Орфографическая работа и звуко-буквенный анализ в начальных классах (пример работы)


МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»















Орфографическая работа

и звуко-буквенный анализ

в начальных классах

(пример работы)













Составитель:

учитель начальных классов

Седусова Ольга Владимировна




2015 г.


  1. Правописание парных согласных на конце слова.

Отгадайте загадки:


Без рук, без ног. рисовать умеет. (Мороз)


На дворе горой. а в избе водой. (Снег)


Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)


По горам по долам ходит шуба и кафтан. (Овца)


Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)


Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою. но солнце её припечёт – заплачет она и умрёт. (Сосулька)


Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)


Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать. (Утёнок)


Летом бежит. а зимой стоит. (Река)


Серое сукно тянется в окно. (Пар)


На доску вывешиваются слова – отгадки: мороз, снег, радуга, овца, лёд, сосулька, ёж, утёнок, река, пар.


— Прочитайте слова и подумайте на какие 2 группы их можно разделить эти слова?

(Начинаются на буквы гласных звуков и начинаются на буквы согласных звуков, слова обозначающие явления природы и слова называющие животных, оканчиваются на буквы гласных звуков и оканчиваются на буквы согласных звуков.)

Слова записываются в два столбика:

мороз радуга

снег овца

лёд сосулька

ёж река

утёнок

пар

— Прочитайте слова первого столбика. Какое слово лишнее? Почему?

(Все слова заканчиваются на буквы парных звуков, слово пар заканчивается на букву непарного звука).

— Что мы знаем о словах заканчивающихся на буквы парных звуков?

— Как узнаем какую букву нужно писать?


  1. Правописание мягкого знака у существительных после шипящих.

Работа в группах. (Дети самостоятельно выводят правило.)


На доске слова: рожь, нож, ночь, кирпич, мышь, шалаш.

— Разделите слова на две группы.

— По какому признаку можно разделить на две группы?

рожь нож

ночь кирпич

мышь шалаш

Составьте правило.

1подсказка – что в словах особенного? (Слова на шипящие).

2 подсказка – в чём особенность написания этих слов? (После шипящих в левом столбике есть мягкий знак, а в правом нет мягкого знака.)

3 подсказка – какой частью речи являются?

4 подсказка – определить род существительных.

5 подсказка – что пишет после шипящих женского рода, как пишутся существительные мужского рода?

Дети выводят правило. Выясняется сколько подсказок потребовалось каждой группе, чтобы составить правило.

Чтение правила в учебнике.


  1. Упражнения с элементами какографии.

Разве можно без улыбки

Видеть Васины ошибки.

Пишет Вася – первоклассник

«Код Пушок бальшой проказник

Он опять забрался в банку,

Сел у бабушки сметану».

«Я хадил сегодня в лез,

Там на дериво залес,

А потом спускался вниз

Да нечяенно повиз»

Быстро Васе помогите

Все ошибки отыщите!

— Ребята, кто из вас найдет больше всего ошибок. Объясните правописание этих букв.


  1. Умение определять орфограммы.

Чашка, шишка и пружина.

Кочка, строчка и машина,

Кошка Муська, бык буран,

Конь Орлёнок, пёс Полкан,

Гриб, корова, лось, лиса,

Анна, ванна, чудеса,

Щука, чаща, почка, класс –

Сколько правил здесь для вас?

(Правописание сочетаний ча , ща; чу, щу; жи, ши; чк; правописание безударных гласных в корне; большая буква в кличках животных; правописание парных согласных на конце слова, двойные согласные.)


6. Звуко – буквенный анализ.

Маленькое дело лучше большого безделья.

— Прочитайте.

— Что это? (Пословица)

— Как вы её понимаете?

— Назовите буквы гласных звуков. (а, е, о, у)

Названные буквы убираются.

М л ньк е д л л чш б льш г б зд лья.

— Почему осталось две буквы е и я? (Обозначают два звука).

Убираем их.

М л ньк д л л чш б льш г б зд ль .

— Какая буква лишняя? (ь – не обозначает звука).

М л н к д л л чш б л ш г б зд л .

— Назовите буквы согласных звуков.

— Чем они отличаются? (Парные и не имеющие пары)

Уберём буквы звуки, которых не имеют пары.

к д ш б ш г б зд

— Назовите какие буквы остались?

— На какие две группы можно разделить эти буквы? (Буквы звонких звуков и буквы глухих звуков)

Уберём буквы звонких звуков.

к ш ш

— Какие буквы остались?

— На какие две группы можно разделить? (Звук [к] бывает твердым и мягким, а звук [ш] всегда твердый.

— Какое правило вы знаете с использованием буквы ш?

— Напишите 5 слов на это правило.

Свежие документы:  Урок на тему "Сделаем школу и село цветущими"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: