Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №90
Дорогой доброты
Конспект
методической разработки
урока благотворительности,
3-4 класс
подготовила
учитель начальных классов
Гречкина Алла Борисовна
город Тольятти
2012 год
Содержание
I. Введение
II. Урок благотворительности
Игра-путешествие «Дорогой доброты»
III. Используемая литература
IV. Приложения к уроку благотворительности «Дорогой доброты»:
Приложение 1
Рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост»
Приложение 2
План подготовительной работы к уроку благотворительности «Дорогой доброты»
Приложение 3
Задание для группы «Искорки»
Приложение 4
Памятка для учащихся «Поиск информации»
Приложение 5
Бланк самооценки
Приложение 6
Бланк рефлексии
Приложение 7
Бланк взаимооценки
Приложение 8
Интерактивная викторина А знаете ли вы
Приложение 9
Приложение 10
Презентация к уроку благотворительности Дорогой доброты
I. Введение
Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из личностных ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности-любви. Призыв «спешите делать добро» становится определённым жизненным правилом организации социальных отношений, которому противостоит тенденция насилия, разрушения, зла.
В настоящее время изучение истории и современности российской благотворительности является чрезвычайно актуальным. Пройдя длительный путь, отечественная благотворительность и меценатство могут многому научить современное общество и отдельных его представителей, имеющих желание и возможности помогать нуждающимся и поддерживать науку и искусство.
Младший школьный возраст это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этом возрасте впервые ребёнок осознаёт отношения между ним и окружающим миром, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения людей, нравственных оценках, то есть вступает в сознательную фазу.
Своевременно давая детям первоначальные представления об идеях благотворительности и меценатства, знакомя их с деятельностью известных благотворителей, мы пробуждаем в ребятах их стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней, развиваем и воспитываем личность человека нравственного, культурного, деятельного созидателя и гражданина своей страны.
II. Урок благотворительности
Игра-путешествие «Дорогой доброты»
Цель: способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Задачи:
Расширить представления обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла, раскрыть понятия «благотворительность», «меценат»;
Познакомить с идеями и историей благотворительности и меценатства в России, в Самарской губернии, городе Тольятти;
Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;
Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,
используя современные технические средства;
Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся;
Объединить усилия учителей, родителей, для совместной деятельности по воспитанию и развитию обучающихся.
Планируемые результаты учебной деятельности
Предметные:
-формирование на базе имеющейся информации правильного представления о благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни общества в разные исторические периоды человеческого общества;
-совершенствование техники работы на компьютере, с использованием основных устройств компьютера для ввода, обработки информации;
— проектирование информационного изделия, используя дизайн создания документа под руководством учителя, соблюдая критерии оценивания презентации, распределение роли в группе для совместной работы в документе, оформление коллективного продукта совместной деятельности.
Личностные учебные действия:
— осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу
другим, формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена;
-формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.
Регулятивные учебные действия:
— умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).
Познавательные учебные действия:
— выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;
—развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ИКТ-компетентности
-овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;
-нахождение главного в собранной информации;
-знакомство с созданием Google-презентаций, представление своей работы в форме презентации;
-осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).
Используемые методы:
словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод проектов, метод презентации.
Формы работы: сетевое взаимодействие, коллективная, индивидуальная и групповая работа.
Методические комментарии:
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося— знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.
Современные школьники неплохо ориентируются в интернете, проявляют огромный интерес к использованию технических средств обучения.
Совместное сетевое взаимодействие дает возможность учителю формировать не только ИКТ-компетентность обучающегося, но и универсальные учебные действия, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Возраст учащихся: 9-10 лет.
(Данный урок проводится в 3-4 классах, но практика показывает, что можно проводить уроки и в 1-2 классах, для этого надо снизить уровень трудности заданий, прописать соответствующие пошаговые инструкции).
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, система контроля и мониторинга качества знаний PROClas (для проведения интерактивной викторины «А знаете ли вы?»), сервисы- Google, электронная презентация—Google, фотоальбом «Твори добро»; музыкальные записи: песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленькй Мук», Энтина Ю., Минкова М.), музыка Флярковского А. «Будьте добры»; плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце», толковые словари Ожегова С.И., портреты меценатов и благотворителей, таблички с пословицами и поговорками о доброте, набор слов, обозначающих качества характера, которыми должен обладать благотворитель (для игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»), у каждого ребёнка «волшебный клубочек» для продолжения путешествия.
Методические комментарии:
Урок благотворительности проводится в форме познавательной игры-путешествия. Готовясь к игре, дети делятся на группы, получают маршрутные листы в виде задания для групп. Путешествовать по остановкам доброты помогают «волшебные клубочки». На остановке ребята выполняют задания и прикрепляют лучики к солнцу.
Игра-путешествие «Дорогой доброты» проводится на классном часе, подготовительная работа проходит на внеурочных занятиях клуба «Юные патриоты».
Подготовительная работа к игре
Обучающиеся выполняют задания согласно плану работы: знакомятся с правилами игры; осуществляют поиск информации, подбор фактов, примеров по теме; заполняют совместную Google-презентацию (блог «Почемучки»); взаимодействуют с учителем при возникновении вопросов; обсуждают полученные результаты работы в группе; разрабатывают мини-проекты благотворительности и готовятся к защите; продумывают план представления результатов работы.
Проведение игры-путешествия «Дорогой доброты»
Используется презентация совместно составленная учителем и группами детей: «Искорки» (слайд 7 и 11), «Огоньки» (слайд 8 и 12), «Светлячки» (слайд 9 и 13).
Остановки игры:
Литературная поляна
Владения мудрой совы
Островок важных слов
Реки истории
Долина творчества
Городок знаний
Подведение итогов
Обучающиеся участвуют в проведении интерактивной викторины «А знаете ли вы?»; заполняют «Бланк взаимооценки» (Блог «Почемучки») и «Бланк самооценки» на занятиях клуба «Юные патриоты», «Бланк рефлексии» на уроке, при подведении итогов работы.
Учитель на занятиях внеурочной деятельности проводит вводную беседу, знакомит детей с различными источниками информации по теме, консультирует обучающихся по возникшим вопросам; организовывает сетевое взаимодействие в блоге «Почемучки» (Приложение 2-7, 10) (план работы, маршрутные листы в виде задания для групп №1-3, готовит шаблон общей Google -презентации и инструкции по заполнению слайдов, «Бланк взаимооценки», заполняет «Таблицу продвижения учащихся»), организует процесс планирования деятельности обучающихся по подготовке и защите мини-проектов; организует посещение Тольяттинского краеведческого музея; планирует консультации для родителей обучающихся и подведение итогов работы.
Ход урока
I этап урока. «Вводный»
1. Организационный момент
2. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока
1) Вступительное слово учителя:
(Звучит запись песни «Дорогою Добра» из к/ф «Маленькй Мук», Энтин Ю., Минков М.)
— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Как стало светло вокруг от ваших улыбок! Вспомните все добрые слова и прошепчите их друг другу.
(Представляется пара учащихся, вспомнивших наибольшее количество слов).
-Подумайте и закрасьте «светофорики» настроения: если радостное настроение-жёлтым цветом, грустное-серым цветом. (Показ «светофориков»).
2) Игровое задание
Методические комментарии:
Для того, чтобы попасть на новую остановку игры, дети каждый раз выполняют игровое действие: три раза подбрасывают вверх свой «волшебный клубочек» и шепчут слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».
На доске размещено изображение солнца (пока без лучей), символизирующее человека, занимающегося благотворительностью. На протяжении всей игры дети, выполнив задание, прикрепляют к солнцу луч. В конце путешествия солнышко собирает все лучики, перевернув лучи, дети прочитают качества характера, которыми обладает благотворитель.
Слайд 3
-Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным. А без чего мир не может существовать, погибнут растения, птицы и все то, что нас окружает и радует?
Ответ детей – «Солнце».
-Перед нами круг, но нет лучей. Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди-лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы в нашем путешествии.
-Устраивайтесь поудобнее, начинаем увлекательную и познавательную игру-путешествие «Дорогой доброты». (Показ карты).
— Как выдумаете, какие цели мы поставим перед собой, отправляясь путешествовать «Дорогой доброты»? (Ответы детей).
-Сегодня выясним, какими качествами должен обладать добрый человек, способный оказать помощь нуждающимся; поговорим о благородных поступках людей; узнаем историю благотворительности; будем учиться строить взаимоотношения с окружающими по «законам добра». А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле оно засияло ярко! (На протяжении всей игры дети, выполнив задание, прикрепляют к солнцу лучик).
-Давайте с вами возьмём «волшебные клубочки» и прошепчем слова: «Наш клубочек, не спеши, верный путь нам укажи».
II этап урока. «Основной»
Слайд 4
1.Остановка «Литературная поляна»
— Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с вашим сверстником, скромным, молчаливым, добрым мальчиком Семой Пичугиным, героем рассказа Е.Пермяка. Послушайте…
1) Учитель читает рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост». (Приложение 1)
2) Анализ произведения.
— Ребята, как вы думаете, почему мосты менялись, а название оставалось неизменным — «Пичугин»?
— О чём мечтали друзья Семы?
— Какой мостик сделал Сёма?
— Для кого мальчик сделал мост?
— Каким был Сёма?
(Ответы детей)
— Иногда, видя, как кто-то совершает плохой поступок, мы часто восклицаем: «Да, есть ли у него сердце?!» Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце живёт доброта, благородство, забота о других. Как бы вы назвали такого человека?
(Ответы детей)
-Такого человека можно назвать благотворителем.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 5
2. Владения мудрой совы
Учитель:
-Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?
(Ответы детей).
Игра «Доскажи словечко»
Пословицы закрыты с помощью шторы на интерактивной доске, учитель читает начало, а дети хором произносят конец, далее пословица открывается для проверки и т. д.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того бог отблагодарит.
Добрые умирают, да дела их живут.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Доброе дело питает и душу и тело.
Делай другим добро — будешь и сам без беды.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
За добрые дела добром платят.
— Сравните пословицы, чем они похожи? (Ответы детей)
-В пословицах выражена мудрость народа и мыль о том, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот вам за это награда – лучик солнца, прикрепите его к солнышку.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 6
3.Островок важных слов
Методические комментарии:
На данном этапе целесообразно провести словарную работу с использованием
толковых словарей Ожегова С.И.. Работая в паре, дети самостоятельно находят вариант соединения слова и его значения, затем проверяют ответ по словарю.
— Ребята! На нашем пути препятствие-нам встретились незнакомые слова. Что же они обозначают? Подумайте в парах и соедините в таблице слово с его значением. Если нужно, то проверьте себя по толковому словарю.
Слова | Значения слов | |
1. | Акция- | богатый покровитель наук и искусств, материально их поддерживающий (чаще всего, безвозмездно). |
2. | Благотворительность- | сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам. |
3. | Меценат- | любовь к родине. |
4. | Милосердие- | оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры). |
5. | Патриотизм- | действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. |
Ответ: в словаре Ожегова С.И. даются следующие определения:
Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Благотворительность-оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).
Меценат-богатый покровитель наук и искусств, материально их поддерживающий (чаще всего, безвозмездно).
Милосердие – сострадательность, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и оказание помощи монастырям, церквям, приютам.
Патриотизм-любовь к родине.
— Молодцы, препятствие преодолели, теперь всё ясно и понятно. Прикрепляем к солнышку лучик и продолжаем путешествие.
Слайд 7
4. Реки истории
Методические комментарии:
Презентация сопровождается выступлениями заранее подготовленных учеников. Группы представляют подготовленные сообщения по теме: группа «Искорки»-«Историческая справка о благотворительности в России», группа «Огоньки»-«Из истории развития благотворительности в Самарской губернии», группа «Светлячки»-«Благотворительность в моём городе». От каждой группы могут выступить 2-3 человека. Остальные учащиеся внимательно заслушивают выступления, после проводят взаимооценку работы групп, заполнив бланк в блоге «Почемучки» по следующим критериям: содержание рассказа, соответствие картинки теме, грамотность, оформление слайда (приложение 7).
1) Историческая справка о благотворительности в России
-Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю и её началом принято считать 988 год – дату Крещения Руси. При всех монастырях раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, приюты, школы для сирот, библиотеки. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия.
-Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выделял суммы на выкуп русичей из плена.
-Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».
-Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П., наш земляк, один из таких благотворителей.
-Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Однако в годы Великой Отечественной войны для обороны страны было собрано 200 миллионов рублей.
-7 июня 1995 года Государственной Думой России был принят Федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Минутка отдыха (движения под музыку)
Слайд 8
2) Из истории развития благотворительности в Самарской губернии
—Толстой Л. Н.— великий русский писатель. В связи с лечением кумысом и приобретением с этой целью хутора в Самарской губернии (ныне Алексеевекий район Самарской губернии) неоднократно посещал Самару и села в окрестностях хутора Толстых (Гавриловка, Патровка). Великому писателю принадлежит заслуга организации помощи голодающему крестьянскому населению губернии во время голода 1873 и 1891— 1892 гг.
— Шкот С.А.-открыла в Самаре в 1867 году частный пансион, в котором, в первый же год его существования, училось 15 девочек. Судя по объявлению, сделанному Софьей Андреевной, это была частная школа для девиц высшего и среднего сословий, в которой обучали русским предметам, французскому и немецкому языкам, музыке, рисованью и рукодельям”
-Головкин К.П.-самарский купец, меценат, художник, который, несмотря на скромное происхождение, был настоящим русским интеллигентом. В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку музея. Был активнейшим участником ежегодных выставок самарских художников и жертвователем своих произведений в фонд музея, страстным коллекционером, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею. В результате активной деятельности Константина Павловича в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая в себя работы и самарских художников и знаменитых русских живописцев.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 9
3) Благотворительность в моём городе.
Наш молодой город Тольятти вырос в удивительно красивом месте, на берегу великой русской реки Волги. Живописны её берега, славна и богата история старого Ставрополя, достойными преемниками его традиций по праву гордимся мы сегодня. Одной из таких традиций была традиция оказания помощи нуждающимся. Среди меценатов, которые внесли существенный вклад в историю развития благотворительности города, выделяется Яркин Владимир Валерьевич.
Яркин В.В.- председатель совета директоров холдинга «АвтоТрейд». Активно занимается общественной деятельностью. Ежегодно признается меценатом города Тольятти и меценатом Самарской губернии.
Благотворительная деятельность Яркина Владимира Валерьевича вне конкуренции: с 2005 года им было осуществлено множество проектов в поддержку культурного наследия города. Общественное признание в виде титула мецената года он получает заслуженно: с его помощью Молодежный симфонический оркестр Поволжья смог принять участие в фестивале за границей, театр «Дилижанс» возобновил показ мюзикла «Алые паруса», театр «Колесо» пригласил на гастроли в Тольятти всемирно известных актеров, состоялся международный детский фестиваль гандбола. И это ещё не всё! Многое воплощено в жизнь, но много еще предстоит сделать. Ведь меценат — это состояние души. Меценат — это звучит гордо, и это звание нужно оправдывать беспрерывно.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 10
5. Долина творчества
-Ребята, а какие добрые дела вы можете делать, чтобы помочь другим?
Дети представляют мини-проекты «Твори добро!»
Методические комментарии
Во время подготовительной работы дети получают задания по группам:
Подумайте и ответьте на вопросы:
Кому может быть нужна наша помощь, кому не хватает вашей доброты и участия?
Чем вы можем помочь другим людям?
Что вы сделаете доброго в первую очередь?
Какие добрые дела уже сделаны?
Представьте, что вы-различные благотворительные организации.
1.Придумайте название и эмблему организации.
2. Разработайте мини-проекты благотворительных акций, которые могли бы
реально осуществить.
3. Подготовиться к презентации мини-проектов, представить свою работу.
Несмотря на деление класса на 3 группы, на практике в каждой акции участвуют и представители всех групп детей, принимают участие в мероприятиях и родители обучающихся; участники акций составляют общий фотоальбом «Твори добро». (Приложение 9)
Слайд 11
Группа «Искорки»
Благотворительная организация «Память»
Акция «Спасибо Вам за жизнь»
Цель: милосердное отношение к защитникам Отечества: ветеранам Великой Отечественной войны, участникам современных военных конфликтов, военнослужащим; гордость за героические страницы прошлого, сохранение памяти о подвигах защитников.
Выступление учащегося:
—Чтобы быть милосердным, не обязательно иметь капитал. Проявлять это качество можно, просто бескорыстно даря добро и тепло другим людям, особенно если речь идёт о тех, кто, пережив все ужасы и лишения Великой Отечественной войны, выстоял сам и подарил жизнь последующим поколениям. К сожалению, время неумолимо, и с каждым годом остаётся всё меньше свидетелей тех страшных и трагических событий. Тем важнее успеть сказать им слова благодарности, оценить тот подвиг, который они совершили, а самое главное – сохранить эту память навечно, бережно передавая от поколения поколению.
Наш вклад в дело благотворительности:
1.Организовать шефство над ветеранами Великой Отечественной войны Топилиным С.А.(25.09.1912 г.р.) и Фисечко В.И.(02.07.1924г.р.).
2. Готовить концерты и поздравление для ветеранов Великой Отечественной войны ко всем знаменательным датам.
3. Организовать коллективное творческое дело «Поздравление со 100-летием Топилина С.А.(25.09.1912 г.р.) ».
4. Выпускать коллективную сетевую Wiki-газету «Огонёк», посвящённую 9 мая, 23 февраля (блог «Почемучки»).
5. Ко дню защитника Отечества собрать посылку солдатам: изготовленные сувенирные подарки, канцтовары, письма военнослужащим и отправить в воинскую часть.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 12
Группа «Огоньки»
Благотворительная организация «Солнышко»
Акция «Капельки радости»
Цель: проявление чувства милосердия, доброты при общении со сверстниками из детских домов; оказание посильной помощи детям, воспитывающимся в учреждениях для детей-сирот
Выступление учащегося:
— Рядом с нами живут дети, которые нуждаются в помощи. Дети-сироты они ничьи. У них нет мамы, которая стеной оградит от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут, они-маленькие. По материалам последней статистики города Тольятти в детских домах и интернатах нашего города воспитываются более 500 детей, потерявших семью и дом. Все они нуждаются в доброте, помощи. Наше государство заботится о них. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И мы не должны быть равнодушны к беде ближнего. Милосердие-это наше дело.
Наш вклад в дело благотворительности:
1.Посетить школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и показать для ребят концертную программу «Разноцветная радуга»; организовать игру «Конвертики счастья».
(Готовятся конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет и подписываются. В готовые разноцветные конверты ребята кладут записки, забавные открыточки, конфетки, наклейки, рисунки. Конвертики дарят детям. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекает всех).
2.Собрать передачу для детского дома: книги, игрушки, развивающие игры, одежда, канцелярские товары; диски с музыкой, кинофильмами и анимацией.
(Родители оказывают материальную помощью детям-сиротам покупкой памперсов и лекарств).
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 13
Группа «Светлячки»
Благотворительная организация «Друзья»
Акция «Поможем живой природе»
Цель: охрана окружающей среды и бережному отношению к живой природе.
Выступление учащегося:
—Живая природа – это удивительный, сложный, интересный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира.
А жизнь на Земле, по мнению учёных, может существовать при одном условии: если земная поверхность постоянно будет покрыта зеленой растительностью. Мы знаем, что растительный мир возник первым на нашей планете, и только с его деятельностью развилось все разнообразие живых организмов.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Но часто природе угрожает опасность и над этим надо задуматься людям.
Например, подсчитано, что значительное количество птиц гибнет от бескормицы в непогоду во время перелетов, а остающиеся у нас на зиму оседлые виды гибнут во время сильных морозов и снегопадов из-за нехватки кормов. Подкормка птиц зимой может сократить их убыль. Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование.
А как страшно смотреть в глаза бездомной собаке или кошке! Их глаза просят о помощи, в них надежда. Брошенные животные ни в чем не виноваты, ведь их жизнь зависит от нас: хороших или плохих хозяев. Тревожную картину сегодня наблюдаем на улицах города: там всё больше бродячих животных. Некоторые жители просто выбросили на улицу своих когда-то любимых домашних питомцев.
Наш вклад в дело благотворительности:
1.Совместно с родителями изготовить более 60 кормушек, 20 скворечников, которые разместить на деревьях и кустарниках, растущих на территории образовательного учреждения, в парках, скверах, лесных массивах, около домов.
2.Организовать КТД «Моя клумба» (посадка цветов на созданных клумбах в школьном дворе и в микрорайоне).
3.Принимать участие в мероприятиях по улучшению экологического состояния школьного двора.
4.Расклеить агитплакаты с призывом не терять своих домашних питомцев.
5. Пригласить на классный час работников приюта для бездомных животных города Тольятти.
6. Собрать и отправить для бездомных животных приюта сухой корм, сухари и крупы, старые вещи, коврики для подстилок, газеты и средств по уходу за животными.
7. Принять участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра».
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
Слайд 14
6. Городок знаний
Интерактивная викторины «А знаете ли вы?» (Приложение 8)
Цели:
-Проверить усвоение основных понятий по теме благотворительности; знание истории благотворительности и меценатства в России;
— формирование логического мышления.
Методические комментарии
В ходе интерактивной викторины обучающиеся будут иметь возможность проверить полученные знания по теме благотворительности и углубить познания в данном вопросе, расширить свой кругозор.
Интерактивная викторина создана в форме презентации PowerPoint, проводится с помощью программы PROCLass. На интерактивную доску выводится один вопрос и три варианта ответа. Обучающиеся с помощью беспроводных пультов голосования, в течение одной минуты, выбирают верный ответ. После ответа на вопрос появляется диаграмма анализа ответов обучающихся, которая отражает степень усвоения материала. По окончанию викторины открывается отчёт по итогам выполнения заданий. Определяются победители, им вручаются дипломы.
Данную викторину можно проводить и без программы PROCLass, в этом случае ответы оценивает учитель.
Дети прикрепляют к солнцу лучик.
7. Завершение игрового задания «Прикрепи лучики к солнцу»
-Ребята! В течение урока вы думали над вопросом: какими качествами должен обладать человек, способный оказать помощь нуждающимся. Теперь, когда солнышко засияло ярко, прочтём хором эти слова, обозначающие качества характера. (Учитель переворачивает листочки с лучами солнца, дети читают слова: доброта, милосердие, человечность, внимание, сострадание, благородство, патриотизм, уважение, великодушие, миролюбие).
-А каких слов, обозначающих качества характера благотворителя, здесь не может быть?
(Бессердечность, вспыльчивость, злорадство, эгоизм, хвастовство, грубость, скупость, ложь, зависть).
-Благотворитель-это человек, обладающий богатым внутренним миром.
-На наших лучиках написаны те качества, которыми должны обладать добрые, щедрые люди, способные помочь нуждающимся. Так значит ребята, если люди обладают этими качествами, то мир становится солнечным и прекрасным. И чтобы вы не забыли об этом, я каждому из вас подарю маленькое солнышко – частичку нашего большого солнца, как символ добра, любви и красоты, которое вы унесете с собой.
Вручение подарков детям (Звучит музыка Флярковского А. «Будьте добры»).
III этап урока. «Итоговый»
1.Подведение итогов. Рефлексия.
Методические комментарии
Рефлексия – это деятельность человека, когда он осмысливает свою проделанную работу, испытанные во время работы чувства и переживания, думает над тем, доволен он или не доволен результатом.
Дети заполняют «Бланк рефлексии» (приложение 6.), который будет храниться в личном портфолио, закрашивают облачко настроения, чувств и переживаний.
— Вот и закончилась игра-путешествие «Дорогой доброты». Дети, вы-наши солнышки, и, чтобы мы гордились вами — будьте добры, дарите любовь друг другу, тепло, помощь, не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые слова, умные мысли, за творческое отношение к работе.
III. Используемая литература:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Савинов Е.С.]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. — М.: Просвещение, 2010. -152 с.
Классные часы: Авт. – сост. Максимова Т.Н. – М.: ВАКО, 2008.
Едидович Л.В. «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни». – Самара, 2007.
Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии.– Самара: Самарский Дом печати, 1993.
Тутубалина Н.В.. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.
Большая Российская Энциклопедия. М, Научное издательство «БРЭ», 2005 г
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 (Электронная универсальная энциклопедия).
Ресурсы сети Интернет:
1. Коллективное сетевое взаимодействие:
https://sites.google.com/site/itactivity2012/p3_1
2. Разработка проекта:
https://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/
Федеральный Государственный Образовательный стандарт:
Меценаты Тольятти-Яркин В.В.
https://tlttoday.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=47&pop=1&page=0&Itemid=1
IV. Приложения
к уроку благотворительности «Дорогой доброты»
Приложение 1
Рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост».
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорил один, на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. – Сразу про тебя все узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. – Тогда уже во всех странах будут знать.
А Сёма Пичугин ни о чём таком и не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было трудно.
В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он им рубить ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держать не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сёма приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.
Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот так оно в жизни получается.
Приложение 2
План
подготовительной работы к уроку благотворительности «Дорогой доброты»
(Клуб «Юные патриоты»)
1.Знакомство с правилами игры-путешествия «Дорогой доброты».
2. Посещение Тольяттинского краеведческого музея.
3. Работа групп по поиску информации по темам:
Благотворительная деятельность в России.
(Группа «Искорки»)
Из истории развития благотворительности в Самарской губернии.
(Группа «Огоньки»)
Благотворительность в моём городе.
(Группа «Светлячки»)
4. Разработка мини-проектов благотворительных акций.
5. Заполнение совместной презентации к уроку благотворительности «Дорогой доброты»:
1) группа «Искорки»-слайд 7 и 11
2) группа «Огоньки»-слайд 8 и 12
3)группа «Светлячки»-слайд 9 и 13
6.Подготовка к защите мини-проектов благотворительных акций.
7.Заполнение «Бланка самооценки».
8.Заполнение «Бланка взаимооценки» (Блог «Почемучки»).
Приложение 3
Задание для группы «Искорки»
(аналогичные задания даются и для других групп)
Оформление слайда презентации
Отрыть слайд. | |
2 | Оформить название, продолжая начатую запись на слайде. |
3 | Переход на другую строку (клавиша Enter 1 раз). |
4 | Прочитать всё, что получилось, проверить ошибки. |
5 | Написать текст по теме: |
6 | Вставка картинки: |
7 | Подписать картинку и проверить. |
Приложение 4
Памятка для учащихся «Поиск информации»
Прежде чем начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет «не сбиться с курса».
Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удерживаться в рамках определенного времени. В этом поможет будильник или таймер.
Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:
подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме,
составить список используемых поисковых систем и каталогов,
составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме, подобрать информацию по данной теме,
предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме.
В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем
не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их.
Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети.
Приложение 5
Бланк самооценки
Как заполнять?
Укажи фамилию, имя
Напротив мероприятия раскрась четырёхугольник, который соответствует предложенным ниже оценкам.
Фамилия, имя______________________________________________
Я испытываю трудности | Надо поработать ещё | Справился | |
1.Поиск информации по теме |
|
|
|
2.Обсуждение и заполнение совместной презентации |
|
|
|
3. Интерактивная викторина «А знаете ли вы?» |
|
|
|
4.Рефлексия |
|
|
|
5. Итоги мини-проекта благотворительной акции |
|
|
|
Приложение 6
Бланк рефлексии
Дорогой друг!
Перед тобой бланк рефлексии. Он будет храниться в твоём портфолио.
Рефлексия – это деятельность человека, когда он осмысливает свою проделанную работу, испытанные во время работы чувства и переживания, думает над тем, доволен он или не доволен результатом.
Как заполнять?
Укажи фамилию.
Закрась «облачко твоего настроения».
|
____________________________________________________________________________
Работать на уроке было:
Своей работой я:
Мое настроение от работы на уроке:
Спасибо за участие!
Фамилия, имя | Верно-оранжевый | Содержание рассказа | Соответствие картинки теме | Грамотнось | Оформление слайда | Итог | ||||
Группа «Искорки» | Не верно-белый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Донской К | слайд 8 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Евтушенко М | слайд 8 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Егоренко И | слайд 8 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жерноклеева В | слайд 8 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заикин М | слайд 9 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стенчина В | слайд 9 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тихонова А | слайд 9 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чурсина А | слайд 9 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа «Огоньки» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Артанов А | слайд 7 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Артёменко В | слайд 7 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Балашов Д | слайд 7 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Барбаш К | слайд 7 и13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бауман Н | слайд 9 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бражникова П | слайд 9 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Визгирд Д | слайд 9 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Горбань К | слайд 9 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа «Светлячки» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зеленина В | слайд 7 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Калинин Г | слайд 7 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Картаков Д | слайд 7 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краснобаева М | слайд 7 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кривохижина Е | слайд 7 и12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кудашёв А | слайд 8 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Митюшникова О | слайд 8 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Павловский Р | слайд 8 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рогожкина Е | слайд 8 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исянова А | слайд 8 и11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|