Конспект занятия для 4 класса «Здоровье наше — в доброй каше»


МОУ лицей №9 имени заслуженного учителя школы

Российской Федерации А.Н.Неверова













Методическая разработка

«Здоровье наше – в доброй каше»


1-4 класс














подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Метельская Лидия Александровна










Волгоград 2010

«Разговор о правильном питании»



Актуальность занятия.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей

Приобретает глобальный характер.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт система образования. Дети младшего школьного возраста более восприимчивы к рекомендациям и советам по здоровому образу жизни. А так как дети, находясь в школе, получают трёхразовое питание, то учителю принадлежит большая роль в пропаганде жизненно важных продуктов питания .

Дети не все едят и любят каши. Этой разработкой мне хотелось показать детям, почему и для чего нужно включать в меню разные каши, особенно для завтрака.





ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

«Здоровье наше — в доброй каше!»


Цель занятия:

продолжить закрепление знаний о законах здорового питания; формировать у детей представление о пользе каш в рационе питания; воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование:

Крупа и каши из гречихи, овса, ячменя, пшена и риса, одноразовая посуда, гербарии указанных растений, презентация, скатерти, салфетки.


Ход занятия.

1.Вступительная беседа.

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о правильном питании и посвятим его очень полезному и нужному продукту питания.

А какому, вы догадаетесь, если составите пословицы их частей.

2.Составление пословиц.


Щи да каша— кормильцы наши.

Мать наша— гречневая каша:

Без каши обед не в обед

Маслом каши не испортишь.











Итак, у нас в гостях её высочество-каша!


Слайд 1


3.Страничка истории

  • Учитель. А что такое каша?


Слайд 2



  • Ученик. В словаре В. И Даля мы нашли следующее толкование этого слова:

  • « Каша- густоватая пища, крупа, вареная на воде или молоке. Крутая каша — гречневая, полбенная, ячневая, овсяная, ржаная или зелёная, она готовится в горшке и в печи, запекалась сверху; жидкая кашица, размазня по густоте между крутою и кашицей, похлёбкой с крупою.


Ученик. Каша- исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств.

Ученик. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша»- крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

Ученик. Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы — оставалось «чуть-чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить истощённых солдат, Суворов вдруг отдал приказ- всё варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворовской.

Ученик. У русских князей существовал обычай- в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

Ученик. Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

Ученик. Пшеницу, ячмень, овёс человек использует в пищу более 9 тыс. лет. А вот рис и гречиху- всего 4 тыс. лет. Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза (3 тыс. лет). Наиболее популярной в рационе человека среди всех круп является пшеница, на втором месте – рис, на третьем — ячмень.


4.Представление разных видов каш.

Учитель. Наш класс разбит на 5 групп. Каждая группа получила задание представить выбранную кашу: рассказать о её пользе и родители дадут рецепт приготовления очень вкусных завтраков, состоящих из каш.




1 группа. Гречка.

Мы приготовили для вас богатырскую кашу.

«Ядрицу».

Готовится она из гречневой крупы.


Слайд 3




Гречневая крупа- первая среди круп по содержанию солей железа. Кроме железа, в ней есть и калий, и фосфор ,и йод.

В некоторых странах гречневые зёрнышки подсушивают и грызут, как семечки; а из молодых листьев , в которых много белка и витамина Р, готовят вкусные салаты.

И ещё людям пользы от гречки немало:

-Во-первых, после гречихи всякий хлеб обилен и чист родится.

-Во-вторых, зёрна гречишные для скота и птиц- прекрасный корм.

-В-третьих, лечит гречиха многие болезни; из гречневой муки делают мази от прыщей и сыпи, а из листьев и цветов- лекарства, содержащие витамин Р.



РЕЦЕПТЫ ЗДОРОВЬЯ

Слово родителям. Предлагаем для наших детей приготовить очень вкусные блюда из гречневой крупы.


Слайд 4




«Каша гречневая с творогом»

-Гречневая крупа-300г,

-Вода- 2,5 стакана.

-Творог 300грамм.

-Яйцо-2шт.

-Сметана –120 гр.

-Масло, зелень , соль по вкусу.

Вот как я готовила это блюдо.

Сварила гречневую кашу. Положила половину каши на противень, смазанный маслом. Сверху уложила слой творога, растёртого с одним желтком; прикрыла слоем каши., залила сметаной, смешанной с оставшимся желтком, и запекла в духовке. Сверху посыпала зеленью. Кушайте на здоровье!







2 группа.


Слайд 5


1уч. Овёс испокон веков считается самым популярным лечебным злаком. Блюда из него назначаются во все диеты, а его лечебным свойствам можно посвятить целую книгу.

А знаете, почему овёс так хорошо укрепляет организм?

Дело в том, что по своему составу овёс близок к женскому молоку-лучшему детскому питанию. В древности «овсяным молочком» младенцев кормили, если у матери не было молока.

Людям после тяжёлых болезней и особенно детям овсянка быстро помогает восстановить силы.

В овсе очень много полезных элементов: железа, серы, фосфора, йода, витаминов группы В и А, а в оболочке зёрен есть вещество, снижающее сахар в крови. Отвар из зёрен овса – просто волшебное лекарство.

Слово родителям.









Слайд 6

«Рецепты ЗДОРОВЬЯ»

Овсяная каша традиционная.

-Геркулес-3 ст. лож.

-Вода-1стак.

-Сухофрукты-3 ст. лож.

-Мёд или сливки-1 ст. лож.

-Орехи-1 ст. лож.

-Масло или сливки- 1 ст. лож.

Замоченную в горячей воде крупу варить 5-7 минут. Поставить упревать. Перед подачей заправить сливками, размоченными сухофруктами,

размельчёнными орехами и мёдом.

Кушайте на здоровье.













3 группа.


Слайд 7

А мы расскажем об ячмене.

Ячмень — самый древний хлебный злак земли. Из него делают такие крупы, как перловая и ячневая.

Перловка — отшлифованные зёрна ячменя, а ячневая крупа- мелко дроблёные , не шлифованные зёрна. Ячмень — настоящий волшебник: он умеет выгонять из организма микробы и укрепляет тело, лечит больные почки, печень, желудок и прекрасно помогает от кашля.

По питательности зёрна ячменя и солома превосходят все хлебные злаки. Да и по скороспелости все злаки обгоняет: за два месяца может созреть. И растёт он всюду, даже в горной выси.












Слайд 8

«Рецепты ЗДОРОВЬЯ»

Слово родителям.

«Каша перловая с сухофруктами»

-Крупа перловая 1 ст.

-Вода 1литр.

-Сухофрукты –200гр.

-Цедра одного лимона или апельсина.

-Сахар, корица, соль, сок по вкусу.

Крупу нужно предварительно замочить. Варить в той же воде, добавив специи и сухофрукты. Кашу варить на слабом огне, при необходимости добавлять воду. Когда каша сварится, подкислить её фруктовым соком и добавить сахар по вкусу. Охлаждённую кашу посыпать цедрой и корицей.

Приятного аппетита!












4 группа.


Слайд 9


Мы представляем пшённую кашу.

Крупу, из которой варят эту кашу сделали из проса. Пшено- это цельные зёрна проса, освобождённые от цветочных плёнок. Как и все злаки, просяные зёрна — это кладовые Целебных и питательных веществ. Особенно они богаты витаминами группы В, а фосфора в них в полтора раза больше , чем в мясе. Просо очень необыкновенно целебно, ведь в нём столько витаминов!

Оно лечит болезни печени, сахарный диабет и помогает тучным людям бороться с лишним весом.

Пшено переваривается медленно, и для его усвоения необходимо много жира. Для этой цели организм использует свои внутренние запасы жира , и человек худеет.

