ПРОЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ «Различение слов, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?»


МКС(К)ОУ «Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


















ПРОЕКТ УРОКА

ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ВО 2 КЛАССЕ



ТЕМА УРОКА: «Различение слов, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?»


подготовила Харитонова Л.В.

учитель начальных классов МКС(К)ОУ

«Ветлужская специальная /коррекционная/

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»



Ветлуга, Нижегородская обл., 2012г.

Тема урока: Различение слов, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?



Цель урока: Учить различать названия предметов по вопросам «кто?» и «что?»



Задачи урока.

Образовательная: учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета.

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления путём установления общего свойства ряда предметов, коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.



Оборудование: учебник — Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь, компьютерная презентация, индивидуальные карточки «Названия предметов», карточки со словами для фронтальной работы




Тип урока. Комбинированный урок.



























Этапы урока.

  1. Организационный и мобилизующий.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.

  4. Упражнения для развития пальцев рук.

  5. Минутка чистописания.

  6. Усвоение новых знаний.

  7. Физкультминутка.

  8. Первичная проверка усвоения знаний. Работа с учебником.

  9. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.

  10. Обобщение знаний. Игровой момент.

  11. Информация о домашнем задании.

  12. Подведение итогов урока и выставление оценок.









































Ход урока.

Основные этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный и мобилизующий.

(Слайд 2-3)





2.Проверка домашнего задания.











3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.

(Слайд 4)





4.Упражнения для развития пальцев рук.

(Слайд 5)







5. Минутка чистописания.

( Слайд 6)













6.Усвоение новых знаний.

(Слайд 7-14,15)















7.Физкультминутка.









8. Первичная проверка усвоения знаний. Работа с учебником.



9. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа.

(Слайд 16)













10.Обобщение знаний. Игровой момент.

(Слайд 17)



















11.Информация о домашнем задании.









12. Подведение итогов урока и выставление оценок.

(Слайд 18, 19)


Настрой на урок в стихотворной форме.

Инструктаж.



Инструктаж.

Фронтальный опрос.

Вывод.

Словесная оценка.







Сообщение цели и задач урока.







Показ упражнений со стихотворным сопровождением.







Постановка проблемного вопроса.

Инструктаж.

Контроль.

Словесная оценка.







Постановка проблемного вопроса.

Фронтальная работа.

Контроль.

Словесная оценка.

Вывод.







Инструктаж.









Фронтальная работа.

Инструктаж.

Контроль.

Анализ ошибок.

Индивидуальная работа по уровням.

Инструктаж.

Контроль.

Анализ ошибок.

Словесная оценка.







Фронтальная работа.

Инструктаж.

Словарная работа.

Контроль.

Словесная оценка.















Инструктаж.











Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Комментирование оценок.




Слушают.

Запоминают предметы.

Называют слова.






Ответы на вопросы.

Вывод.









Чтение темы урока.









Выполнение упражнений со стихотворным сопровождением.







Ответы на вопросы.

Индивидуальная работа у доски.

Самостоятельная работа в тетради.

Самооценка.





Называние предметов на слайдах, одним словом.

Выбор обобщающего слова.

Размещение слова в два столбика по вопросам.

Вывод. Правило.







Выполнение упражнений.









Выполнение упражнения у доски и в тетрадях.

Объяснение.

Вывод.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Вывод.

Правило.











Объяснение значения слов.

Подбор новых слов.

Запись в тетради.

Вывод.

Правило.















Нахождение в учебнике.

Объяснение прядка выполнения.







Ответы на вопросы.

Самооценка работы на уроке.






План урока.

Этап урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный и мобилизующий.

Долгожданный дан звонок, начинается урок! (слайд 2)

Запомнить предметы, изображенные на картинках.(слайд 3) Сядет тот, кто назовёт предмет с вопросом.

Как назвать предметы, одним словом?

Какой вопрос задавали ко всем этим предметам?


2.Проверка домашнего задания.

Откройте тетради. Проверим домашнее задание.

Что нужно было сделать в упражнении?

Прочитать слова, которые вы подчеркнули.

Какой вопрос задавали к этим словам?

Почему?






3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.

Какую тему мы изучаем на уроке письма?

Как спрашиваем о живых предметах?

Как спрашиваем о неживых предметах?

Сегодня на уроке мы будем учиться различать слова по вопросам «кто?» и «что?».

Тема нашего урока звучит так… (слайд4)









4.Упражнения для развития пальцев рук.

Руки….

Ноги….

Локти…

Спина…



(слайд5)

Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.





5. Минутка чистописания.

(слайд 6)

Посмотрите на экран.

Названия всех предметов начинаются с одного звука. Определить с какого.

Записать строчную букву, обозначающую этот звук.

Какой предмет здесь лишний?

Почему?

Дайте девочке имя, чтобы оно тоже начиналось с буквы Д.

Как пишутся имена людей?

Записать имя целую строчку.











6. Усвоение новых знаний.

Какую тему мы изучаем на уроке письма?

Какие вопросы задаём к словам, обозначающим названия предметов.

Назвать предметы на слайдах одним словом, выбрать это слово на столе, поставить под соответствующий вопрос.

(слайды 7-14)

Вывод: Вопрос «Кто?» мы задаём, когда спрашиваем о живых предметах (О людях и животных). Вопрос «что?» мы задаём, когда спрашиваем обо всех остальных предметах ( одежда, посуда, игрушки, мебель и т. д.)

Правило. (слайд 15)

Такое же правило есть у вас в учебнике.

Откройте учебник с. 108. Прочитайте правило.

Прочитаем хором.

Кто запомнил?



7. Физкультминутка.

Немного отдохнём.

Если я назову слово, которое отвечает на вопрос «кто», вы должны встать, если на вопрос «что?»- присесть.


8.Первичная проверка усвоения новых знаний. Работа с учебником.

Прочитайте задание к упражнению 1.

Что нужно сделать в упражнении?

Выполним упражнение на доске и в тетрадях.



Вывод.







9. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.

У вас на партах лежат конверты. Достаньте из них карточки со словами и распределите их в два столбика по вопросам.

Проверьте себя. (слайд16)

Как спрашиваем о людях и животных, как спрашиваем о других предметах?









10. Обобщение знаний. Игровой момент.

А сейчас мы немножко поиграем. Следующее задание для самых внимательных и сообразительных.

Вам нужно изменить выделенную букву в слове, чтобы оно стало отвечать на вопрос «Кто?»

(слайд 17)

Прочитайте слово.

На какой вопрос отвечает?

Что оно обозначает?

Измените выделенную букву.

Что обозначает это слово?

На какой вопрос отвечает?





Следующее слово.

Что обозначает это слово?

Измените выделенную букву.

Что обозначает это слово?



Прочитайте следующее слово.

Что оно обозначает?

Измените одну букву.

Что обозначает это слово?

На какой вопрос отвечает?



Вывод.


Первый ряд запишите слова, которые отвечают на вопрос что?

Второй ряд запишите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Придумайте еще по одному слову.

Проверим.

Вывод.




11. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: Выучить правило, выполнить упражнение 2 с. 108.

Прочитайте задание.

Как будете выполнять упражнение?







13.Подведение итогов урока и выставление оценок.

Наш урок подходит к концу.

Подведем итог. (слайд 18)













Вы сегодня… (слайд 19) МОЛОДЦЫ.

Поднимите руки, кто считает, что он молодец.

Погладьте себя по головке этой рукой.

Оценки за урок.



Урок окончен.






Запоминают.

Называют слова. Задают к ним вопрос.( ЧТО?- РУЧКА…)

Школьные принадлежности.

Что?













Списать предложения, Подчеркнуть названия животных.

Кто?

Это живые предметы.













Названия предметов.

Кто?

Что?







Различай слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»













на месте.

на месте.

у края.

прямая.




Делают упражнения.





Запись в тетради.

















Звук (д)

Запись в тетради. Один ученик кисточкой на доске. (3 уровень)

Девочка.

Отвечает на вопрос «кто?», а остальные на вопрос «что?».

Даша.

С большой буквы.

Запись в тетради. Один ученик у доски, обводит пальчиком по образцу, записывает на доске.

(3 уровень)











Названия предметов. (табличка на доску)

Кто? и Что? ( таблички на доску)





Называют слова. Подбирают обобщающее слово, находят карточку с этим словом, ставят его под соответствующий вопрос.













Один ученик читает правило на слайде.



Один ученик читает правило в учебнике.

Чтение хором.

Воспроизведение по памяти.







Делают упражнения.













Читают про себя. Один ученик читает вслух.

Сначала выписать слова, которые отвечают на вопрос «кто?», а потом на вопрос «что?»

Выполнение упражнения на доске и в тетрадях.

Повторение правила.











Самостоятельно выполняют задание. Третий уровень — карточки с картинками и словами. У остальных — карточки только со словами.

Самопроверка.

Повторение правила.
















коса

что?

1.Заплетенные волосы .

2. Сельскохозяйственные орудие для срезания травы.

Коза- домашнее животное.

кто?



мак

цветок

рак

животное

капля

Капля воды. (Маленькая частичка жидкости)

цапля

птица

кто?


Повторение правила.



Самостоятельно записывают слова.

Каждый придумывает ещё одно слово и записывает в тетрадь.

Третий уровень только списывает слова.

Читают слова.

Повторяют правило.









Читают задание.





Записывать слова по образцу.















Сегодня я узнал…..что о людях и животных спрашивают «КТО?», о других предметах спрашивают «ЧТО?»



Я учился….. задавать вопросы к словам, обозначающим названия предметов.





Поднимают руки.

Гладят себя по голове.







Встают.







Использованная литература:

  1. Павлова Н.В. Уроки русского языка, чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы: Учебно-методическое пособие. – Саратов, 2003.

  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П. Трушина. — Волгоград: Учитель, 2008.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: