Конспект занятия клуба семейного чтения для 5 класса «Здравствуй, гостья-зима!»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мошкинская средняя общеобразовательная школа

Ветлужского района Нижегородской области











Конспект занятия клуба семейного чтения с презентацией

для обучающихся 1-5 классов и их родителей



«Здравствуй, гостья-зима!»





Подготовила учитель начальных классов, библиотекарь школы Белова Валентина Алексеевна













д. Мошкино

2011

Цель: популяризация семейного чтения.

Задачи: Познакомить с творчеством известных поэтов и местной поэтессы о зиме;

Способствовать формированию потребности в чтении;

Воспитывать любовь к природе родного края.



Ход занятия:

Ведущий: Согласитесь, поэзия помогает нам увидеть красоту окружающего мира.

Ведь какой нужно обладать зоркостью, чтобы заметить что-то чудесное в обычном пейзаже! Ф.И.Тютчев писал о природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Поэт утверждал, что природа дает почувствовать неизъяснимую радость жизни.

Добрый вечер, милые дети и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе семейного чтения!

Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами «язык» природы и зимнего пейзажа.

Ведущий: Кажется, совсем недавно было жаркое лето. Но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы уже встретили зиму. Нас ждет много чудес, ведь зима — самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.

Чтец: (И.Никитин. Встреча зимы. Отрывок.)

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!..

(Игра в снежки)



Ведущий. И вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.

Начало зимы — это всегда событие для души поэта, хотя для каждого — свое…

(Начать показ презентации «Здравствуй, гостья-зима!» — слайд 1)

(Ученик читает стихотворение А.А.Фета “Мама! глянь-ка из окошка…”.)

Чтецы. (Слайд 2)



Серебро, огни и блёстки,

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзы,

Чёрно-голые вчера.

(В.Брюсов.)

(Слайд 3)

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательной ковром.

Все ярко, все бело кругом.

(А.С.Пушкин.)

(Слайд 4)



Лазурью светлою горят небес вершины;

Блестящей скатертью подернулись долины,

И ярким бисером усеяны поля,

На празднике зимы красуется земля…

(П.А.Вяземский.)

(Слайд 5)

Ведущий. Первый снег изменил все вокруг. Мир стал серебряным, белым, новым, волшебным.



Чтецы.



А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

(С.Есенин.)

(Слайд 6)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Свежие документы:  Конспект урока в начальной школе "Смешарики в гостях у Бабы Яги"

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

(А.С.Пушкин.)

Ведущий. После снегопада очень красиво в лесу. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою…”

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.И. Тютчев)



(Слайд 7)

Ведущий. Волшебную сказку зимнего леса поможет нам ярче представить картина И.И.Шишкина “Зима”. На картине изображен прекрасный зимний лес. И поэт, и художник независимо друг от друга увидели зимний лес, который поразил каждого из них ‘ослепительной красотой’. И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес ‘околдован’.

Ведущий. Утонули деревья в дремучих сугробах.

(Слайд 8; оставить его до 9-го)

Вместе со снегом налетели в лес диковинные, невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной шапке. А там и вовсе непонятный зверек. Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом.

Ведущий. (Гостям предлагается вспомнить, из каких произведений взяты поэтические строки).

Викторина «Русские поэты о зиме»

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А. С. Пушкин. Зимнее утро)

Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда. (Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос)



На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)



Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит. (Ф.И. Тютчев)



Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед. (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)



Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни коротки, солнце светит мало.

Вот пришли морозы, и зима настала. (И.З. Суриков. Зима)

Игра «Валенки»

Включить музыку – песня «Валенки» — после объяснения правил, с началом игры. При необходимости – повторить. )



Ведущий. На несколько мгновений мы еще раз попадем в сказку зимнего леса, проносясь через него на тройке вместе с лирическим героем стихотворения С.Есенина “Пороша”.

(Ученик читает стихотворение С.Есенина “Пороша”).



Ведущий. Вместе с героем стихотворения мы покинули зимний лес и оказались среди заснеженных полей, по которым несется вдаль лихая тройка.

(Ведущие читают по очереди):

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Свежие документы:  Классный час для 4 класса на тему «Без коррупции с детства»

Утомительно гремит.

(А.С.Пушкин.)

Зашумела, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу.

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

(И.Никитин.)





Ведущий. Вы заметили, как изменился пейзаж? Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.



Чтец. (Н.А. Некрасов. Отрывок).

* * *

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи, —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…



Ведущий. Мороз-воевода из стихотворения Н.А.Некрасова имеет мало общего с добрейшим рождественским дедом, скорее он похож на Морозку из русских народных сказок.

Какие ещё сказки, сказочные повести, связанные с зимними праздниками вам известны?

