Конспект внеклассного мероприятия «Нужна нам память прошлых лет?»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 94»

г. Кемерово Кемеровской области










Конспект внеклассного мероприятия

«Нужна нам память прошлых лет?»

(Беседа)




подготовила

Ларина Татьяна Ивановна,

воспитатель ГПД








Кемерово, 2012



«НУЖНА НАМ ПАМЯТЬ ПРОШЛЫХ ЛЕТ?»

ПРИСТРАСТНЫЙ РАЗГОВОР

Ведущий:История человечества — это история войн. И каждый день в этой истории появляются новые трагический страницы. О ВОВ написано очень много книг — пронзительных, пропитанных болью и памятью. Это документальные и художественные книги, продолжают появляться и новые книги. И порой нам кажется, что мы знаем, если не всё, то многое о прошедшей 60 лет назад войне. Но почему же тогда стало возможно появление учебников по отечественной истории, в которых говорится о том, что во 2-й мировой войне победили Англия и Америка, при помощи Советского Союза.

И самое непостижимое, что кто-то может поверить в эту ложь.

Почему такое стало возможным?

(Ваше мнение)

(Ответы ребят)

Ведущий:Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась война, и неважно где ты живёшь.

Кузбасс был тылом той войны, но поражает тот факт, что во всех важнейших сражениях Великой Отечественной участвовали кузбассовцы. И не просто участвовали, а стали Героями Советского Союза.

  • Знаете ли вы Героев Советского Союза, жителей нашей области?

Действительно, наши земляки стали героями в битвах за Москву и Сталинград, во время сражений на Курской дуге и форсировании Днепра, во время штурма Берлина.

И жизнь каждого из них заслуживает отдельного большого рассказа. Но некоторые судьбы просто потрясают.

Илларион Васильев.

Думая о битве под Москвой, люди всегда олицетворяют её с подвигом 28 светских солдат 316-й панфиловской дивизии, выдержавших натиск 50 немецких танков. И хотя этот бой был одним из многих тысяч боёв, изкоторых складывалась великая битва, он стал символом мужества, беззаветной преданности Родине, необыкновенной самоотверженности.

Два кузбассовца были в числе двадцати восьми. Два русских солдата. Погиб НиколайТрофимов. Из когтей смерти едва выбрался Илларион Васильев.

В архиве Министерства обороны СССР сохранился наградной лист рядового Трофимова. Известно, что родился он в 1915 году и до войны жил в Таштагольском районе, откуда и был призван в армию. Два его сына и жена Мария Васильев та Попова до 1957 года были жителями Таштагола. Николай Трофимов погиб, когда ему было всего 26 лет. И это пока всё.

Васильев долго не знал о том, что правительство оценило его геройский подвиг самой высокой наградой.

Чудом оставшийся живым, весь израненный и залитый кровью, он трое суток после боя полз по заснеженному полю и лесу, ища какое-нибудь воинское подразделение. В бессознательном состоянии его подобрали конные разведчики генерала Доватора и доставили в санчасть.

Раны заживали долго и мучительно. Порой он впадал в глубокое беспамятство. Когда приходил в себя, всё путалось. Осматривая Солдата Васильева, врачи только покачивали головами: раненые в его состоянии жили двое — трое, ну от силы четверо суток.

Но пришло время, когда он вспомнил номер своего взвода и отделения,

стал понемногу выздоравливать.

О своих товарищах Илларион ничего не слышал, да и разыскать. Их не надеялся: прошло уже много времени, и не известно, остался ли кто живой? Васильев с жадностью ловил каждое сообщение с фронта и всё ждал, ждал…

Не посылал долго писем и домой, боялся, что будут новые слёзы, упрёки за долгое молчание. А потом, не выдержав, пошел к повару, с которым дружил, и попросил помочь ему написать письмо. Тот с удовольствием согласился, но через некоторое время пожалел об этом: Васильев, получив ответ,ходил мрачнее тучи. Поразмыслив над странным письмом, которое Васильев получил из дома, повар посоветовал ему обратиться к политруку.

Письмо Васильеву пришло непонятное и обидное. Та, к кому он обращался, как к самой родной, сообщая, что был едва ли не смертельно ранен, но вот всё же выжил, та, у которой он справлялся об их детях и обещал, что если сможет, то в следующий раз соберёт и пошлет им какой- нибудь, гостинец, не только не обрадовалась слову пропавшего мужа, а,наоборот, отчитывала его…за то, что он объявился! И как, мол, вам не стыдно, неизвестный мне Васильев, подъезжать в письмах к вдове героя, который ещё в ноябре 1941 года погиб смертью храбрых под Москвой вместе с другими двадцатью семью товарищами?! И откуда вы только узнали имена его детей, которым, спасибо, наше правительство уже назначило за него геройскую пенсию? Лучше, мол, и адрес позабудьте и письма ваши перестаньте писать, — всё равно у вас ничего не выйдет!

Политрук прочел письмо, адресованное Васильеву, раз, другой.

Геройская пенсия, двадцать семь товарищей, погибших под Москвой… Неужели перед ним живой двадцать восьмой?

В тот же день, разыскав в газетной подшивке Указ о посмертном награждении двадцати восьми панфиловцев, политрук, наткнулся и на фамилию Васильева.

А потом Москва. Встреча в кремле с Михаилом Ивановичем Калининым. Всесоюзный староста вручил И.Р. Васильеву Золотую Звезду Героя. И такая долгожданная встреча с женой, с детьми…

Битва под Москвой 1941 год, а судьба другого человека сделала егоизвестным в мае 1945 года.

Берлин горел, рушился. Огромный город был обречен на смерть, но город не хотел умирать. Его живая душа — люди, которые здесь родились, жили, работали, именно в эти дни словно просыпались от мрачного мертвящего сна и тянулись из душных подвалов наверх, к солнцу. Улицы осажденного города были непривычно оживлёнными.

И это особенно » мешало. Можно прорваться через стену огня, поставленную на площади эсэсовцами, подавив огонь большим огнём. Но перед очередью у продуктового магазина танки остановились. Останавливались перед сотнями доверчивых глаз людей, которым кто-то сказал, что русские будут выдавать продукты. А потом откуда-то с верху по танкам и по этой очереди начинал строчить пулемёт.

Чтобы спасти город, Надо было его быстрее освободить. Штурмовые группы гвардейских полков очищали улицу за улицей, квартал за кварталом. Все подступы к Тиргартену — последнему логову гитлеровской ставки — были густо минированы, простреливались пулемётами.

Было приказано закрепиться на достигнутых рубежах, накапливать силы, готовиться к новому, решительному штурму.

Вечером замполит 220-го гвардейского полка майор Падерин, которого все в части называли комиссаром, собрал коммунистов.

То было необычное собрание. Многие ожидали, что речь пойдёт о предстоящем наступлении, о подготовке к нему. А Падерин заговорил о другом. О том, что Берлин — город славных старых традиций, один из центров мировой культуры. И выходило так, что русскому солдату, по горло хлебнувшему горюшка от фашистов, надо спасать от гибели столицу Германии.

Утро наступило ясное, тревожное.

Тихо на переднем крае. Молчат советские солдаты. Молчит и затаившийся рядом враг. Кажется, слышится, как отстукивают секунды, оставшиеся до ураганной артподготовки. И вдруг в этой предгрозовой тишине:

— Мутти! Му — утти!

Замерли, прислушиваясь командиры. Вздрогнули и насторожились солдаты.

Все дети, плачут на одном языке.

Можно привыкнуть или притерпеться к боли, не вскрикнуть, когда в, тело вопьётся колючий осколок. Сжав намертво зубы, молчать и потом, когда тебя будут резать и сшивать заново, чтобы ты опять встал в строй, — ведь война ещё продолжается. Можно пересилить даже страх смерти. Но не мог он привыкнуть к горю людскому, к детской беде.

«Маму кличет, — думает Масалов. — И почему это на каждом языке слово «Мать» такое жалостливое и сразу запоминается?» В. эти дни он насмотрелся на берлинских ребятишек. Грязные, худые, они подходили , к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто прозрачную ладошку. И суровые войны совали в эти ручонки хлеб, куски сахара, пододвигали свои котелки… Война и дети — что может быть страшнее, противоестественнее этого сочетания!

  • Мутти! Му — тти!

Казалось, это звала на помощь, кричала от боли и страха запуганная, опозоренная фашизмом живая Германия. Ровно через сорок минут должна начаться артиллерийская подготовка, и в ревущем аду,не уцелеть хрупкому живому существу. И тогда поднялся старший сержант — скуластое лицо, буйная шапка черных кудрей на забинтованной голове, медали на груди.

  • Разрешите? Я пойду туда.

От пролома в доме до Горбатого моста через канал Ландвер — метров шестьдесят. Шестьдесят добрых солдатских шагов, широких, размашистых, какими ходят в атаку. А сколько он прополз? Оглянуться нельзя. Снаряды скупо поместили в неподатливый бетон набережной, и человек на ней далеко виден.

Детский голосок слышен теперь глухо, как из-под земли. Наконец, бетонный парапет. Масалов перекинулся через него. Перед ним лежала женщина, молодая, рослая. Вероятно, она пыталась бежать оттуда, из последнего фашистского логова. Эсэсовцы убили её, подло выстрелив в спину. Теряя силы, она забралась под мост, поясом привязала к себе ребёнка и умерла. Белокурая девочка лет трёх дёргала мать за платье и всё звала, звала…

А когда под бетонным выступом снова встал солдат, вместе с ним на крыше избитого снарядами дома встало солнце. Его лучи яростно ударили в тот берег. И тут же ударили советские пушки!..

Это бы э только совпадение. В назначенный час свершилось то, что должно был: свершиться. Но, казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Это история Николая Масалова, жителя Тяжина.

И Илларлон Васильев и Николай Масалов остались живы, а скольким героям звание «Героя Советского Союза» присвоено посмертно.

(Звучит магнитофонная запись)

Вечная слава героям!

Слава героям!

Слава!

…Но зачем она им, эта слава, — мёртвым?

Для чего она им, эта слава, — павшим?

Всё живое спасшим.

Себя не спасшим.

Для чего она им, эта слава, — мёртвым?

Вед.: … .(зачем она им эта слава, — мертвым?»

для чего она им, эта слава, — павшим?» — а как вы думаете,

зачем?

(ответы ребят)

Ведущий:Действительно,- вы совершенно правы, эта память нужна нам потомкам, что бы мы могли оставаться людьми, и людьми думающими, знающими, и помнящими.

И теперь знак вопроса, стоящий в названии нашей беседы можно заменить на угверждающую точку.








Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 94»

г. Кемерово Кемеровской области








Конспект внеклассного мероприятия

«Рождественские забавы»




подготовила

Ларина Татьяна Ивановна.

Воспитатель ГПД






г. Кемерово

2012




Ведущий 1: Здравствуйте, ребята

Ведущий 2: Ой, чуть не опоздала на праздник. Я засмотрелась на парней и девушек на улице. Они странно себя вели. Непонятно во что одеты: кто зверем, кто чертом, а кто и ведьмой. У многих – мешки в руках. Смеются, толкаются, к прохожим пристают, что-то выпрашивают — хулиганы, наверно.

Ведущий 1: Вовсе не хулиганы. Ты забыла, что с 25 декабря идут «Святки» — народный зимний праздник. Продолжается он 12 дней. Юноши и девушки ходят по домам и поздравляют хозяев с праздником да выпрашивают подарки.

Если хозяева щедры, то они услышат много добрых пожеланий на весь новый год, ну а если скупы, то желают им разных неприятностей. Потом парни и девчата собираются в одном доме: поют, пляшут, играют, гадают.

Появляются калядовщики.

1. Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели,

Всаней коней запрягли,

В путь дорогу вывели,

В сани коней запрягли,

В путь дорогу вывели,

Белый снег заледенили,

Лед на речке замостили,

Ребят в санки усадила,

По калядкам покатили.

2. Хозяева небось тоже ждут-поджидают, к кому зайдут колядовщики. Ведь это добрая примета, значит, в новом году этот двор удачлив будет. Есть обычая, коли хозяин ждет колядовщиков, он выставляет на окно зажженную свечу.

3, Ребята сначала хвалили дом и его хозяина, потом обещали удачу в новом году. Потом хвалили хозяйских детишек — сыновей и красных девушек и гостинцев просили.

А коли пожадничают хозяева, не дадут вкусного угощенья?

4 . (страшным голосом) Тогда споем колядку грозную:

Кто не дает лепешки — Завалим окошки.

Кто не даст пирога ^

Сведем корову за рога.

Кто не даст хлеба —

Уведем деда.

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны

5. Ну нет, у нас жадных не водится. Все нас ждут, угощенья готовят, колядовщикам рады.

6. А перед тем как уходить не забудьте осыпать хозяев зернами овса, пожелать им богатого урожая. Все взяли о собой овса?

1. Все, все — мне мама даже сумку специальную сшила для колядок с двумя отделами. В одном овес насыпан, в другом

— пока пусто — я туда гостинцы класть буду.

2. Братцы, а куда пойдем?

3. Да вот напротив чья-то хата и красива и богата.

Выходят хозяин с хозяйкой, несут гостинцы и ведут за руки

детей.

— Коляда, коляда. Как пошла коляда накануне Рождества.

— Коляда, коляда, мы ходили, да искали коляду — коляду.

— Мы нашли у Ивана во двору коляду-коляду.

— Открывайте сундучки, подавайте пятачки.

Хоть блин, хоть сала клин.

Сею-вею, посеваю, с новым годом поздравляю. С новым годом, с большим родом,

— Чтоб здоровы были, много лет жили.

— На Новый год, на ново счастье

Уродилась пшеничка, горох, чечевичка.

На поле копнами, на стол — пирогами.

С Новым годом, с новым счастьем, хозяин, хозяюшка.

— Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю,

Чтоб здоровеньки были, много лет жили.

— Красно солнце втерему — то хозяин сам,

Светел месяц в терему — его хозяюшка.

Часты звездочки — их детушки.

— Коляда пришла, пироги принесла,

С пирогами бублики, с бубликами леденцы —

Угощайтесь, молодцы.

Хозяин.

Ну как не наградить таких исполнителей!? Подставляйте шапки, да сумки.

Хозяйка:

А вот и мое угощение.

Колядовщики:

Добрые вы, хозяева, желаем вам счастья в доме.

Но ведь счастье не только в сытости и в богатстве. Настоящий клад — когда в семье лад.

Хозяин:

Верно, верно. Хорошая семья — это лучшее, что может быть у человека. Сын у нас мал пока, а вот дочка заневестилась.

Колядовщики:

Ой, ясна-красна калина на лугу,

Еще краше наша девица в дому.

По двору она гуляет,

Словно солнышко сияет.

Смотрят молодцы в светлице:

Кто ты, красная девица?

Может, эта королевна,

Распрекрасная царевна?

И совсем не королевна,

Распрекрасная царевна — Дочка батюшкина,

Дочка матушкина.

А чтобы за невестой вашей богатые сваты приехали, сыграем в старинную русскую игру «Бояре».

(Колядовщики расходятся по 3 человека направо и налево, встают в линейку лицом друг к другу и переплетают руки.Поочередно идут на 6 шагов вперед, затем на 6 шагов назад.)

1 группа. Бояре, а мы к вам пришли (отходят назад).

Молодые, а мы к вам пришли.

2 группа. Бояре, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

1 группа. Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

2 группа. Бояре, вам какая мила?

Молодые, вам какая мила?

1 группа. Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

2 группа. Бояре, ну берите её,

Молодые, ну берите её.

1 группа. Бояре, ну давайте её,

Молодые, ну давайте её.

(ударяют в ладоши)

Пусть теперь дочка нам песню споет. (Дочка поет песню).

Сын: Мама, пусть и для меня спляшут.

Мама: Правда, позабавьте малыша.

Колядовщики:

Мы покажем тебе русскую народную игру «Петушинный бой». Гляди, встретились двое петухов, да и бой затеяли. Кто из них противника на две ноги поставит, тот и победит.

(Двое колядовщиков надевают на головы шапочки, напоминающие петушиные гребни, хлопают себя руками по бокам, кричат «Ку-ка-ре-ку» ).

1 петух:

По двору петух пошел — ко-ко-ко,

Во дворе орех нашел — ко-ко-ко.

Эй, курочки-хохлаточки,

Цыпляточки-ребяточки,

Поскорей ко мне бегите,

Что нашел я, посмотрите.

Не возьму себе орех —

Разделю его на всех. По крупиночке, по осьминочке.

2 петух:

Ко-ко-ко. Это почему ты орех делить будешь?

Я первым его увидел, только поздно подбежал. Значит, мне и

делить.

1 петух:

Нет, мне делить.

2 петух:

Нет, мне!

(Встают на одну ногу, сталкиваются друг с другом.Кто первый опустится на две ноги, тот и проиграл).

Хозяйка: Вот насмешники.

Хозяин: Вот молодцы!

(Колядовщики осыпают всех овсом):

— Уж ты, тетушка, подай!

— Ты лебедушка, подай!

— Ты подай нам пирог

— С рукавичку! чтоб широк.

— Ты начинку не ломай

— Целиком пирог подай.

1 Ведущий:

Доброе дело делают колядовщики.

Желают каждому дому добра, счастья да удачи.

2 Ведущий:

А люди понимают, что к ним с добром идут, песни добрые поют. Значитнам остается пожелать, чтобы впереди весна была теплой, лето горячим, а осень урожайной.

Ведущий 1:

Одним словом, настали Святки, затевай колядки. Что с тобой?

Ведущий 2:

Стало немного жутко и тревожно. Ведь сейчас время страшных недель.

Ведущий 2:

Да, перед Новым годом господь бог на радостях, что у него родился сын, открыл все врата ада и выпустил всю нечистую силу погулять. Вот и крутит вся эта нечисть, смущают честных христиан. Гадание — вот он главный «бесовский соблазн».

Появляются девушки.

1 Девушка: Слушайте, подружки, а ведь святки — пора гаданий.

2 Девушка: А можно и на жениха погадать.

3 Девушка: Давайте, а как?

1 девушка: Петуха принесем. Если он хлеб клюнет, то суженый богатый будет, если воду — то пьяницей.

2 Девушка: А если уголь?

3 Девушка: То в будущем году замуж точно не выйдешь.

1 Девушка: Я тоже одно гадание знаю. Надо снять с ноги сапожок и бросить его на дорогу. Кто его подымет, тот и суженый.

(Доносится крик «Ой!».Появляется юноша с синяком, несет в руке сапог)

Юноша: Что Вы, девчонки, надумали сапогами кидаться? Чуть до смерти не убили.

2 Девушка: Вася, ты не сердись, мы не в тебя целились. Это просто гадание такое.

Все вместе: Прости нас, Васечка. Мы тебе за это песенку споем и хоровод спляшем.

Вася: Ну ладно, прощаю Вас (уходит)

3 Девушка: Да, гаданий много на свете. Вот самое простое: выйти за ворота. Да и спросить у первого встречного мужское имя. Так и жениха твоего звать будут.

1 Девушка: Под подушку на ночь надо положить гребень и сказать: «Суженый, ряженый, причеши мне голову».

2 Девушка: На ночь надо съесть лепешку из соли, воды и муки и оказать: «Суженый, ряженый, подай мне пить». И он приснится и всё ИСПОЛНИТ.

3 Девушка: Много гаданий мы вспомнили. Пошли скорее домой и на жениха погадаем. (Уходят)

Ведущий 1: Я тоже хочу на суженого погадать, я теперь много гаданий знаю.

Ведущий: Давайте прощаться с ребятами.

1 и 2 Ведущий: До свидания ребята, до следующего Рождества.












Список литературы

  1. Александрова, К. У разъезда Дубосекова[Текст] / К. Александрова // Бессмертные подвиги. – М.,1980. – С.278-281.

  2. Боярышникова, Н.П. Я камнем стал, но я живу [Текст] / Н. П. Боярышникова/ / Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 3. – С. 21-26.

  3. Васильев Илларион Романович [Текст] // Улицы носят их имена: библиографическое пособие. – Кемерово, 2002. – С. 9-12.

  4. Владимиров, В. Судьба воина – освободителя [Текст] / В. Владимиров / / Кузбасс. – 2003. – 19 декабря. – С. 8.

  5. Костюнин, О.В. Человек из легенды [Текст] / О.В. Костюнин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 44с.

  6. Краснова, И. Один из 28 [Текст] / И. Краснова, Ю. Рязанова / / Сибирский сплав: книга – документ. – Новосибирск, 1968. – С. 121-131.

  7. Николай Иванович Масалов[Текст] / / Кузбасс. – 2001. – 25 декабря. – С.4.

  8. Рязанов, Ю. Панфиловец [Текст] / Ю. Рязанов/ / Солдатское поле. – Кемерово, 1973. – С.26-27.

  9. Панфиловцы [Электронный ресурс]/ / Режим доступа: http://voina1941-1945.narod.ru / Panfilovci.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус, англ.


Свежие документы:  Классное собрание "Вот так мы живем"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: