Урок: познание мира
Тема: Профессии наших родителей. Наш труд.
Цель урока: Обогащать знания учащихся о профессиях людей , работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. Учащиеся доказывают важность, необходимость и значимость любого труда людей.
Задачи:
• развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять).
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
• воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Вид и форма работы | Модули программы | Барьеры | Оценивание О д О | Включая всех | Оборудование и ресурсы | |
Организационный | Разминка «Цыплятки» | Новые подходы в преподавании и обучении. |
|
|
| Слайды и аудиозапись |
Самоопределение к деятельности | — О чём мы говорили на прошлом уроке? — Кто из этих людей следит за соблюдением правил дорожного движения, поможет взрослому и ребёнку в случае необходимости? (Милиционер.) — Думаю, остальных людей вы тоже узнали, кто это? (Продавец, строитель, водитель, врач.) — Расскажите, где вы встречали их, чем они занимаются. — Милиционер, продавец, строитель, водитель, врач — как можно назвать одним словом? (Профессии.) Задание: Отгадайте профессию по описанию
Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой: Дайте этому продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда. (Повар)
Кто за жёлтой шторкой? Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. И, конечно, непременно Подстрижёт вас современно. (Парикмахер)
Кто за зелёной шторкой? Охранять границу — важно! И его туда зовут. С верным псом они отважно Службу РОДИНЕ несут. (Пограничник)
Кто за розовой шторкой? Если вдруг беда случится, Где-то что-то загорится, Он, туда поедет срочно. Он погасит, — это точно. (Пожарный)
| Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. |
| Выражение благодарности за совершенную работу. | Учащиеся отгадывают загадки. |
|
Работа по теме урока | Составление речёвок. Презентация групп.
У каждой группы в конверте лежат карточки с орудиями труда разных профессий и картинка представителя одной профессии. Учащимся необходимо составить коллаж для этой профессии и краткую презентацию по таблице.
| Новые подходы в обучении. Оценивание для обучения и оценивание обучения. | Сложности при работе в группе. | Выражение благодарности и мотивации к дальнейшей деятельности. Взаимооценка работы групп. | Учащиеся составляют речёвки. Готовят мини-презентацию своих групп. |
|
| Работа в группах . Игра «Отгадай профессию по действию». — Что общего у людей разных профессий? (они все трудятся, выполняют определённую работу). — Отгадайте, люди, каких профессий выполняют такую работу.
Задание: У каждой группы карточки с названием профессии и действием. Вам необходимо установить соответствие между профессией и действием. 1 Группа 1) Поезд водит – ( машинист). 2) Пашет в поле – ( тракторист). 3) Самолётом правит – ( лётчик) 2 Группа 4) В школе учит нас – ( учитель). 5) Строит здания – ( строитель). 6) Красит стены нам – ( маляр). 3 Группа 7) Столы делает – ( столяр). 8) Песни нам поёт — ( певец). 9) Торговлей занят – ( продавец). 4 Группа 12) В доме свет провёл — ( монтер) 13) В шахте трудится — (шахтер) 14) В жаркой кузнице – ( кузнец). -Кто всё знает – молодец!
| Новые подходы в преподавании и обучении. |
| Выражение благодарности за совершенную работу. Взаимооценка работы групп. |
У каждой группы опорные слова, по которым учащиеся отгадывают профессию по действию.
| Карточки с названием профессии и действиями.
Слайд № 2 |
| Сказочные профессии. Игра «Отгадай сказочную профессию»
— У сказочных персонажей, героев мультфильмов тоже бывают профессии. Какой герой между Котом Матроскиным и Шариком? Кто он по профессии? Посмотрите отрывок из мультфильма, проверьте свою догадку. (Почтальон Печкин)
— О каком сказочном герое напоминает первый музыкальный фрагмент? (Доктор Айболит)
— О каком сказочном герое напоминает второй музыкальный фрагмент? (Бременские музыканты)
| Использование ИКТ. Новые подходы в преподавании и обучении. |
|
| Учащиеся прослушивают запись, просматривают отрывок из мультфильмов и отгадывают сказочную профессию. | Слайд № 3 |
| — Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.
|
|
|
| Учащиеся отгадывают профессию по орудиям труда. |
|
Игра «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда» — Посмотрите и подумайте, людям, каких профессий нужны такие предметы-помощники: инструменты или орудия труда? 1 Группа Врач
2 Группа Художник
3 Группа Швея
— Как называется профессия человека, изображённого в центре? (Садовник, цветовод, озеленитель.) -Что лишнее? Почему? 4 Группа
Садовник | Оценивание для обучения и оценивание обучения. Использование ИКТ. |
| Взаимооценка работы групп. |
|
Слайд № 4- | |
Игра
| Игра «Собери пословицу»
1. Не спеши языком, ( торопись делом). 2. Дело мастера ( боится).
3. Труд человека кормит, ( а лень – портит). 4. Делу время, (потехе — час).
5. Без труда не вынешь и ( рыбку из пруда). 6. Кончил дело (, гуляй смело).
7. Терпенье и труд (всё перетрут) 8. Кто не работает, (тот не ест)
| Оценивание для обучения и оценивание обучения. |
| Взаимооценка работы групп. | Учащиеся в группах собирают пословицы. Приклеивают их к своему коллажу.
|
|
Физминутка | Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.) Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.) потолок («красим потолок») и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.) Я — электрик. Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».) Только лампочку вкручу. («Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.) Приходите в новый дом (Ладони «домиком».) И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)
|
|
|
| Учащиеся выполняют движения, которые показывает ведущий.
| Карточки с пословицами. |
| Разгадывание кроссворда
Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». — На уроке мы говорили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А из этого стихотворения что узнали? (У каждого дела есть свой запах.) — Чем пахнет в булочной? Почему? — Почему куртка шофёра пахнет бензином? — Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник? — К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек? — Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду? Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.
-Какая же профессия самая важная? Инсценирование стихотворения «Кем быть?» 1 уч. Профессий много на Земле: Есть плотник, есть маляр, И трубочист всегда в золе, И в саже сталевар. Кем быть? Всегда встает вопрос Кто больше в жизни значит? И хоть пока я не подрос Хочу решить задачу. 2 уч . (берёт ножовку и топор) Нужные работники – Столяры и плотники! 3 уч. (берёт ватман и карандаш) Столяру – хорошо, а инженеру лучше. Я бы строить дом пошёл пусть меня научат. 4 уч. (берёт градусник) Инженеру хорошо, а доктору – лучше, Я б детей лечить пошла пусть меня научат. 5 уч. (берёт клещи и молоток) Докторам хорошо а рабочим – лучше. Я б в рабочие пошёл – пусть меня научат. 6 уч. (берёт трамвайчик — игрушку) На заводе хорошо а в трамвае – лучше, Я б в кондукторы пошел пусть меня научат. 7 уч. (берёт машинку) Кондуктору хорошо а шофёру – лучше, Я б шоферы пошёл пусть меня научат. 8 уч. (берёт самолётик) Быть шофером хорошо а лётчиком – лучше, Я б лётчики пошел пусть меня научат 9 уч. (берёт кораблик) Лётчику хорошо а матросу – лучше, Я б в матросы пошёл пусть меня научат. 1 уч. Не знаю, что выбрать Всего так много… (задумывается) — Да, знаю, кем хочу я быть, Чуть только подрасту. То педагогику учить Я в институт пойду! — А кем бы тебе хотелось быть? Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, у него «золотые руки». Я желаю вам правильно избрать свой путь.
|
|
|
|
| Слайд № 8
Слайд № 9-21 |
Рефлексия
| -Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд? -Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.
-На свете много разных профессий, каждая необходима и важна. • А кем хотели бы в будущем стать вы? У вас на партах лежат стикеры. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших стикерах с одной стороны, а с другой — свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание. — А сейчас прикрепите свои стикеры возле фотографии с видом нашего села Новоишимского. Вы прикрепили здесь стикеры потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора села и нашей Родины. |
|
|
|
| Стикеры, фото посёлка |
Труд человека кормит, а лень – портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кончил дело, гуляй смело.
4. Кто не работает, тот не ест.
1 Группа
1) Поезд водит –
2) Пашет в поле –
3) Самолётом правит –
2 Группа
4) В школе учит нас –
5) Строит здания –
6) Красит стены нам –
3 Группа
7) Столы делает –
8) Песни нам поёт —
9) Торговлей занят –
4 Группа
12) В доме свет провёл —
13) В шахте трудится —
14) В жаркой кузнице –
-Кто всё знает – молодец!
Речёвки
1 Группа
В космос мы летаем, о планетах много знаем!
2 Группа
Научим каждого читать, задачки сложные решать!
3 Группа
Шьём ребятам брючки, а девочкам юбочки!
4 Группа
Вылечим мы вас всегда, не болейте никогда!
Самоанализ урока
Познания мира во 2 «Б» классе
По теме «Профессии».
Урок проведен во 2 «Б» классе, присутствовали 26 учащихся. В классе средний уровень качества знаний: 4 человека высокого уровня, 15 человек среднего уровня, 7 человек низкого уровня.
Цель урока Обогащать знания учащихся о профессиях людей , работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. Учащиеся доказывают важность, необходимость и значимость любого труда людей.
Задачи:
• развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять).
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
• воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Тип урока: урок закрепления, второй час. На уроке использовались различные методы: словесный, наглядный, практический. Было использовано интерактивное оборудование, ТСО. Основным видом деятельности была групповая и фронтальня работа. В урок были включены модули: Новые подходы в преподавании и обучении ( диалоговое обучение) через групповую работу, разминка, Преподавание и обучение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, Использование ИКТ в преподавании и обучении (слайды, разминка), Оценивание обучения и оценивание для обучения ( взаимооценка работы групп). Для предупреждения утомляемости на уроке осуществлялась смена видов деятельности: игры ( Угадай профессию по действию, Сказочные профессии, Собери пословицу) , разгадывание кроссворда, инсценирование, составление коллажа, презентация групп, проводилась физминутка. Все этапы урока были мною продуманы, рационально распределено время на каждый этап урока. В ходе урока были реализованы такие принципы обучения как: наглядности, доступности, воспитывающего характера.
Вывод: Я считаю, что учащиеся показали умение работать в группе.Урок достиг своей цели.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блузка рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!
Спецодежда | Орудия труда | |
Кого больше мужчин или женщин? | Какую пользу приносит | Где трудится |