(Дети и родители вспоминают произведения Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, А.И.Куприна “Чудесный доктор”, Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, Г.Х.Андерсена “Снежная королева”, Братьев Гримм “Госпожа Метелица”, Э.Т.А.Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король”.)

— Советую вам прочитать в семье эти книги.

Ведущий. Да, суровыми бывают зимние братья-месяцы. Вспомните, как были наказаны мачеха и её дочь. Также сурова и беспощадна может быть зимняя природа.

Чтец.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А.С.Пушкин.)

Ведущий. Давайте попросим выйти к нам нашу гостью – Алевтину Александровну Марутину, учителя русского языка и литературы нашей школы, любителя поэзии, мастера художественного чтения.

— Алевтина Александровна, в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» буря уже отбушевала. Мы хотим послушать это стих. в Вашем исполнении. Помогите нам перенестись в необъятные снежные просторы и вместе с лирическим героем промчаться в санях по утреннему снегу.

(Марутина А.А. читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»).

Ведущий. Всё радостно и празднично в этом пейзаже. А какие праздничные дни ожидают нас зимой? (Новый год, Рождество, Святки, Крещение)

Ведущий. Шумными и весёлыми были зимние праздники. Зимой коледовали, девушки гадали, устраивались зимние забавы на улице, водили хороводы вокруг ёлки. Я тоже приглашаю вас в хоровод!

(Исполняется «Вдоль по улице метелица метёт, скоро все она дорожки заметёт»)

Ведущий. Представьте, что мы снова оказались в зимнем лесу. Теперь это светлая берёзовая роща.

(Слайд 9)

«Февральская лазурь» — так называется известная картина художника Грабаря.

Февраль подарил нам чудесное особенное утро, которое художник так замечательно изобразил на своей картине.

Свежие документы:  Урок для 4 класса на тему «Я и мои друзья»

Крепкие, сильные берёзы взметнулись из сине-белых снегов и взлетели под самое небо. Когда смотришь на них, вспоминается стихотворение С.Есенина «Берёза». И это стихотворение мы хотим послушать в Вашем исполнении, Алевтина Александровна.

(Марутина А.А. читает стихотворение С.Есенина «Берёза»).

Закончить показ презентации.

Спасибо Вам, Алевтина Александровна, за подаренную радость.

А сейчас для всех нас прозвучит песня «Кабы не было зимы» в исполнении Т.В. Вотяковой. Приглашаем всех потанцевать под эту задорную музыку! (Включить минусовку песни).

Ведущий. Поэты – удивительный народ. Они по-особому наблюдательны, у них богатое воображение. В своих стихах они выражают чувства, эмоции. Как вы думаете, ребята, среди нас сегодня есть поэты?

Есть! И я с удовольствием представляю вам нашу гостью — Валентину Владимировну Соловьёву. Валентина Владимировна не только прекрасный учитель. Она ещё и мастерски пишет стихи, сочиняет пьесы, сказки, рассказы. Встречайте – Валентина Владимировна Соловьёва, наша местная поэтесса!

(Слово Соловьёвой В.В.)

Благодарим Вас, Валентина Владимировна.

С творчеством Валентины Владимировны мы имеем возможность знакомиться на страницах газеты «Земля ветлужская».

В школьной и сельской библиотеке есть сборники стихов местных поэтов. В них вошли стихи наших земляков-ветлужан, в т.ч. и Валентины Владимировны.

Ведущий. Зима только начинается, и мы надеемся, что она ещё порадует нас снежными пейзажами, морозом, и, конечно же, весёлыми новогодними и рождественскими праздниками.

Вы ждёте Новый год, ребята? Не боитесь, что дедушка Мороз заморозит? А вот сейчас проверим!

(Игра с воображаемым д. Морозом «Мы Мороза не боимся»)

Ведущий. А что, если дед Мороз загадки вам принесёт, угадаете? А давайте попробуем! (Доскажи словечко)

Зимние загадки


Он пришёл нежданно,

Удивил нас всех,

Для ребят желанный

Белый-белый ….



Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ….



Едва повеяло зимой –

Они везде всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их ……





Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец — …..



Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

Кто это?



Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают.





Молодцы! Будем с нетерпением ждать наступления новогодних и рождественских праздников.

Ведущий. А долгими зимними вечерами будем чаще вспоминать о книгах. И читать их вместе, всей семьёй, наслаждаясь при этом и чтением, и тёплым отношением друг к другу. Книги помогут нам стать ещё ближе, ещё роднее. Читайте! До новой встречи!









Список использованной литературы

Капшай Н.П. Учимся понимать поэзию и мир. Стихотворение С.Есенина «Берёза» // Журнал «Литература в школе» № 7, 1998.

Коршунова Н.С. Стихи о первом снеге // Журнал «Литература в школе» № 1, 1996.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: