Конспект занятия для 2 класса «Долог день до вечера, коли делать нечего»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

г. Мурманска










Конспект

занятия по ручному труду

во 2 классе


«Долог день до вечера, коли делать нечего»

(обучение детей шитью во внеурочное время)








подготовила

воспитатель группы продленного дня

Романовская Людмила Михайловна












г. Мурманск

2012г



ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:


1. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Учить детей свободно владеть иглой.

  • Продолжать учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать на конце нитки узелок, правильно держать иголку.

  • Продолжать учить детей шить, используя при этом разные виды швов: «вперёд иголка», «через край».

  • Продолжать учить детей делать небольшую вышивку швом «вперёд иголка» по разметке, подбирая при этом нитки, характерные для данного предмета: ягодка – красная, ёлочка — зелёная;

  • Продолжать учить детей различать и подбирать необходимые нитки для шитья — простые, катушечные, а для вышивки – мулине.

  • Продолжать учить детей работать со схемами.

  • Совершенствовать навыки детей в пришивании пуговиц с 2 и 4 дырками разными способами;

  • Закреплять у детей умение по окончании работы приводить в порядок своё рабочее место.

  • Закреплять умение детей отмерять необходимую длину нитки для шитья (до локтя)


2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Развивать у детей глазомер: делать при шитье одинаковые по длине стежки, шить по краю изделия, вышивать строго по нарисованной линии.

  • Развивать мелкую моторику кистей рук.

  • Развивать творческую инициативу.


3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать у детей аккуратность, желание сделать вещь опрятной;

  • Воспитывать усидчивость, интерес к шитью, художественно — эстетический вкус;

  • Воспитывать у детей интерес к народному искусству – вышивке. Дать детям понять, что народное искусство – традиционно, оно передаётся из поколения в поколение и что они (дети) – это часть родного народа.


СЛОВАРЬ:

  • Швейные принадлежности, иголка, игольница, ушко, нитки, мулине, напёрсток, пяльцы, пуговицы, шить, вышивка, вышивать, пришивать, вдевать, вкалывать, стежок, шитьё.







ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:


  • Провела работу с родителями по оснащению «Уголка по ручному труду» необходимыми материалами и инструментам

  • Знакомство детей с различными видами тканей: ситец, шёлк, шерсть, вельвет, капрон, сатин, джинсовая ткань и т.д.

  • Знакомство детей со швейными принадлежностями,

  • Учила различать и пользоваться тремя видами швов.

  • Учила пришивать пуговицы разными способами.

  • Учила технике — изонить – рисование нитью.

  • Подготовила выставку работ, выполненных детьми.

  • Подготовила выставку на тему «Вышивка», выполненную руками сотрудников, мам, бабушек и детей выпускников 1-4 классов

  • Посещение магазинов «Ткани», «Одежда» с родителями.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:


  • игольницы с иголками, ножницы на каждого ребёнка,

  • коробочки для отходов на каждого ребёнка,

  • пяльцы, простые карандаши,

  • готовые выкройки из картона,

  • ткань белая с нанесённым на неё рисунком для вышивки,

  • цветной ситец для шитья,

  • пуговицы с 2 и 4 дырками,

  • полоски ткани для пришивания пуговиц,

  • нитки цветные — для шитья, мулине — для вышивки,

  • карточки-схемы с образцами швов,

  • карточки – схемы с разными способами пришивания пуговиц,

  • фонограмма русской народной музыки.

  • угощение детям.


ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:


Класс украшен под избу. На стене висит зеркало, украшенное вышитым полотенцем. На доске висят вышивки, выполненные родителями и бабушками детей, детские работы. Макет русской печки, около неё стоят 2 лавки. На столе, покрытой белой скатертью, стоит самовар, сладости к чаю. На полу домотканые половики.









ХОД ЗАНЯТИЯ:

Игровой приём.





Знакомство с элементами русского быта,

сообщение нового.















Присказка






Игровой приём.



Худ. слово.



Загадывание загадок






Сообщение:






Ответы детей:




Постановка

цели




Игровой

приём.






Ответы детей

по схемам.









Ручной труд детей за столами:




Советы, пмощь детям, поощрение.






Сообщение нового











Песня: «Прялица»

(фонограмма)

исполняется в хороводе.


Ручной труд детей:



Вопросы детям:









Анализ д/работ, обобщение.












Чтение пословиц и поговорок.








В «Избу» входят дети (под русскую народную музыку).

Возле печки сидит одетая в русский сарафан Марьяна — рукодельница и вяжет.


Рукодельница: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, милости прошу! Добрый гость всегда впору.

Рассаживайтесь поудобнее. Посидим, о том, о сём поговорим.

Расскажу вам, как в старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан — коротали осенние да зимние вечера люди вместе, устраивались посиделки. Раньше по одной дома не сидели. На людях – то веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как.

Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки».

Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал, кто вязал, а кто одежду шил.

Вот и я, видите, не просто так сижу, а делом занимаюсь, вяжу.


Дети: « Вот и мы пришли к тебе Марьяна, чтобы поучиться рукоделию.

Дети: А что интересного ты нам припасла?»


Марьяна:

«Я весной на завалинке,

А зимой в горнице посиживаю.

Сижу, на народ гляжу

Всё всегда запоминаю

И в свою копилку собираю.

А вот и моя корзинка – копилка». (Показывает детям).

«Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный, погляжу

Хотите отгадать мою загадку?

Сначала загадывает Марьяна (1-2 загадки), а затем сами дети соревнуются между собой: (Кто больше знает загадок о швейных принадлежностях)?

(Марьяна поощряет детей за быстрое отгадывание загадок).

И кладёт их в свою копилку.


Марьяна:

«Никогда русская женщина не сидела дома без работы. Надо было и ниточку спрясть и ткань соткать, и одежду себе сшить».

Марьяна: «И в наше время очень ценится ручная работа. А вы что, дети, научились делать своими руками, используя иголку и нитки?»

(Дети отвечают и показывают)


Шить разными швами, Вдевать нитку в иголку, вышивать, завязывать узелок на конце нитки

пришивать пуговицы с 4 дырочками, пришивать пуговицы с 2 дырками

шить разными способами,

шить майку кукле по выкройке переводить выкройку на ткань.

шить подушку, игольницу


Марьяна:

(Как бы удивлённо) «Очень мне хочется посмотреть на ваши золотые руки.


Дети: «Прежде чем показать тебе Марьяна, наше умение и старание, хочется ещё пополнить твою копилку полезными советами о правилах шитья.



«Дети, хотите мне рассказать о правилах шитья»?



Ножницы класть справа от себя, Дети рассказывают по схемам:

во время шитья — кольцами к себе, Иголку хранить в игольнице,

передавать ножницы кольцами по классу с иголкой не ходить,

вперёд, сомкнув лезвия, на пол иголку не ронять,

осторожно обращаться с иголкой, не оставлять иголку на столе

не брать иголку с ниткой в рот. без присмотра, не бросать нитки

на пол.

иголка – опасный предмет



(Марьяна благодарит детей за мудрые советы по шитью и с удовольствием кладёт их тоже в копилку).


Марьяна:

(Предлагает детям занять места за столами, где всё готово к началу работы). Включается фонограмма р.н. песен.



Дети трудятся 10 мин.

Вышивка по контуру «Двойным швом», Вдевание нитки в иголку,

пришивание пуговиц с 4 дырка- завязывание на конце узелка,

ми разными способами, пришивание пуговиц с 2 дырками,

перевод готовой выкройки вышивка по контуру швом

на ткань, вырезание её, сшивание «Вперёд иголка».

частей изделия знакомыми швами.


Марьяна:

«Я помню, как пели раньше в избах, когда шили. Красота!

Пели так, что было слышно на улице, а танцевали так, что избу качало».


Марьяна:

«Так и у наших детей ноги просятся в пляс. А поют как – заслушаешься»!


Хозяйка:

«Позабавила вас моя корзиночка — копилочка позабавьте и вы меня».


Физминутка (после хоровода дети садятся на место и доделывают свою работу).



Дети трудятся 10 минут.



(Марьяна наблюдает за процессом ручного труда детей, помогает, подбадривает, советует, задаёт вопросы детям по окончании работы):

— как называется шов, которым ты шила?

— чем отличается «двойной шов» от шва «вперёд иголка»?

— что нужно сделать, чтобы шов не разошёлся?

— какая нитка нужна для шитья одежды, а какая для вышивки?

— какой длины нужна нитка для шитья?

— где хранится иголка после шитья?

— почему нужно убирать иголку на место?


Марьяна:

«Ай, да рукодельники, ай да порадовали вы меня своим трудолюбием да усидчивостью!

Многому вы научились: пуговицы пришивать разными способами. Посмотрите. Как это сделали Петя и Андрюша.

А какие наволочки сшили Катя и Даша. Каждая из них выбрали самостоятельно необходимый шов и выполнили его аккуратно: они шили по краю изделия, стежки получились ровные и прямые.

А какие красивые вышивки получились у Саши и Миши. По цвету нитки подобрали правильно: елочка – зелёная, ягодка – красная. А нитки для вышивки они использовали специальные – мулине.

Спасибо вам, мои милые! Верно, говорят:

Терпение и труд всё перетрут».


Марьяна:

«Да, кто шьёт да вышивает,

Тому скучно не бывает».


Дети:

читают пословицы и поговорки читают пословицы и

о шитье поговорки о труде.

(см. «Приложение») (см. «Приложение»)


Марьяна: благодарит детей ещё раз, кладёт поговорки в корзинку.

Дети: (благодарят Марьяну за гостеприимство)

«Спасибо тебе, Марьяна, здоровья тебе, тепла, радости твоему дому».

Марьяна: приглашает ребятишек к столу на чаепитие с бубликами да сдобными ватрушками. Чаю русского попьём, а потом гулять пойдём.




















Список использованной литературы



  1. Уроки творчества Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова , учебник 2 класс.

  2. Рисуем нитью В.Н.Торгошова.












































Приложение


Пословицы и поговорки.


  • Кто за все берется, тому ничего не удается.

  • Молодец — делу венец.

  • Цыплят по осени считают.

  • Поспешишь — людей насмешишь.

  • Кто ходит больше, живет дольше.

  • Лежа хлеба не добудешь.

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • Что посеешь, то и пожнешь.

  • Дело мастера боится.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

  • Кончил дело — гуляй смело.

  • У плохого мастера и пила плохая.

  • Делали наспех и сделали на смех.

  • Тише едешь — дальше будешь.

  • Меньше слов, да больше дела.

  • Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

  • Было бы начало, а конец будет.

  • Кто много говорит, тот мало делает.

  • Рыбка мелка, да уха вкусна.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Делу время, а потехе час.

  • Труд даром не даётся.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Семь раз отмерь, один отрежь.

  • Делали наспех и сделали на смех

  • С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

  • Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

  • Начинать начинай, да смотри же — кончай.

  • Не диво дело начать — диво кончить.

  • Не учись безделью, а учись рукоделью.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

  • Душу вложишь — все сможешь.

  • Глазам страшно, а руки сделают.

  • Есть терпенье, будет и уменье.

  • Мастерство везде в почете.

  • Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет.

  • Без топора не плотник, без иглы не портной.

  • Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает

  • Ест за вола, а работает за комара.  


Свежие документы:  Сценарий мероприятия на тему «Морской праздник»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: