Программа кружка «Юный патриот» ФГОС




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец

Грязинского муниципального района Липецкой области



РАССМОТРЕНО на ШМО

Протокол от 30.08.2012г.№ 1

Руководитель МО

___________ Медведева О.А.


УТВЕРЖДЕНО

приказом от 1.09.2012г. № 4

Директор МБОУ СОШ

с. Большой Самовец:

___________ В.Н.Терехова











Программа кружка

« Юный патриот »















Учитель Медведева О.А.




ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Программа курса «Юный патриот»


Пояснительная записка

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, села, школы;

  • государственные праздники;

  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;

  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;

  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Тематическое планирование


пп

Тема занятия

Цель

Содержание

Дата

Раздел I. Я – гражданин (7ч)

1

Россия — Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.


Россия — наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.


.

2

Родной край – частица России. Символика края.

вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

ЯНАО, Ямальский район. Символика края. Город Салехард. Достопримечательности края. Люди и их занятия.



3

Село моё родное.

познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями.

Основание поселка. Село Сеяха в наши дни. Достопримечательности села. Мы о селе стихами говорим.


4

Экскурсия «Наша улица».

познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.


5

Я — ученик.

познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.



6

Родной дом и семья.

формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.



7

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.



Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)

1

Как жили наши предки

познакомить с происхождением народов севера; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Кто такие жители крайнего севера. Быт, нравы и культура народов севера.



2

Богатырская наша сила

познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».



3

Русские героические сказки.

развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.



4

Русский солдат сам черт ему не брат.

рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).


5

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

6

Русские полководцы. А.В. Суворов.

создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.



7

Военные забавы юного Петра.

познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.



8

История   военной  символики  и  формы (мундира)

Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования.

Обмундирование в России. История мундира.


9

Виды воиск в России

Познакомить с родами войск в России.

Виды войск и назначение.


Раздел III. Прошлое рядом (9ч)

1

Путешествие по городам – героям.

пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.



2

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках — Героях Советского Союза.

Край годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.


3

История одного памятника. «Родина Мать зовет!»

познакомить с историей основания памятника.

История памятника.



4

День защитника Отечества.

познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.



5

Маршал победы Г.К. Жуков

создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова

Образ полководца Г.К.Жукова.


6

Дети войны.

расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.


7

Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.

дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Ученые — покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.



8

День Победы.

познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.



9

Акция «Милосердие»

формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

Помощь престарелым людям, труженикам тыла


Раздел III. Заключение (3ч)

1

Зарничка.

развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».



2

«Твои гражданские права и обязанности»

Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.



3

Что мы узнали и чему научились за год.

подвести итоги работы за весь курс.


Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! — М.: «ВАКО», 2006.

  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! — М.: «ВАКО», 2006.

  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

  7. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. — Новопавловск, 2007.

для учеников:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

  4. Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.

5. Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.





2


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Самый важный лепесток"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: