Программа
краеведческого кружка
«Мой родной край»
Руководитель Туликова Д.Д.
МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.
История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает юным понять смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности — в этом заключается основной смысл кружка « Мой родной край».
Обучающие:
— Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах Астрахани.
-Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
— Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
-Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3.Знакомить учащихся с историей школы.
4.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
5.Принимать участие на районной олимпиаде по краеведению
6. Вести сбор материалов об истории школы и села.
8. Составить исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
— организация походов, путешествий и экспедиций;
— проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
— подготовка Книг Памяти;
— формирование музейных коллекций;
— выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
— участие на конференциях, олимпиадах и конкурсах;
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, стремящийся к новым знаниям.
Задача первого года занятий в кружке – Ввести понятия «семья , родословная, древо семьи, родной край, родина», накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей семье, городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие уважения к старшим,родным,понятие бережного отношения к земле.
Тема | Содержание. | Количество часов | Дата | ||||
1а | 1б | ||||||
Тема 1. Родословная семьи. | |||||||
1. | Знакомство с планом работы краеведческого кружка. | 1.Человек и его окружение. Что изучает краеведение. 2.Источники изучения родного края. | 2 |
|
| ||
2. | Мой дом. Моя семья. | 1.Где мой дом? 2.Что такое семья. Кто такие родственники. 3.Родные, двоюродные, троюродные. 4.Почитание старших. 5.,6.Мои права и обязанности в семье. | 6 |
|
| ||
3. | Родословная семьи. | 1.Что такое родословная? 2..История моей семьи.(из рассказов родителей) 3.Встреча с бабушками и дедушками. 4.В музей школы от моей семьи. 5. Что я внесу в историю своей семьи. | 5 |
|
| ||
4. | Древо семьи. | 1.Что такое древо семьи. 2.Как собрать информацию о семье. 3,4. Составляем древо семьи. | 4 |
|
| ||
Тема2.Моя малая Родина. | |||||||
4. | Родная школа. Ее история и традиции. | 1.Первая школа в моём селе. 2.История моей школы. 3,4.Наша гордость.(знаменитые учителя и ученики школы.) 5.Встреча с заслуженным учителем. 6.Встреча со старшеклассниками. 7.Традиции школы. 8.Здесь учились мои родители. 9.Я рисую свою школу.
| 9 |
|
| ||
5. | Село: прошлое, настоящее. | 1.Почему «Осыпной Бугор»? 2.История моего села. 3.Наше дружное село. 4.Что есть в моём селе? 5.Улицы бывают разные. 6.Берегите свою малую Родину! 7.Каким я вижу Осыпной Бугор. | 7 |
|
|
Формы занятий кружка:
рассказ учителя;
беседы с учащимися;
экскурсии в музей;
работа с документами, фотографиями;
встречи с интересными людьми.
Планируемые результаты на выходе из первого класса.
1.Знание понятий : семья, родословная, древо семьи, Родина.
2.Знание истории своей семьи.
3.Умение составлять родословную семьи.
4.Понимание семейных ценностей, а именно: взаимоуважение, почитание старших, внимание к младшим, любовь к ближним.
5. Осознание своих прав и обязанностей в семье.
6.Овладение начальными знаниями школы, села.
2 класс— Приобщение к национальной культуре «Наши традиции».Изучение истории села, фольклора, народных праздников, структуры села, национального состава села.
Формы занятий кружка:
рассказ учителя;
беседы с учащимися;
экскурсии;
работа в библиотеке;
встречи с интересными односельчанами;
работа с фотографиями.
Планируемые результаты на выходе из второго класса.
1.Знание истории своего села.
2.Умение работать с фотоаппаратом и делать фоторепортажи.
3.Знание структуры села.
4.Знание традиций и обычаев своего села.
5.Понимание общечеловеческих ценностей: взаимоуважение, почитание старших, внимание к истории своего села, к своим односельчанам, любовь к ближним.
6.Участие на школьной конференции.
7.Овладение начальными навыками подготовки проекта поэтапно.
8.Овладение навыками ведения блога в интернете
Тема | Содержание | Количество часов | Дата | ||
2 а | 2 б | ||||
1. | Моё многонациональное село. | 1.Национальный состав села. 2.Душа в душу (о дружбе народов в селе.) 3.Что же есть в моём селе. 4. По улицам моего села. 5.Чего не хватает в моём селе. 6,7,8.Фоторепортаж о селе.(создание блога «Кружка краеведение.») 9,10.По страницам истории моего села. 11,12,13..Расскажу о жизни деда в селе нашем родном.(пополнение школьного музея; подготовка к итоговому проекту)
| 13 |
|
|
2. | Наши праздники. | 1,2,3,4.Национальные праздники. 5,6. Праздники села. 7,8,9,10.Мастера и мастерицы нашего села.(Встречи с односельчанами; пополнение школьного музея ; подготовка к итоговому проекту) | 10. |
|
|
3. | Таланты в моём селе. | 1,2 Поэты в моём селе. 3. Музыканты на Бугре. 5,6.Мы танцуем и поём в селе своём.(подготовка к итоговому проекту) | 6.
|
|
|
4. | Что на свете всего вкуснее. | 1.Национальные блюда. 2.Что пекут у нас в селе. | 2. |
|
|
5. | Что нужно нашему селу? | 1,2,3 Итоговый проект. | 3. |
|
|
Список используемой литературы.
1. https://www.dobrieskazki.ru
3.Рассказы о Родине, Данкова Р.Е.
4. «Школа вежливости для маленьких гостей» ,Галина Шалаева.