Кроме того, пшено умеет выводить из организма остатки антибиотиков. Поэтому тот, кто лечится антибиотиками, непременно должен есть пшённую кашу, и как можно чаще.


Слово родителям.







«Рецепты ЗДОРОВЬЯ»


Слайд 10

Пшённая каша с укропом.

-Пшено-2 стак.

-Вода- 1л.

-Растительное масло- 2 ст. лож.

-Укроп, зелёный лук, соль — по вкусу.

Пшено хорошо промыть, насыпать в горшок с нарубленным укропом, посолить. Лук мелко нарезать, поджарить на масле и положить в крупу. Залить всё горячей водой и поставить в духовку на 40 минут.

Угощайтесь, гости дорогие!













5 группа.


Слайд 11

Мы представляем кашу РИСОВУЮ.

Инсценировка.

Ведущий. В одной индийской деревушке жил бедный старик Больше всего на свете он лес любил.

Как-то раз спас он попавшего в капкан лисёнка: приласкал его и отнёс в лисью нору.

Лисица. Спасибо, тебе, старик, что сына моего спас. Эту кашу я сварила на обед моему сыночку и хочу тебя угостить. Отведай нашего обеда.

Автор. Сроду старик такой вкусной каши не пробовал.

Старик. Из каких чудесных зёрен эта каша сварена, и откуда ты, лисица, их взяла?

Лисица. Растение это рисом называется. Наш род издавна его в дальнем лесу на болоте выращивает. Зёрна его прорастают в воде и дают урожай трижды в год. Не успеешь один собрать, уже другой созревает.

Старик. Вот бы мне такое зерно, тогда не знал бы я больше забот.

Лисица. Ну, забот тогда только прибавится. Ведь вырастить рис нелегко. Рисовое поле должно быть идеально ровным, без ложбинок и холмиков, чтобы все растения были залиты водой одинаково.

К тому же нужно ещё позаботиться о том , чтобы оно было выше реки, куда потом придётся воду сливать перед сбором урожая: растёт рис на воде, а убирают его по сухой земле. Рисовые зёрнышки надо сначала на грядках проращивать, а затем уже, когда достигнут они 10-12 см , высадить их в поле.

И последний совет: выбери местечко заболоченное, посади там эти зёрнышки и получишь с них богатый урожай. На базаре тебе за рис много денег дадут. К тому же из рисовой соломы ты сможешь плести корзины. Только не очищай рис от оболочек, а то беда случится. Запомни, в рисовых оболочках самые ценные витамины содержатся, без которых можно умереть.

Автор. Всё старик сделал, как ему лисица наказывала, и вскоре получил со своего поля невиданный урожай- весь амбар мешками с рисом заполнил. Погрузил несколько мешков да на базар привёз. Новое зерно раскупали неохотно, не всем оно нравилось.

Прохожий. Уж очень зерно твоё на вид грязное, никакой в нём красоты нет. Наверное, и вкус тоже грубый.

Старик. Да подожди ты мил, человек. Это зерно рисом называется.

Автор. Так и вернулся старик домой ни с чем. Сел на крылечко отдохнуть.

Вдруг из сарая голуби вылетели.

Голуби. Если рис от шелухи очистить, станет он белоснежным и красивым, как наши пёрышки. Никто мимо такой красоты не пройдёт

Автор. Послушался старик голубей. Пошёл он в амбар, высыпал из мешков весь рис и очистил его от шелухи. Стал рис красивым – глаз не отвести.

На базаре его рис мигом раскупали. Да и сам старик рис полюбил: то лепёшки рисовые, то рисовый плов, то рисовую похлёбку готовит. А из рисовой соломы отличные корзины плетёт.

Однако внезапно случилась со стариком беда. Проснулся он как- Лисица. то утром, а наступить на пятки не может. Еле-еле на цыпочках несколько шагов сделал и упал на пол. С этого дня разболелось у старика сердце, в желудке боли появились, и аппетит пропал.

Старик. Хоть напоследок пожил сладко , пора и честь знать.

Автор. Тем временем забеспокоилась лисица.

Что-то деда в лесу не видно стало, побегу проведаю доброго человека.

Автор. Обрадовался старик гостье.

Старик. Угощайся ,лисонька белоснежным рисом. Вот только силушка меня покинула.

Лисица. Эх, старик-старик забыл ты видно из моих слов что-то важное. Почему у тебя рис белым стал?

Старик. Да вот лисичка. Поехал я на базар, а рис –то грязный, никто его и брать не хотел, а как очистил весь рис от шелухи , так вмиг раскупили.

Лисица. Куда ты, старик отруби рисовые подевал?

Старик. Я их в сарай ссыпал, где голуби живут.

Автор. Побежала лисица в сарай и увидела там над кучей рисовой шелухи стаю белых голубей. Поняла лисица, кто старика с толку сбил, прогнала голубей из сарая. Затем набрала рисовых отрубей полную миску и сварила из них похлёбку.

Автор. Стала лисица старика каждый день рисовыми отрубями кормить , да быстро на ноги поставила. С тех пор старик никогда от шелухи не очищал и всем говорил.

Старик. Вкусен рис, да надо голову иметь, чтоб от него не заболеть.

Все. Сказка ложь

Да в ней намёк-

Добрым молодцам урок!


Слайд 12.

.


Слово родителям.

«Рецепты ЗДОРОВЬЯ»

Рисовая каша с морковью.

-Морковь -0,5 кг.

-Мёд по вкусу- по вкусу.

-Рис-1 стак.

-Масло , сливки, зелень –по вкусу.

Морковь натереть на крупной тёрке, положить в неё масло и потушить в сковороде до мягкости. Сварить рисовую кашу, добавить в неё морковь, мёд, немного воды и вскипятить. Поставить упревать. Подавать со сливками и зеленью.

Приятного аппетита!

Ведущий. Спасибо всем группам. Очень вкусные каши приготовили ваши мамы. Большое вам спасибо. Угощайтесь вкусными, полезными продуктами.

А сейчас Весёлая страничка нашего занятия.


1.Назовите пословицы, поговорки крылатые выражения, где встречается слово «каша»


Слайд 13











«Каша из топора»

Русская народная сказка


Слайд 14













«Горшочек каши»

Сказка братьев Гримм

Слайд 15

2. Когда так говорят:

«Мало каши ел» ( молод, неопытен или недостаточно силён)

«Каши не сваришь» (с кем-то не сговоришься, не сделаешь дела)

«Каши просят» (Ботинки, сапоги износились до дыр)

«Каша во рту» ( о том, кто говорит неясно, нечётко)

«Заварить кашу» (Затеять хлопотливое дело)

«Расхлебать кашу» ( Распутать хлопотливое дело)


3. Конкурс дегустаторов.

Выходят желающие. Им завязывают глаза. С закрытыми глазами дети должны отгадать, какой кашей их угощают.

Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали о национальной русской еде? Так для чего нужно обязательно включать каши в наш рацион питания?.

Я надеюсь, что с сегодняшнего дня ни один из вас не отнесёт кашу , не прикоснувшись к ней. Спасибо всем за участие и помощь!






КАШЕЕДЫ.

Кашееды, где вы, как вы,

Чем питаетесь, Гераклы?

Чем поужинать охота

Рисоовсопшеноглатам?


Что на завтрак,
На обед

Потребляет овсоед,

Крупожёв и поглотитель,

Манной каши укротитель?


Как у вас дела на кухне?

Кто вам варит,
Не петух ли?

Сам с половником в руке,

Морда в красном колпаке!


Людмила Петрушевская

















Литература:


1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.

2.Скребцова , Лопатина Сказочный справочник здоровья том

3.Безруких М. М.., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие.-М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2005.

4.Разговор о правильном питании: Занятия, конкурсы, праздники, викторины, соревнования: М.: ООО «Нестле Фуд», 2003.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Наш друг светофор!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: