праздника для начальной школы «Пусть будет шире дружбы круг!»

4 часть

— Ребята, у вас на столах лежат карточки, на них написаны слово, прочитайте его.

Дети читают слова: снег, сугроб, снегопад, санки, лыжи, снеговик, снежок, зима, снежинки, дерево.

— Придумайте к своему слову красивые слова- признаки.

(Дети придумывают к своим словам признаки).

— А сейчас придумайте к вашим словам слова-действия.

(Дети называют слова- действия).

-Молодцы! Сегодня на занятии вы придумали много красивых зимних слов. Я предлагаю вам всем вместе составить необычную зимнюю историю. Выходите к доске и постройтесь в той последовательности, в которой читали свои слова. А поможет нам вот этот снежок, я начну наш рассказ, а вы продолжайте. Воспитатель начинает рассказ и передает снежок следующему ребенку, который будет составлять предложение и т.д. Составление творческого рассказа.













































Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://uucyc.ru/riddles/131

  2. https://lad-lad.ru/stihi/stihi-po-temam/462-stihi-o-zime.html?showall=1

  3. https://festival.1september.ru/articles/522669/

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: